Исследовательская работа Свадебные легенды моей семьи


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Куреговская средняя общеобразовательная школа»
IV учебно-практическая конференция
Секция «Краеведение»
Исследовательская работа
«Свадебные легенды моей семьи»
Выполнила: Шудегова Е.,
ученица 8 класса
Руководитель:
Чибышева М. Г.,
учитель удмуртского языка

Курегово2016
Оглавление
I Ведение 3
II Основная часть
2. 1. Семейные легенды и архивные исследования 5
2. 2. Исторические корни фамилии Шудеговых 6
2. 3.Свадебные легенды моей семьи 6
2. 4. Традиции моей семьи 8
III Заключение 9
IV Список литературы и информантов 11
V Приложение 12
I Ведение
В моей семье хранится большой фотоальбом. Часто я в детстве всматривалась в лица незнакомых мне людей. На старых фотографиях красивые, счастливые и молодые лица. После детского сада пошла в школу. В школе часто задавали поисковые задания. Одно из этих заданий было: узнать про своих дедушек, прадедушек, бабушек, прабабушек. Вот тогда я снова взяла этот фотоальбом. На фотографиях теперь знакомые лица моих прадедушек и прабабушек, которых я, к моему большому сожалению, не застала живыми. Хоть я их и никогда не видела и мало что знаю о их жизни, для меня они остаются самыми близкими людьми. Я думаю, что надо знать свои корни, чтобы передать их следующему поколению, чтобы никто не пропал во времени. Мне стало интересно, от каких людей пошел мой род, кем были мои предки, чем занимались, как жили, какие это были люди и на кого я больше похожа внешне и по характеру. Как всегда семья начинается со свадьбы. Для начала решила я собрать свадебные легенды моей семьи.
Цель работы: изучение свадебных легенд семьи Шудеговых.
Задачи:
1. Узнать свадебные легенды семьи Шудеговых.
2. Написать исследовательскую работу по теме.
3. Выяснить интересы и род занятий моих предков.
Объект изучения: род Шудеговых.
Предмет изучения: свадебные легенды рода Шудеговых.
Используемые методы: беседа с родственниками, работа с семейным архивом, интернет – переписка с тетей по линии отца, работа с литературными источниками.
3
Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет
собой первые попытки обобщения научно - исторического исследования свадебных легенд рода Шудеговых. Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков, особенно при появлении семьи. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения по теме «Быт населения».
Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации семейного материала; составить генеалогическое дерево; дополнить оформленную работу новыми фактами из истории моей семьи.Гипотеза: род Шудеговых имеет богатую историю и интересные традиции.
4
II Основная часть
2. 1. Семейные легенды и архивные исследования
История рода - это часть истории республики, страны. Наше дело - читать Большую Книгу Истории края, вытягивая из этого котла ниточки своих родословных и нанизанные на них факты жизни предков.
Многие семьи хранят легенды, которым всерьез не придают значения. А если попробовать расшифровать, откуда родилась эта легенда?
Легенда – 1) в ср.-век. Письменности – житие святого и религ.-нравоучит. рассказ, притча; в фольклоре – вошедший в традицию нар. рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный. 2) В обиходном значении – что-то невероятное, выдумка (2: 693).
Реликвии – в разл. религиях мощи или особо чтимые предметы, некогда якобы принадлежавшие богам, пророкам, святым.
Перен. – предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом (2: 1113).
В нашей семье реликвией считают иконку. Эта иконка попала от немецкой вдовы. Брат моего прадеда, Шудегов М. М., попал в плен, увезли их в концлагерь. Рассказывает дочь М. М., Егорина Ф. М., - моя тётя: «Однажды он, очень слабый, слышит: «Михаил, вставай, мы тебя поддержим. Сегодня фермер придёт, выберет рабочих. Если не встанешь – расстреляют». Так он попал к фермеру. Их поместили в сарай. У фермера была сноха – вдова. Она приносила сало. Когда обмен военнопленными стал, вдова дала иконку со словами: «Она тебя до Родины доведёт. Дойдёшь до дома, дашь старшей сестре ли, маме ли в семье. Если старшей не будет, передашь младшей». И вот эта иконка у меня». Так и передают эту иконку от поколения к поколению.
