Методическая разработка дневника практических занятий по дисциплине Анатомия и физиология человека, для студентов специальности Сестринское дело.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«НОВОРОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ДНЕВНИК
практических занятий по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
студентки (а) II курса группы М
Специальность «Сестринское дело»

Место проведения занятий: кабинет анатомии и физиологии человека
Преподаватель: Ольхова Ольга Валентиновна

2015 г.

Пояснительная записка

Материал подготовлен преподавателем Ольховой О.В. в количестве 28 практических занятий.
Данная методическая разработка предназначена для проведения практических занятий по «Анатомии и физиологии человека», направлена на формирование профессионального интереса к изучению строения организма человека и его функциональных особенностей.
В процессе занятия повторяются, конкретизируются и закрепляются знания и умения, полученные при изучении темы на теоретическом и практическом занятиях.
Задания представлены в форме: определить, сделать обозначения, выделить цветом, перечислить конкретные структуры, дополнить предложение, ответить на вопрос, заполнить таблицу, выбрать правильный ответ.
Дневник иллюстрирован фотографиями, рисунками, схемами.
В результате изучения обучающийся должен знать:
- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Должен уметь:
- применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
Данная методическая разработка рекомендована для использования в учебном процессе по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».




Практическое занятие № 1. Дата ___________
Тема: Строение и жизненный цикл клетки. Оценка _________

Схема микроскопического строения клетки.


Клетка – это



Обозначить и выделить цветом постоянные включения клетки и определить их функции:
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
10 -
11 -
12 -
13 -


Зарисовать эпителиальную, гладкую мышечную и нервную клетки. Выделить в них фибриллы.
В какой клетке располагаются, тонофибриллы, миофибриллы, нейрофибриллы и какую функцию они в клетках выполняют.

А Б В


Определить формы клеток.






1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –

Обозначить фазы митотического деления клетки.



1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –
8 –














Практическое занятие № 2. Дата ___________
Тема: Строение эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Оценка___________
Рассмотреть под микроскопом препараты различных видов тканей и обозначить их структуры.
Эпителиальная ткань. Покровный однослойный эпителий.
Препарат: Кишечная ворсинка.


Обозначить и выделить на рисунке цветом:

– цилиндрические (каемчатые) клетки,

– бокаловидные клетки,

– микроворсинки.






Препарат: Многорядный мерцательный
эпителий трахеи собаки.


Обозначить и выделить на рисунке цветом:
- мерцательная клетка,

- реснички, 

- секрет в бокаловидной клетке,

- ядро бокаловидной клетки,

- вставочная клетка,

- базальная клетка.

Препарат: Мезотелий брюшины.


Обозначить и выделить цветом элементы ткани:

1 –

2 –

Препарат: Кубический эпителий канальцев почки.

Обозначить и выделить цветом элементы ткани:

– апикальная часть кубической клетки,

– базальная часть кубической клетки,

– ядро клетки.







Покровный многослойный эпителий.

Препарат: Плоский неороговевающий
эпителий роговицы глаза.


Определить и выделить цветом слои эпителия:













Препарат: Плоский ороговевающий
эпителий (эпидермис кожи).


Определить и выделить цветом слои эпителия:



-

-

-

-



Выделите основные морфологические признаки эпителия:










Определите виды и формы эпителия, приведите примеры локализации в организме человека.






А –


Б –



В –



Г –



Д –



Е –







III. Железистый эпителий. Железы внешней и внутренней секреции.


Препарат: Слюнная железа, экзокринного типа.



Обозначить и выделить цветом на рисунке структуры железы:

1 – железистый эпителий,

– концевой отдел железы,

– выводной проток,

- содержимое железы.
На рисунке определить типы секреции экзокринных желез, привести примеры:


А – Мерокринный тип секреции –




Б – Апокринный тип секреции –



В – Голокринный тип секреции –







Выделите отличительные особенности между эндокринными и экзокринными железами:





Обозначить и выделить цветом основные элементы соединительной ткани.

Рыхлая неоформленная волокнистая соединительная ткань.

