Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в рамках требований ФГОС


Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках
литературного чтения в рамках требований ФГОС
«…Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
А. С. Макаренко
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, составляющих основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных ценностей. В соответствии с этим определяется и современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе, - высоконравственный, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа 1, с.23.
Традиционные подходы к нравственному образованию и воспитанию школьников в основном выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Теперь перед педагогами стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путём внедрения более продуктивных педагогических технологий. Необходим комплексный, системный подход. Происходящие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей начальных классов,быть готовыми к ним, так как учителя начальных классов являются первопроходцами в перестройке образования. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, становится очевидным, что одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Детство – важный период в нравственном становлении личности. Всякий знает, как важно воспитывать ребёнка с ранних лет. Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, остаются в нём на всю жизнь. Исследования психологов свидетельствуют о формировании основных моральных качеств любого человека именно в эти годы, поэтому воспитание младших школьников является важной задачей современного образования. Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоту человека, приобщать его к миру прекрасного 3, с.64. В современных условиях на литературу возлагается особая миссия. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашего национального менталитета характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Уроки литературного чтения обладают уникальными возможностями, для реализации этой миссии.
Исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. В своей работе я использую литературно - творческие проекты. Детям нравится сочинять небольшие рассказы, сказки, стихи. Склонность к творчеству присуща ребёнку. Они любят объединяться и творить, вместе придумывают рассказ или сказку, окончание какой – либо истории. На таких уроках ребята реализовывают свои способности и замыслы, учатся овладевать навыками ораторского мастерства, получают удовольствие от процесса творчества, от собственных, пусть даже маленьких открытий, овладевают навыками коммуникативного характера. Данная технология помогает школьнику «научиться учиться», что соответствует требованиям ФГОС, На уроках литературного чтения создаются благоприятные условия для духовно – нравственного воспитания. При чтении произведений у детей складывается представления о добре и зле. Дети учатся ценить близких, проявлять заботу об окружающих, оказывать помощь не только родным и друзьям, но и посторонним людям. Так, например, при изучении рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» в 1 классе дети знакомятся с понятиями слов Родина, Россия, Отечество, мать, матушка. Задумываются о смысловом значении: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая обеспеченная, станет бессмысленной и безнадёжной.
Важно знакомить детей с народным языком, вводить их в мир народной мысли, народной жизни, народного духа. Ещё К. Д. Ушинский считал, что на воспитание большое влияние оказывают национальные особенности, культура народа, его быт и история 2, с.51. Народные пословицы, поговорки, сказки требуют проникновения в их глубину. Они оценивают свойства личности с нравственной точки зрения по поступкам и действиям. Меткое применение пословиц и поговорок помогает исправлению недостатков, обличает зло и возвышает добродетель. Изучая народное творчество, воспитываем частичку духовности и нравственности, ибо без бережного отношения к духовно – культурному наследию общество утрачивает ориентиры, люди перестают дорожить малой родиной, устремляются на чужбину в поисках лучшей жизни, народ рассеивается по миру, государство слабеет. В сказках про Ивана-царевича герои едут за счастьем за тридевять земель в тридесятое государство. Тоска по «нездешному», по «красоте ненаглядной» обычно заставляет героев отправиться в путь. Но только на родной Земле они обретают счастье.
В 4 классе изучение жития как жанра древнерусской литературы занимает особое место. «Житие Сергия Радонежского» повествует о Сергии Радонежском, подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, простоты, скромности, любви к людям, знания сердца человеческого, неприхотливости. Он жил в трудное время, когда русская культура была растоптана врагом. Люди потеряли веру в добро и отъединялись в своём горе. Сергий Радонежский не гнулся под влиянием обстоятельств, не падал духом и продолжал совершать свой обычный человеческий подвиг, помогая людям не разувериться в себе.
Это ли не пример для детей?
Рассматриваяна уроках литературного чтения картину М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» и картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», ученики понимают глубокую идейность этих произведений живописи. Предстоящий бой спаялвоинов в единое целое и придалкаждому лицу черты уверенности в своих силах. Над головами воинов видны иконы, хоругви и целый лес стальных наконечников копий. Великое русское войско, многочисленно, сильно, непобедимо. Победа на Куликовом поле показала, что, только объединившись, можно было вырваться из монголо – татарской неволи. Дети восхищаются мужеством и храбростью русских воинов, узнают об их тяжёлой борьбе за свою свободу и независимость. Картины вызывают чувство гордости за русский народ, который победил в битве врага, численно превосходившего его в два раза.
При изучении былины «Илья Муромец» воспитываем чувство патриотизма, готовности защищать Отечество. Илья Муромец - мудрый герой, обладающий недюжинной силой, смелостью, смекалкой, прямодушный и справедливый. Ради славы он не берёт в руки оружия, только для защиты слабых, за веру Православную, ради справедливости; к родителям относится с почтением, ничего не делает без их благословения. В нём воплощены мечты народа о защитнике Земли Русской.
Воспитание личности в духе христианских представлений о семье, любви и верности на примере истории любви святых Петра и Февронии Муромских. Вот уже шесть веков в памяти народа живёт история о князе Петре, победившего коварного Змея, и мудрой крестьянской девушке Февронии, которая полюбила его.
Нельзя отрицать роли классической литературы в духовно – нравственном воспитании. В начальной школе дети учатся ценить творения Пушкина, Толстого, Чехова. Их произведения напитывают душу светом, зажигают стремлением заботиться о человеке, учат видеть красоту окружающего мира.
Ещё в раннем детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. Они чувствуют красоту художественного слова, понимают мораль сказки, их сочувствие на стороне доброго героя. Они понимают, слушая «Сказку о рыбаке и рыбке», что старуха была злая и наказана за свою жадность и грубость. Детям жаль старика. Произведения А. С.Пушкина воспитывают у детей стремление к добру, гуманность.
Л.Н.Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра. В детских произведениях Л.Н.Толстого раскрыты нравственные проблемы. Его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В его произведениях звучит тема взаимопомощи, отзывчивости. Например, быль «Котёнок», тема честности в рассказах «Правда дороже всего», «Косточка». Писатель не обходит тему взаимодействия человека с природой: «Какая бывает роса на траве». Большое значение придаёт теме трудолюбия. Рассказ - быль «Филиппок» один из ярких примеров.
Важно, чтобы в «новой школе» каждый урок, каждое мероприятие становились яркими переживаниями. Надо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую жизнь», с её нормами и требованиями, воспитает их людьми, стремящимися сделать нашу землю лучше.
«Для того чтобы человеку хорошо прожить жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать». Эти слова принадлежат перу великого русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.
Как просто и доступно сказано!
Литература
Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России Текст. /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.
Тришина Е. С. Пословицы и поговорки как средства нравственного воспитания младших школьников Текст. // Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 3. // М.: ООО «Баласс», 2006.
Громова Г.Н. Духовно – нравственное воспитание младших школьников. Текст. / Развитие современного образования: теория, методика и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции Чебоксары, 11 февраля 2014 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Углегорска Сахалинской области
IV Сахалинские Рождественские образовательные чтения 2014: «Семья и школа: формирование культурной среды на основе духовной традиции»
Выполнил: учитель начальных классов
Кутнякова Антонина Федоровна
г. Углегорск 2014