5
2. Исторические корни фамилии ШудеговыхШудегов – удмуртская фамилия; происходит от слова «шуд» и переводится как «счастье». Покровителем этой фамилии является Шудегов. Именно он был первопроходцем этой деревни. Вот как написано в книге «Глазовский район: из прошлого в настоящее»: «Курегово (Запызепской) – удмуртская деревня. Название деревни произошло от слова «курег» («курица»). По преданию, курицу жители селения дарили межемерам (землемерам) в благодарность за межевание земельных участков. Можно предположить, что дарителем был Прокопий Савинович Шудегов, житель деревни Запызепской (Кабаково), который создал починок Куреговский, прибыв сюда в 1810 году» (1: 197).
2. 3. Свадебные легенды моей семьи
Я хочу рассказать про прабабушку, Шудегову С. М.. Жила она в деревне Тараканово. Выросла там она - красивая девица Софья. И вот в один прекрасный день поспешили сваты на двух лошадях к ней. Но родителям и девице сваты не понравились. Через 3 недели поспешили другие сваты на тройке лошадей. Родителям и девице опять сваты не понравились, снова отказали им. Через месяц появились другие сваты на 8 лошадях с бубенцами. Все они разукрашены, а на санях гармонист весёлые песни играл. А гармонисты всю жизнь считаются первыми пареньками на деревне. Вот из красивой кошовки вышел прекрасный молодец по имени Всеволод, и девица Софья растаяла на глазах. Родители девицы сватов приняли хлебом и солью. Посадили за стол, а через месяц сыграли шикарную деревенскую свадьбу.
Родилось у них 4 детей. Жили они зажиточно . Любили работать. В один весенний день случилась удивительная история. Когда прадедушка пахал землю, у лошади передняя нога утонула. Прадедушка выкопал у лошади ногу и увидел железную баночку. Открыл он баночку, а там оказался
6
слиток золотой . Принёс этот слиток домой и показал жене. Решили они спрятать этот слиток до хороших времён. Потом прадедушку раскулачили, уехал он в Кандалашку (так бабушка называет место, куда отправили прадедушку). Баночка со слитком может быть до сих пор лежит в земле. А сам Всеволод первым в деревне стал коммунистом, лошадей из своего хозяйства всех отдал в колхоз. В 1942 году он ушёл на войну и не вернулся. Был убит под Ржевом.
Как сватали бабушку, Дерендяеву Ж. К.? Со стороны жениха Шудегова В. В. (кен курасьёс) приезжают на машине, останавливаются у ворот невесты. Ворота на это время закрывают, чтобы жених и его друзья не зашли. Под воротами подсовывают деревянную лопату, чтобы те клали деньги. Сначала кладут мелочь или 50 рублей. Со стороны невесты ворота не открывают, мало кажется им денег. Потом кладут 80-100 рублей, и ворота открываются. А 50-100 рублей на то время было много. Зарплата тогда была 70-100 рублей. Жених домой заходит, а невесты нет. Опять ему приходится расплачиваться. Невесту находят, но она без туфель. Снова туфли надо выкупать. Много конкурсов, именно со сбором денег, проводили. Все собранные деньги отдавали молодым. Интересно проводился обряд «Сундук басьтон», когда жених выкупал приданое невесты – сундук. На сундук садилась мать невесты и просила выкуп. Не зря она вырастила такую дочь. Приходится родне жениха откупаться.
