Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС Этика: азбука добра


Комитет по образованию Косихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Налобихинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей
Протокол №___
от «___» сентября 20 г.
Руководитель методического объединения ____________
«Согласовано»
Зам. директора по ВР
____________________
«___» сентября 200__г.
«Утверждено»
Директор школы
____________________
«___» сентября 200__г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
начального общего образования Срок реализации 4 года
Составитель: учитель начальных классов
первой категории Казанцева Л.В.
Составитель:
Учитель начальных классовКазанцева Лариса Владимировна


Налобиха 2013 -2014уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), утверждённого приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 г., Основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Этика: азбука добра»Э.Козловой, В.Петровой И.Хомяковой.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
• развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;
• формирование умения осуществлять нравственный выбор
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане
Программа курса «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов - 132 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Учебно-тематический план
1 класс (33 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

п/пНаименование разделов и тем. Кол-во
часов Из них
Теоретических Практических
Раздел № 1
Правила поведения в школе 6 1. Правила поведения на уроке и на перемене. 1 + 2. Правила поведения в общественных местах. 1 + 3. Правила поведения в гардеробе. 1 + 4. Правила поведения в столовой. 1 +
5. Правила поведения в библиотеке. 1 +
6. Правила поведения на школьном дворе. 1 + Раздел № 2
О добром отношении к людям 10 7. Что такое «добро и зло». 1 +
8. Что такое «добро и зло». 1 +
9. «Ежели вы вежливы». 1 +
10. «Ежели вы вежливы». 1 +
11. Добрые и не добрые дела. 1 + 12. Добрые и не добрые дела. 1 + 13. Ты и твои друзья. 1 + 14. Ты и твои друзья. 1 + 15. Помни о других – ты не один на свете. 1 +
16. Помни о других – ты не один на свете. 1 +
Раздел № 3
Как стать трудолюбивым 7 17. «Ученье-Свет, а неученье - тьма». 1 +
18. «Как быть прилежным и старательным». 1 +
19. «Как быть прилежным и старательным». 1 +
20. Наш труд в классе. 1 + 21. Наш труд в классе. 1 + 22. Мой труд каждый день дома. 1 + 23. Мой труд каждый день дома. 1 + Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности. 5 24. Культура внешнего вида. 1 + 25. Культура внешнего вида. 1 + 26. Каждой вещи своё место. 1 + 27. Каждой вещи своё место. 1 + 28. Умейте ценить своё и чужое время. 1 +
Раздел №5
Правила поведения на улице и дома. 2 29. Как вести себя на улице и дома. 1 + 30. Как вести себя на улице и дома. 1 + Раздел №6
Школьный этикет. 3 31. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1 +
32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. 1 +
33. Чему нас научили уроки нравственности? 1 +
2 класс (3 4 ч.)
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.

п/пНаименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел № 1
Культура общения 9 1. Этикет (повторение). 1 +
2. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 +
3. Устное и письменное приглашение на день рождения. 1 +
4. Встреча и развлечение гостей. 1 +
5. Встреча и развлечение гостей. 1 +
6. Поведение в гостях. 1 + 7. Поведение в гостях. 1 + 8. Как дарить подарки. 1 +
9. Как дарить подарки. 1 +
Раздел № 2
Общечеловеческие нормы нравственности 4 10. Заповеди. 1 + 11. Заповеди. 1 + 12. Дал слово держи. 1 + 13. Дал слово держи. 1 + Раздел № 3
Дружеские отношения 11 14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 +
15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 +
16. Преданный друг. 1 + 17. О доброте и бессердечие. 1 + 18. О доброте и бессердечие. 1 + 19. Об уважительном отношении к старшим. 1 +
20. О зависти и скромности. 1 + 21. О зависти и скромности. 1 + 22. О доброте и жестокосердии. 1 + 23. В мире мудрых мыслей. 1 +
24. В мире мудрых мыслей. 1 +
Раздел №4
Понять другого 10 25. Золотые правила. 1 + 26. Золотые правила. 1 + 27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 +
28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 1 +
29. О тактичном и бестактном поведении. 1 +
30. О тактичном и бестактном поведении. 1 +
31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 + 32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 1 + 33. В мире мудрых мыслей. 1 +
34. Обзор курса этики за год. 1 +
3 класс (34 ч.)
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

