Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этика: азбука добра»(1-4)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тисульская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю:
Директор
__________Н.Н. Рундау«___» ________________2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Этика: азбука добра»
Авторы - составитель:
Александрова Ю. И.
учителя начальных классов

п.г.т. Тисуль
2015
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 6 крупных разделов:
1. Школьный этикет. Мы пришли на урок.
Правила общения.
О трудолюбии.
Культура внешнего вида.
Внешкольный этикет.
Жизнь по законам добра.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формы учета оценки планируемых результатов
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Анкетирование учащихся и родителей
Программа была составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра». И.С. Хомяковой, В.И. Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33 часа в год – 1 класс и 34 часа в год 2-4 класс.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/пНаименование разделов Всего,
час. В том числе Форма
контроля
теория практика 1. Школьный этикет 5 2 3 конкурсы
игры
2. Правила общения 8 3 5 игра
3. О трудолюбии 5 1 4 игра
4. Культура внешнего вида 4 2 2 игра
5. Внешний этикет 5 2 3 игра
6. Жизнь по законам добра 6 2 3 игра
Итого: 33 12 21 Календарно - тематический план
1 класс
№ Название темы Кол-во часов Дата проведения
Школьный этикет. 5ч.
1. Мы пришли на урок. 1 2. Зачем нужны перемены. 1 3. Правила поведения на перемене. Разучивание игр. 1 4. Мы – в школьной столовой. Практикум 1 5. Мы – в библиотеке, медпункте. Экскурсия. 1 Правила общения. 8 ч.
6. Зачем нужны «вежливые слова» (доброжелательность). 1 7. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 8. Мой учитель. 1 9. Думай о других: сочувствие – как его выразить? 1 10. Моя семья. Культура общения. 1 11. Умеете ли вы спорить. Б. Заходер «Буква Я». 1 12. Доброе слово, что ясный день. 1 13. Учимся говорить по телефону. Практикум 1 О трудолюбии 5 ч.
14. Что помогает учится лучше (старательность). 1 15. Как мы трудимся в школе и дома. 1 16. Бережливость: береги свои школьные вещи. 1 17. Я – дежурный по классу. 1 18. Без тура не вытащишь и рыбку из пруда (конкурс пословиц и поговорок). 1 Культура внешнего вида 4 ч.
19. Основные правила Мойдодыра (викторина) 1 20. Каждой вещи свое место. 1 21. Конкурс на лучший деловой внешний вид. 1 22. Откуда берутся грязнули? 1 Внешкольный этикет 5 ч.
23. Правила поведения в транспорте, на улице. 1 24. «Спасибо» и «пожалуйста». 1 25. Мы идем домой (повседневный этикет). 1 26. Мы – в театре. Деловая игра. 1 27. Правила поведения в гостях. 1 Жизнь по законам добра 6 ч.
28. Раздели печаль и радость другого. 1 29. «Сказка – ложь, да в ней намек!» (Путешествие в страну сказок) 1 30. Поделись улыбкою своей (В чем секрет улыбки). 1 31. Мы рисуем добро. 1 32-33 Добро, что солнце (Итоговые занятия) 2 ИТОГО: 33 Содержание программы  «Этика: азбука добра»
1 класс
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие готовность к уроку». Понятие перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен. Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
Раздел 2. Правила общения (8 часов)
Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Обращение к одноклассникам. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
Раздел 3. О трудолюбии (5 часов)
Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Беседа по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко».Анализ действий главных героев.
Раздел 4. Культура внешнего вида (4)
Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.
Раздел 5. Внешкольный этикет (5)
Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения на улице. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.Раздел 6. Жизнь по законам добра (5)
Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».Создание книги мудрости. Путешествие в страну сказок. Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков. Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/пНаименование разделов Всего,
час. В том числе Форма
контроля
теория практика 1. Школьный этикет 5 2 3 конкурсы
игры
2. Правила общения 8 3 5 игра
3. О трудолюбии 6 1 5 игра
4. Культура внешнего вида 4 2 2 игра
5. Внешний этикет 5 2 3 игра
6. Жизнь по законам добра 6 2 3 игра
Итого: 34 12 22 Календарно - тематический план
2 класс
№ Название темы Кол-во часов Дата проведения
Школьный этикет. 5ч.
1. Правила поведения в школе. 1
2. Можно и нельзя. (Ролевая игра.) 1 3. Правила поведения в классе. (занятие-тренинг) 1 4. Правила поведения в столовой. 1
5. Правила этикета в школе. 1
Правила общения. 8 ч.