1. 2.
3. 4.
5. 6.
7.
Месторасположение:

Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань (продольный срез сухожилия теленка).


Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань (продольный срез эластической связки).



VII. Ретикулярная ткань


Месторасположение:

VIII. Хрящевая ткань (гиалиновый хрящ).





IX. Костная ткань.





Обозначить и выделить цветом основные элементы мышечной и нервной тканей.

X. Гладкая мышечная ткань.

1 – миоцит
2- ядро миоцита
3 – рыхлая соединительная ткань

Месторасположение:

XI. Поперечнополосатая мышечная ткань.












Месторасположение:

XII. Сердечная мышечная ткань.


XIII. Нервная клетка.




Месторасположение:
XIV. По количеству отростков определить виды нейронов.

А –

Б –

В –

XV. Выделить цветом тигроидного вещество нейрона.


Какую функцию выполняет тигроид (Глыбки Ниссля)?






Практическое занятие № 3. Дата __________
Тема: Кости и топография черепа. Оценка__________

Скелет человека.


Скелет -

А вид –

Б вид –

Обозначьте отделы скелета и перечислите кости их образующие:

1 –



2 –


3 –


4 -


5 -


6 -






Скелет головы.

II. Череп -



Перечислить на русском и латинском языках кости черепа и выделить их на рисунке цветом:

А. Мозговой череп.











Б. Лицевой череп.










В. Височно-нижнечелюстной сустав (обозначить и описать особенности строения).
Движения, выполняемые в данном суставе:







III.Обозначить кости образующие полости и вместилища для органов чувств.


А. Глазница –

Перечислить кости образующие глазницу (выделить цветом и порядковым номером):





Какой орган чувств располагается в глазнице –



Б. Полость носа –

Перечислить кости образующие полость носа (выделить цветом и порядковым номером):






Какой орган чувств располагается в полости носа –



В. Полость рта –

Перечислить кости образующие полость рта (выделить цветом и порядковым номером):






Какой орган чувств располагается в полости рта –




IV.Околоносовые пазухи.

Определить месторасположение околоносовых пазух и выделить их на схеме цветом:

1 –

2 –

3 –

4 -
Какую функцию выполняют пазухи, синусы?


Дайте определение синусита -

V.Клиновидная кость (вид сверху) –

Обозначить основные структуры клиновидной кости, отметить какие нервы и сосуды проходят в её отверстиях:
1 –
2 –
3 –
4 -
5 -
6 -
7 -
-

VI.Височная кость -

Обозначить цветом части височной кости:
Каменистая часть (пирамида) – синий

Чешуйчатая часть – красный

Барабанная часть – зеленый

В пирамиде височной кости располагаются органы чувств –

Какие три канала проходят внутри височной кости –


VII.Oснование черепа.

Внутренне основание черепа.

Наружное основание черепа.


Обозначить отверстия, назвать какие сосуды и нервы в них проходят:
3 -
6 -
7 -
8 -
11 -
12 -
13 -
16 -
18 -
23 -
27 –
Обозначить отверстия, назвать какие сосуды и нервы в них проходят:
1 -
9 -
11 -
13 –
21 -








VIII.Возрастные особенности черепа новорожденного.

Череп новорожденного А (вид сбоку), Б (вид сверху).






Определить название родничков и ответить, к какому возрасту каждый из родничков должен закрыться (отметить цветом):

1 –



2 –



3 –



4 -

К какому типу соединений относятся швы черепа –

В мозговом черепе швы –

В лицевом черепе швы –


В каком возрасте происходит сращение черепных швов?







Практическое занятие № 4. Дата ___________
Тема: Скелет туловища. Оценка___________
Скелет туловища.
Позвоночный столб –


А вид –
Б вид –
В позвоночник –

Обозначить отделы позвоночника и количество позвонков их образующих:
1 –

2 –

3 –

4 -

5 -

Физиологические изгибы позвоночного столба:
13 –
14 –
15 –
16 –

К какому возрасту позвоночник ребенка приобретает все 4 изгиба?