п/пНаименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел №1
Культура общения 9 1. Этикет разговора. 1 + 2. Обращение к разным людям. 1 + 3. Обращение к разным людям. 1 + 4. Вежливый отказ, несогласие. 1 + 5. Этикетные ситуации. 1 +
6. Этикетные ситуации. 1 +
7. Афоризмы. 1 +
8. Разговор по телефону. 1 +
9. Играем роль воспитанного человека. 1 +
Раздел № 2
Самовоспитание 7 10. Что значит быть вежливым? 1 +
11. Мои достоинства и недостатки. 1 +
12. Мои достоинства и недостатки. 1 +
13. Большое значение маленьких радостей. 1 + 14. О хороших и дурных привычках. 1 +
15. О хороших и дурных привычках. 1 +
16. Афоризмы о самовоспитании. 1 +
Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Заповеди: как мы их исполняем. 1 + 18. О сострадании и жестокосердии. 1 + 19. О сострадании и жестокосердии. 1 + 20. Лгать нельзя, но если...? 1 + 21. Лгать нельзя, но если...? 1 + 22. Всегда ли богатство счастье? 1 +
23. Всегда ли богатство счастье? 1 +
24. Спешите делать добро. 1 +
25. Спешите делать добро. 1 +
26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 +
Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя? 8 27. «Как сердцу высказать себя?» 1 +
28. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 +
29. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. 1 +
30. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». 1 + 31. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». 1 +
32. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. 1 +
33. Афоризмы. 1 + 34. Чему мы научились на уроках этики. 1 +
4 класс (34 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/пНаименование разделов и тем. Кол-во
часов Теоретических Практических
Раздел №1
Культура общения 9 1. Традиции общения в русской семье. «Домострой». 1 +
2. Культура общения в современной семье. 1 +
3. Культура общения в современной семье. 1 +
4. О терпимости к ближним. 1 +
5. О терпимости к ближним. 1 +
6. Культура спора. 1 +
7. Этикетные ситуации. 1 + 8. В мире мудрых мыслей. 1 + 9. В мире мудрых мыслей. 1 + Раздел №2
Самовоспитание 7 10. «Познай самого себя». 1 + 11. Самовоспитание. 1 + 12. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. 1 + 13. Как я работаю над собой. 1 +
14. О терпении. 1 + 15. Конец каждого дела обдумай перед началом. 1 +
16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». 1 +
Раздел №3
Общечеловеческие нормы нравственности 10 17. Об источниках наших нравственных знаний. 1 + 18. Совесть - основа нравственности. 1 + 19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». 1 +
20. «Досадно мне, что слово честь забыто». 1 + 21. Заветы предков. 1 + 22. Россияне о любви к Родине. 1 +
23. Твоя малая родина. 1 +
24. «Мой первый друг, мой друг бесценный». 1 +
25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. 1 + 26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». 1 +
Раздел №4.
Искусство и нравственность 8 27. Нравственное содержание древних мифов. 1 + 28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. 1 + 29. Положительные герои в былинах и сказках. 1 +
30. Отрицательные герои в литературных произведениях. 1 +
31. «Зло, как и добро, имеет своих героев». 1 +
32. Искусство и нравственность. 1 + 33. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» 1 +
34. Обзор курса этикета. 1 +
Материальное обеспечение программы:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
3. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .(42)
4. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г. (46)
5. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г. (30)
6. http://www.portal-slovo.ru/
7. htt = \* MERGEFORMAT p://www.bestreferat.ru/referat-98091.html