Программа по внеурочной деятельности Этика: азбука добра


Муниципальное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск Республики Крым

«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
____________________
Н. В. Бучко
от «____»________2016г. « СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________________
Г. К. Иванова
от «____»________2016г. «УТВЕРЖДЕНО»
Директор СОШ № 5
____________________
О. Б. Василенко
от «____»________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этика: азбука добра»
(духовно – нравственное направление)
для 6 – «А» класса
на 2016-2017 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Программу разработала
Новак Татьяна Викторовнаучитель высшей квалификационной категории
г. Красноперекопск 2016 гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 г. на основе авторской программы «Азбука нравственности» Э.Козловой, В.Петровой И.Хомяковой.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Этика: азбука добра» рассчитана в 6 классе на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебного курса «Этика: азбука добра»
1.Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе( 8ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться!»


2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).(8ч.)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Практическая часть
Поведенческий тренинг «Я в гостях или я гость».
Сюжетно-ролевая игра в “гости
Словесно-ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.
.
3 .О трудолюбии.(7ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Практическая часть
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;
4 Культура внешнего вида.(4ч.)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; ».
Игра «Оценивать внешний вид человека. ».
5 . Внешкольный этикет.(7ч).
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Умение понимать другого».
Подвижные игры.
Коммуникативный тренинг «Культура общения в разных ситуациях».
Проблемно-ценностная дискуссия «Поведение человека и культура общения».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе реализации программы «Этика: азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
В результате прохождения программного материала к концу 6 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У школьника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Содержание курса Кол-во часов В том числе
Практика Теория
1 Школьный этикет .8 4 4
2 Правила общения. 8 4 4
3 О трудолюбии 7 4 3
4 Культура внешнего вида 4 2 2
5 Внешкольный этикет. 7 4 3
ВСЕГО: 34 18 16
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата №
п/п Тема УУД Примечание
По
плану По факту Раздел 1. Школьный этикет .-8 ч 1 Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2 Забота о младших 3 «Познай самого себя» 4 Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю 5 Как я работаю над собой 6 О терпении 7 Конец каждого дела обдумай перед началом 8 «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» Раздел 2.– 8 ч 9 Вежливый ли я дома?
Традиции общения в русской семье. «Домострой» 10 Культура общения в современной семье 11 Правила приличия в житейских ситуациях 12 Культура спора 13 Правила этикета: знакомство 14 Язык, мимика и жесты 15 «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» 16 Игра «Город вежливости» Раздел 3 О трудолюбии – 7 ч 17 Культура физического и умственного труда 18 Положительные герои в былинах и сказках 19 Книга — источник знаний 20 Золотые руки 21 Кем быть? 22 Твоя малая родина 23 Герои труда Раздел 4. Культура внешнего вида 4 ч 24 Что такое культура внешнего вида? 25 Одежда и осанка 26 Вежливость и внешний вид 27 «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Раздел 5. Внешкольный этикет. 7ч 28 Осваиваем правило «так нельзя» 29 Услышать собеседника 30 Готовимся к празднику 31 Что такое хорошо и что такое плохо 32 В мире мудрых мыслей 33 Россияне о любви к Родине 34 Итоговое занятие