Сколиоз – это



Позвонок -


Описать строение позвонка:
1 –
2 –
3 –
4 -
5 -
6 -
Функция позвоночного отверстия:




Дать название 1 и 2 шейным позвонкам.


Какие особенности строения они имеют?







Опредилить название и порядковый номер позвонка.

L III ThVIII C II C I




Крестцовая кость –

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Вид –

Определить структуры крестца:

- канал крестца
- межпозвоночные отверстия
- срединный гребень
- крестцовые рога
- верхние суставные отростки

- ушковидная поверхность
Грудина –



Определить части и вырезки грудины:

- рукоятка грудины
- тело
- мечевидный отросток
- яремная вырезка
- ключичная вырезка
- реберные вырезки











Ребро –


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Части ребра:
- головка
- шейка
- тело
- суставная поверхность
- борозда ребра

Почему нельзя делать плевральную пункцию по нижнему краю ребра?



Какие ребра называются колеблющимися?

Перечислите органы, которые находятся в грудной клетке:



Верхняя апертура ограничена:


Нижняя апертура ограничена:



Функции грудной клетки:


Антирахитический витамин –



Практическое занятие № 5. Дата __________
Тема: Скелет верхней и нижней конечностей. Оценка__________

Скелет верхней конечности.

Скелет верхней конечности –


Типичные места переломов –




Обозначить кости плечевого пояса:
1 –
2 –

Обозначить отелы и кости свободной верхней конечности:
А –
3 –

Б –
4 -
5-

В –
6 -
7 -
8 –

Перечислить суставы верхней конечности и указать их форму:
1 –
2 –
3 –
4 -
5 -
6 -
7 -
8 –

Кости кисти –







Кости запястья:
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -

Кости пясти (обозначить и описать строение):
9 -






Фаланги пальцев (указать ряды и описать строение):
10 -
11 -
12 -






Скелет нижней конечности -


Типичные места переломов –





Обозначить кости тазового пояса:
2 –
8 –
9 –

Обозначить отелы и кости свободной нижней конечности:
А –
3 –

Б –
5 -
6 -

В –
7 –

Перечислить суставы нижней конечности и указать их форму:
1 –
2 –
3 –
4 -
5 -
6 -
7 -
8 –
9 –

В каком суставе имеются мениски?






Кости стопы –


Кости предплюсны:
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -

Кости плюсны (обозначить и описать строение):
8 –





Фаланги пальцев (указать ряды и описать строение):
9 -
10 -
11 -













Определить название и форму суставов.



1а –


1б –


1в –


2а –


2б –


2в –


3а –


3б –


3в –






Практическое занятие № 23. Дата ___________ Тема: Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. Оценка____________
Железы внутренней и внешней секреции.








Общая характеристика желез внутренней секреции:






Заполнить таблицу: «Железы внутренней секреции».
Железа внутренней секреции
Топография железы
Строение
Гормоны железы и их функции
Гипофункция железы
Гиперфункция железы

Название на русском и латинском языках:


























Название на русском и латинском языках:











Название на русском и латинском языках:

















Название на русском и латинском языках:








Название на русском и латинском языках:








Название на русском и латинском языках:
















Название на русском и латинском языках:

















Название на русском и латинском языках:







Название на русском и латинском языках:


















На рисунке определить при гипо- или гиперфункции, какой железы встречается данная патология.

Железа:
Функция:
Патология:

Железа:
Функция:
Патология:

Железа:
Функция:
Патология:

Железа:
Функция:
Патология:


Железа:
Функция:
Патология:

Железа:
Функция:
Патология:

Железа:
Функция:
Патология:

Железа:
Функция:
Патология:


Практическое занятие № 24. Дата __________
Тема: Анатомо-физиологические особенности спинного мозга. Оценка__________
Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Описать звенья рефлекторной дуги.





2 –

3 –

4 –

5 –

Рефлекс - это



Классификация рецепторов.