6. Я познаю себя. 1 7. О честности. 1
8. Скромность украшает человека. 1
9. Без друзей так трудно жить на свете… 1
10. О дружбе девочек и мальчиков. (Конкурсная программа). 1 11. Учусь управлять своими эмоциями. 1
12. Волшебное слово «Здравствуйте». 1 13. Вежливый разговор. Практикум 1
О трудолюбии 6 ч.
14. Что помогает учится лучше (старательность). 1 15. Профессия моих родителей. 2
16. Бережливость: береги свои школьные вещи. 1 17. Кем я хочу стать. 1 18. Не позволяй душе лениться. 1
Культура внешнего вида 4 ч.
19. Культура моей одежды. 1 20. Праздник чистоты. 1 21. Культура движений человека. 1 22. Посоветуемся с зеркалом. 1 Внешкольный этикет 5 ч.
23. Правила поведения на природе. 1 24. Правила поведения в театре (игра-тренинг). 1
25. Повседневный этикет. 1 26. Правила поведения в общественном транспорте (КВН). 1 27. Анкета «Правила этикета». 1 Жизнь по законам добра 6 ч.
28. О доброте и бессердечии. 1 29. Забота о младших. 1 30. О любви ко всему живому. 1 31. Добрым быть совсем не просто. 1
32-33 Добрыми делами славен человек. (Итоговые занятия) 2 ИТОГО: 34 Содержание программы  «Этика: азбука добра»
2 класс
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников». Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Раздел 2. Правила общения (8 часов)
Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Раздел 3. О трудолюбии (6 часов)
Практическое занятие: «Наш общий дом». Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира. Бережное отношение к личным вещам, школьным принадлежностям, к пище. Бережное отношение к времени.
Раздел 4. Культура внешнего вида (4)
Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности. Научить различать одежду: повседневную, рабочую от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
Раздел 5. Внешкольный этикет (5)
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Раздел 6. Жизнь по законам добра (5)
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу. Беседа по сказке «О доброте и равнодушие».

Тематическое планирование
3 класс
№ п/пНаименование разделов Всего,
час. В том числе Форма
контроля
теория практика 1. Школьный этикет 5 2 3 конкурсы
игры
2. Правила общения 8 3 5 игра
3. О трудолюбии 6 1 5 игра
4. Культура внешнего вида 4 2 2 игра
5. Внешний этикет 5 2 3 игра
6. Жизнь по законам добра 6 2 3 игра
Итого: 34 12 24 Календарно - тематический план
3 класс
№ Название темы Кол-во часов Дата проведения
Школьный этикет. 5ч.
1. Какой я ученик. 1
2. Психологическая игра «Репортаж об одноклассниках». 1
3. Мы в столовой: правила этикета (сюжетно-ролевая игра). 1
4. Школьная библиотека. Я – читатель. 1
5. Что такое этикет и для чего он нужен. 1
Правила общения. 8 ч.
6. Поговорим о дружбе. 1
7. О жадности. 1
8. Скромность украшает человека. 1
9. «Когда с товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: учимся договариться. 1
10. Рыцарский турнир вежливости. 1
11. Вежливая просьба и вежливый отказ. 1
12. У меня зазвонил телефон… 1
13. Я иду в гости. Я принимаю гостей. 1
О трудолюбии 6 ч.
14. Трудолюбивый человек – какой он? 1
15. Маленькое дело лучше большого безделья. 1
16. Мамин помощник. 1
17. Кем я хочу стать. (Конкурс рисунков). 1
18. Я сам. 2
Культура внешнего вида 4 ч.
19. Правила личной гигиены. 1
20. Праздник чистоты. 1
21. Правила аккуратного человека. 1
22. В здоровом теле – здоровый дух. 1
Внешкольный этикет 5 ч.
23. Правила поведения в общественных местах (игра «Цветик - семицветик»). 1
24. Мы в магазине. 1
25. Повседневный этикет. 1
26. Правила поведения на природе. (игра – судебный процесс). 1
27. Традиции моей семьи. 1
Жизнь по законам добра 6 ч.
28. Поговорим о доброте. 1
29. О заботливом отношении к людям. 1
30. Забота о братьях наших меньших. 1
31. Легко ли быть добрым? 1
32. Чему мы научились за год? 1
33. Итоговое занятие. 1 ИТОГО: 34 Содержание программы  «Этика: азбука добра»
3 класс
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная светопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, в библиотеке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Раздел 2. Правила общения (8 часов)
Разговор о дружбе, жадности, скромности. Разговор о вежливости. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Умение вести диалог, спор.