Третья легенда: как мой папа женился. Мама выросла в деревне Пусошур Глазовского района. Они познакомились после школы на дискотеке в деревне Пусошур. Папа приезжал в эту деревню к родственникам. Понравилась девушка. В июне 1983 года И. позвал своих родителей свататься. Совхоз выделил автобус, поэтому на сватовство и родственники решили ехать. В Пусошуре уже были готовы встречать гостей.
7
Долго невесту Н. не пришлось уговаривать. И. Г. (мама невесты) всем подарки приготовила. Договорились, когда родители невесты приедут к жениху «инты учкыны» (место смотреть) и день свадьбы назначить. Свадьбу решили провести в сентябре после уборочной страды, так как отец Игоря, мой дед Шудегов В. В., работал механизатором.
Свадьба была шикарной, богатой. При выкупе невесты жениху пришлось много денег выложить: в одно блюдце класть что звенит, в другое – что шуршит. До полуночи были у невесты, после 12 часов ночи поехали к жениху. На следующий день проводили разные конкурсы, но, как отмечают односельчане Игоря, их свадьба запомнилась катанием на лошадях.
4. Традиции семьи Шудеговых.
Существует много разных семейных традиций. В одних семьях принято путешествовать, в других – устраивать праздники и ходить летом в походы, в некоторых традицией является выбор профессии.
В нашей семье тоже есть свои традиции. Одна из них – отмечать праздники в кругу семьи. Это, конечно же, все дни рождения, на которых обязательно бывают шашлыки.
Мы очень любим праздник Нового года. Сначала мы вместе наряжаем елку, за которой я с папой хожу, а потом у нас заведено дарить друг другу подарки и запускать фейерверки. Ежегодно до Нового года закупаем фейерверки.
К Новому году у дома строим снежные фигуры. Обязательно здесь бывает символ года. Много бывает желающих любоваться нашим снежным городком.
Может быть, кому-то эти традиции покажутся не такими уж яркими и значимыми, но зато они наши, собственные, и для меня они очень дороги.
8
III Заключение
Результатом работы по теме «Свадебные легенды моей семьи» является восстановление родословной моей семьи в трех поколениях и составление в будущем генеалогического древа рода Шудеговых. Кроме того я узнала много интересного о своих предках, увидела много общего в чертах моего характера, внешних данных с моими родственниками. И теперь я сделала для себя вывод, что мой род пошел от хороших, порядочных людей - это очень ответственно и ко многому обязывает меня в жизни. Я намерена и дальше изучать историю нашего рода, а с результатами моих исследований планирую познакомить моих родственников, создав рукописный альбом «История моей семьи». Тем более эта работа, а именно по изучению генеалогического древа, поиск родословной уже начат моим дядей, но со стороны бабушки, Шудеговой Ж. К. (девичья фамилия Дерендяева). Род Дерендяевых уже найден до второй половины XIX века ( первая запись в родословном древе династии Дерендяевых – Дерендяев Филипп - хх.хх.18хх – хх.хх.1937).
Выполняя данную работу, открывая все новые и новые факты из истории моей семьи, у меня появлялось все больше и больше вопросов, ответы на которые мне ещё предстоит найти.
Просматривая старые фотографии, стараюсь больше узнать о предках: кто они были, чем занимались? По фотографиям можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото…
Главное, что я поняла, хочется выразить строками стихотворения:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
9
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
10
IV Литература
Глазовский район: из прошлого в настоящее / Составитель В. С. Шудегова. – Глазов, 2011.
Советский энциклопедический словарь/ – Гл.ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 1600.
Информанты
Егорина Ф. М., 1935 г.р., образование высшее, пенсионерка, живёт в деревне Курегово.
Шудегова Ж. К., 1940 г.р., образование средне-специальное, пенсионерка, живёт в деревне Курегово, моя бабушка.
Шудегов И. В., 1969 г.р., образование высшее, работает председателем СПК «Коротай», мой папа.
Шудегова Н. Л., 1971 г.р., образование высшее, работает воспитателем , моя мама.
11
Приложение
12