Урок литературы Басни дедушки Крылова


Открытый урок по литературе «Басни И.А. Крылова»


Цель: изучение творчества И.А.Крылова.
Задачи:
Обучающая:
познакомить учащихся с историей басни как жанра литературы, формировать умение выразительного чтения басни и умение определять мораль басни,
знакомить с новыми литературоведческими терминами (басня, аллегория); закрепить умение характеризовать героя литературного произведения.
Развивающая:
развивать образное и творческое мышление, внимание, актерские способности, навык публичного выступления.
Воспитательная:
прививать любовь к русской литературе, родной
стране.
воспитывать чувство гордости за великих соотечественников и чувства сопричастности к истории России, ее литературному наследию.

Вид урока: объяснение нового материала

Оборудование: на доске запись темы и портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, элементы декораций и костюмов к басне И.А.Крылова «Свинья под дубом», грамзапись басни «Стрекоза и муравей» в исполнении И. Ильинского.

Ход урока.
Организационный момент.
Прослушивание грамзаписи басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
Вопросы к учащимся:
-Что вы сейчас услышали?
-Откуда вы знаете, что это басня?
-Кто автор басни? Кто читает басню?
Подготовленный ученик знакомит ребят несколько слов об известном актере И. Ильинском)
-Какие еще произведения Крылова вам известны?
-Кто главные герои большинства басен Крылова?
-Что вы знаете о И.А.Крылове как о человеке и литераторе?
4. «Страничка биографии и творчества»
(заранее подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве И.А.Крылова)
История литературы Рассказ учителя о возникновении басни как жанра.
Теория литературы Работа с термином «басня» при помощи словаря терминов в учебнике. Запись определения в личные «Словарики литературоведческих терминов».
З а д а н и е: дополните признаки, которые характерны для басни как жанра эпоса.
Н а д о с к е:
1. Нравоучительное или сатирическое произведение
2. Аллегория.
3.(Мораль)
4.(Чаще в стихотворной форме)
5.Наличие диалога
6.(С большой буквы названия животных)
7.Зачин и повторы.
(Данное в скобках не записано, эти позиции называют ученики. Учитель останавливается на понятии «Аллегория», учащиеся записывают в «Словарики» определение этого термина)
Физминутка
«Театральная страничка»
З а д а н и е: посмотрите внимательно инсценировку басни «Свинья под
дубом» и определите мораль басни.

Анализ басни «Два мальчика». Ученик выразительно читает басню, затем учитель задает вопросы:
-Кто герои басни? Сколько их, какие они?
-Что объединяет мальчиков?
-В чем их различие?
-Дайте характеристику Феде и Сене, приводя отрывки из басни в качестве доказательства.
-Дайте речевую характеристику мальчикам.
-Кто вам симпатичен и почему?
-Есть ли в басне авторская оценка мальчиков?
-Прочитайте мораль басни. Как вы понимаете эти слова?

10. Работа над выразительным чтением басни «Два мальчика».

11. Домашнее задание
К следующему уроку подготовить чтение басни «Два мальчика» наизусть. К уроку внеклассного чтения подготовить инсценировку басен И.А.Крылова по собственному выбору.


15