Раздел 3. О трудолюбии (5 часов)
Понятие «трудолюбие». Разыгрывание сценок. Беседа по стихотворению Ю.Макарова «Карабас и третий класс». Игра «И я». Беседа по русским пословицам и поговоркам.
Раздел 4. Культура внешнего вида (4)
Как выглядит аккуратный человек. Правила личной гигиены. Игра «Ромашка». Тест «Как вы беспокоитесь о своем здоровье?». Мозговой штурм. Игра на внимание. Беседа по стихотворению Л. Яхина «Очень правдивая история». Разговор о микробах.
Раздел 5. Внешкольный этикет (5)
Выстраивание правил поведения с помощью игры «Цветик семицветик». Разыгрывание ситуаций «Мы в магазине». Обсуждение семейных традиций. Повторение правил поведения на природе через игру «Судебный процесс».Раздел 6. Жизнь по законам добра (5)
Встреча с феями Добра и Зла. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тематическое планирование
4 класс
№ п/пНаименование разделов Всего,
час. В том числе Форма
контроля
теория практика 1. Школьный этикет 5 2 3 конкурсы
игры
2. Правила общения 8 3 5 игра
3. О трудолюбии 5 1 4 игра
4. Культура внешнего вида 4 2 2 игра
5. Внешний этикет 5 2 3 игра
6. Жизнь по законам добра 6 2 3 игра
Итого: 34 12 22 Календарно - тематический план
4 класс
№ Название темы Кол-во часов Дата проведения
Школьный этикет. 5ч.
1. Мой класс – моя семья. 1
2. Твое рабочее место. 1
3. Как мы приветствуем друг друга. 1
4. Какой мы коллектив. Сотрудничество в классе. 1
5. Этикетные ситуации. Умеете ли вы спорить? 1
Правила общения. 8 ч.
6. Путешествие в страну невежд. 1
7. Вглядись в себя. Сравни с другими. 1
8. Друг – это тот, кто… 1
9. Учимся правильно принимать комплименты и критику. 1
10. Учимся правильно улыбаться. 1
11. Учимся говорить «нет». 1
12. Правда и ложь. 1
13. Искусство дарить и принимать подарки. 1
О трудолюбии 6 ч.
14. «Я знаю пять профессий». 1
15. Слава рукам золотым. 2
16. Мудрецы о пользе труда. 1
17. Уважительное отношение к результатам труда человека. 1
18. Выставка творческих работ. 1
Культура внешнего вида 4 ч.
19. Встречают по одежде. 1
20. Дружи с водой. 1
21. Что надеть в школу. 1
22. Профилактика вредных привычек. 1
Внешкольный этикет 5 ч.
23. Красный. Желтый. Зеленый. Правила поведения на дорогах. 1
24. Что такое тактичность? 1
25. Один дома. Правила поведения. 1
26. Учимся говорить, так чтобы вас понимали. 1
27. Разговор за едой, возможно? 1
Жизнь по законам добра 6 ч.
28. Вежливость на каждый день. 1
29. Спешите делать добро. 1
30. Если товарищ заболел. 1
31. Старших надо уважать. 1
32. Душа – наше творение. 1 33. Какими мы были в первом классе и какие сегодня? (Итоговое занятие). 1 ИТОГО: 34 Содержание программы  «Этика: азбука добра»
4 класс
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Беседа «Как провели каникулы». Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Раздел 2. Правила общения (8 часов)
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?». Беседа о правде и лжи. Разыгрывание ситуаций «Комплименты и критика». Разговор о друзьях.
Раздел 3. О трудолюбии (5 часов)
Презентация любимых профессий. Мудрые высказывания о труде. Выставка работ учащихся. Уважительное отношение к результатам труда человека.
Раздел 4. Культура внешнего вида (4)
Разговор о школьной форме (в виде телепередачи «Модный приговор»). Профилактика вредных привычек.
Раздел 5. Внешкольный этикет (5)
Понятие «тактичность». Повторяем рравила дорожного движения. Правила поведения дома. Работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. Учимся выражать свои мысли.Раздел 6. Жизнь по законам добра (5)
Разговор о добрых делах. Составление правил настоящей дружбы. Чтение сказки «Заяц и ёж» (Братья Гримм). Разговор о вежливости и хамстве. Дискуссия «Что значит уважать человека?». Беседа «Каким нужно быть, чтобы тебя уважали?»