По локализации рецепторы делятся на (дополнительно указать их месторасположение и виды рецепторов):













По способу восприятия раздражения (привести примеры):

1 –



По виду воспринимаемой чувствительности (привести примеры):

2 –


Спинной мозг.
Строение спинного мозга (горизонтальный срез сегмента спинного мозга).


Определить и обозначить на схеме вещества и части спинного мозга.

А – серое вещество
Б – белое вещество

Части серого вещества: Части белого вещества:
- -
- -
- -

Обозначить:
В - передняя срединная щель
Г - задняя срединная борозда
- передний корешок
- задний корешок
- спинномозговой узел
- спинномозговой нерв
На схеме определить образования спинномозгового нерва и его ветвей.

- спинномозговой нерв, его длина –

Корешки, образующие спинномозговой нерв:
-
-

Место выхода спинномозгового нерва –

Обозначить на схеме ветви спинномозгового нерва:
-
-
-
-
Функции спинного мозга:
А –
Б –


Проводящие пути спинного мозга.


На схеме обозначить канатики белого вещества спинного мозга:
А – передний
Б – боковой
В – задний
В каких канатиках проходят восходящие пути спинного мозга –

В каких канатиках проходят нисходящие пути спинного мозга –

Проводящие пути переднего канатика (их функции):
- передний корково-спинномозговой -
- передний спинно-таламический -
- преддверно-спинномозговой -

Проводящие пути бокового канатика (их функции):
- задний спинно-мозжечковый -
- передний спинно-мозжечковый -
- латеральный спинно-таламический -
- латеральный корково-спинномозговой -
- красноядерно-спинномозговой -

Проводящие пути заднего канатика (их функции):
- тонкий пучок Голля -
- клиновидный пучок Бурдаха -
Оболочки спинного мозга.

Обозначить на рисунке оболочки спинного мозга:

1 –





Между какими оболчками находится субарахноидальное пространство –


Чем это пространство заполнено –


Общее количество спинномозговой жидкости и её функции –




Практическое занятие № 25. Дата ___________
Тема: Анатомо-физиологические особенности головного мозга. Оценка__________
Головной мозг.
Головной мозг – (сагиттальный разрез).



На схеме обозначить и выделить цветом отделы и структуры головного мозга.
А. Ствол головного мозга:
1 – продолговатый мозг 2 – варолиев мост
3 – средний мозг 4 – промежуточный мозг

Б. Мозжечок – 5
В. Полушария головного мозг (конечный мозг) – 6
Обозначить главную комиссуру головного мозга:
7 – мозолистое тело
Какую функцию оно выполняет?

Обозначить отделы промежуточного мозга:
8 - таламус
9 – гипоталамус
Полушария между собой разделены глубокой.щелью.


Отделы головного мозга.
Отдел головного мозга
Название на латинском языке
Строение
Функции

Продолговатый
мозг










Варолиев мост








Ретикулярная формация








Средний мозг













Промежуточный мозг













Мозжечок









Базальные ганглии











Лимбическая
система









Полушария головного мозга.
Доли, извилины и борозды полушарий головного мозга.

На схеме обозначить и выделить цветом доли полушарий:
1 –
2 –
3 –
4 –
Чем между собой разделены извилины головного мозга?
На схеме обозначить и подписать извилины полушарий, отметить их функции.
Лобная доля:
-
-
-
-
Теменная доля:
-
-
-
-
Височная доля:
-
-
-
-
Затылочная доля:
-


Желудочки головного мозга.

Обозначить и выделить цветом на рисунке желудочки головного мозга, указать их месторасположение:
I –
II –
III –
IV –
Чем между собой соединяются III и IV желудочки, обозначить его на рисунке:
А –
Функция желудочков:
Базальные ядра.
Где залегают подкорковые ядра –

На рисунке обозначить образования базальных ядер и выделить их функции:
1. Хвостатое ядро –
2. Миндалевидное ядро –
3. Ограда –
4. Скорлупа –
5. Бледный шар –
Образования полосатого тела и его функции –

Практическое занятие № 27. Дата ________
Тема: Анатомо-физиологические особенности органов вкуса, обоняния и осязания. Оценка_______
Орган вкуса. Вкусовой анализатор.

