«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»














«Духовно-нравственное
воспитание
младших школьников
в рамках ФГОС»








Воспитатель ГПД
Немировская
Валентина Ивановна





Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщения их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.

Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Моя задача – создать условия для формирования и развития духовно – нравственной культуры детей, нейтрализовать негативное влияние, если такое возникает, указать путь и условия формирования нравственности ребенка, помочь любящим родителям в воспитании детей.
Моя работа по формированию духовно – нравственной культуры обучающихся включает: сочетание учебной и внеклассной работы; развитие самостоятельности; установление взаимодействия с родителями детей.
Свою работу я направляю на воспитание патриотизма и гражданственности. Воспитание интереса и желания больше узнавать о родном крае, своей малой родине. Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Я организовываю разнообразные формы воспитательной работы: этические беседы, прогулки по родному краю, заочные экскурсии, устные журналы, конкурсы, игры.
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно – нравственной культуры обучающихся.
Ожидаемые результаты:
 
- активная жизненная позиция школьника;
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- патриотическое и гражданское самосознание;
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдение народных традиций;
- толерантное отношение к окружающим;
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.

На курсах по духовно – нравственному воспитанию много времени уделялось притчам. Мне они понравились, так как занимают не так много времени, и я решила применять их в своей работе. Дети принимают активное участие в обсуждении.
Притчи появились еще в 10 веке до нашей эры. Царь Соломон, правитель Иудейского царства, создавал первые притчи, которые теперь входят в Ветхий завет. Они были практически моральным сводом законов души. А четко обозначенная мысль в них давала возможность четко понять жизненное явление.

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко. Так же легко потом при случае достаются из подсознания.

Притчи дают человеку понимание мира, его законов и духовных явлений. В размышлениях о мире притчи делают процесс размышления образным, красивым, даже изящным.

Каждая притча – тренировка мозга, его возможностей и способностей. Если человек понимает, чему учат притчи, значит, у него все в порядке с интеллектом и образным мышлением, мудростью и духовностью.

Темы притч разнообразные. В них заключены:
мудрость
праведность
знания
любовь к ближнему
страх перед силами природы
знания
семейные устои, воспитание детей
милосердие
выбор друзей
трудолюбие, честность
непримиримость к злу
справедливость
помощь (нуждающимся в ней)
здравый рассудок

Свойства притчи:
краткость
не требует доказательств
подсказка в способах разрешения конфликтной ситуации
дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность
обсуждается не человек, а порок
строится на сравнениях
предполагает мыслительную деятельность

Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме учит детей думать, развивает интуицию и воображение, научит также находить решение проблем.
Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками. Эти небольшие рассказы помогут понять, что всегда у одной проблемы может быть несколько путей решения.
Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно прорастут и дадут свои плоды.


Прослушивание притч

Притча о гвоздях.
Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.
Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:
- Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе.
И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, шрам
Всё равно останется у человека.

Притча о волках.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по содержанию притч






15