Выделить звенья вкусового анализатора и структуры их образующие:
I -

II -

III -
На рисунке определить и выделить цветом.
Вкусовые сосочки языка:



Какие сосочки вы ещё знаете:

Вкусовые зоны языка:
(красный)
(зеленый)
(голубой)
(желтый)
Выделить нервы, которые иннервируют язык:


Какие нервы вы ещё знаете:



Орган обоняния. Обонятельный анализатор.




На схеме определить и выделить красным цветом обонятельную зону полости носа. Какое это звено обонятельного анализатора и чем оно представлено:

На схеме обозначить проводящие пути обонятельного анализатора:
обонятельные нити обонятельная луковица

обонятельный тракт поясная извилина

крючок морского конька
В какой доле головного мозга находить центральное звено обонятельного анализатора:

Орган осязания. Кожа –

На рисунке определить слои кожи и кратко описать их строение:
I –

II –

III –

Функции кожи:
На рисунке обозначить и выделить цветом следующие структуры кожи: 1 – кровеносные сосуды 2 – потовая железа
3 – рецептор 4 – сальная железа
5 – волос 6 – луковица волоса
7 – стержень волоса 8 – мышца, поднимающая волос
Описать звенья кожного анализатора и структуры их образующие:
I –
II –
III –



На схеме определить вид рецептора и ощущение, за восприятие которого он отвечает:
1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

К производным кожи относятся:


Отпечаток кожных гребешков. Что открывается на вершинах гребешков -
Способ опознания человека по отпечаткам пальцев –


Практическое занятие № 28. Дата ________
Тема: Анатомо-физиологические особенности органов зрения, слуха и равновесия. Оценка_______
Орган зрения. Зрительный анализатор.
Орган зрения. Глаз –

Масса глазного яблока –
На схеме определить и выделить цветом оболочки глазного яблока, обозначить их функции:



Выделить цветом зрительный нерв:

Определить и выделить цветом образования глазного яблока:
2 - 3 -
4 - 5 -
7 - 8 -
14 - 17 -

Функция хрусталика –
Рецепторы сетчатки, их количество и функции:

Зрительный анализатор.

На схеме определить звенья зрительного анализатора.
I – периферическое звено:

II – проводящие пути:


III – центральное звено:

Вспомогательный аппарат глаза. Двигательный аппарат.

Определить и выделить цветом на схеме мышцы глаза:
верхняя прямая мышца нижняя прямая мышца

латеральная прямая мышца медиальная прямая мышца

верхняя косая мышца нижняя косая мышца

мышца, поднимающая верхнее веко
Черепно-мозговые нервы, иннервирующие мышцы глаза:
1 - 2 - 3 -
На рисунках определить аномалии рефракции:
А – Б –

Вспомогательный аппарат глаза. Слезный аппарат глаза.

На рисунке определить образования слезного аппарата глаз:
слезную железу слезную точку
верхний слезный каналец нижний слезный каналец
слезный мешок носослезный канал
Куда открывается носослезный канал –
Какие ещё органы относятся к вспомогальному аппарату глаза:

Орган слуха –

На рисунке обозначить части органа слуха и их образования.
А – наружное ухо.

Б – среднее ухо.

Слуховые косточки среднего уха.

В – внутреннее ухо.

Длина наружного слухового прохода –
Месторасположение внутреннего уха –

Кортиев орган (канал улитки на поперечном разрезе).

На схеме определить структуры кориева органа:
1 -
2 -
3 -
4 -
Указать на схеме улитковый проток – А.
Функция барабанной перепонки:

Эвстахеит - это
Слуховой анализатор.

На рисунке определить звенья слухового анализатора и перечислить стуктуры их образующие.
1 -
2 -
3 -


VIII.Вестибулярный анализатор.

На рисунке определить части костного лабиринта:
1 - 2 -
3 - 4 -
Опишите звенья вестибулярного анализатора и стуктуры их образующие:
1 -

2 -

3 -












Железы смешенной секреции

Железы внутренней секреции

Железы внешней секреции