Конспект урока по литературе Гранатовый браслет (11 класс)


Урок литературы в 11 классе: Великая любовь "маленького человека":концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Урок литературы в 11 классе: Великая любовь "маленького человека":концепция любви в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Ход урока 
1. Организационный момент. 2. Сегодня мы опять поговорим о любви и обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Запишите тему урока и эпиграф: Мы легко можем забыть тех, с кем мы смеялись, но мы никогда не забудем тех, с кем мы плакали. Калил Гибран, ливанский поэт Напоминаю, что эпиграф не заключается в кавычки, после фамилии автора точка не ставится. (Ученики записывют тему и эпиграф в тетрадь.) Постановка проблемных вопросов: 1. В чём величие Г. Желткова по сравнению с другими героями рассказа? 2. Почему именно эти слова являются эпиграфом к уроку? Сначала проверим, насколько внимательно вы читали рассказ. 
А) Вспомните, где и когда происходит действие рассказа?( Черноморский курорт, осень, сентябрь.) Б) Назовите День именин Веры Николаевны Шеиной?(17 сентября.) В) Что подарил Вере муж? Сестра? ( серьги из грушевидных жемчужин; записную книжку, сделанную из молитвенника). Г) Вспомните имя Желткова. (Георгий.) Д) Что является эпиграфом к рассказу? ( Соната№-2 , op.2 Largo appassionato Бетховена) 
Послушаем и мы отрывок из Largo appassionato. Слушая, запишите одним словом ваши ощущения, чувства. Почему Куприн «заставляет» читателей слушать эту музыку перед чтением рассказа?( Создаёт грустное, трагическое настроение.) 3. Обратимся к тексту рассказа. Черноморский курорт. Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с описания природы. Как в литературоведении называется описание природы? ( Пейзаж) Что такое психологический пейзаж? (Пейзаж, отражающий душевное настроение героев.) Прочитаем пейзаж в 1 главе. Пока читаем, выделите слова, средства художественный выразительности, которые помогают автору создать настроение. ( Чтение вслух указанных эпизодов из 1 главы.) Какое настроение создаёт Куприн? Какие метафоры, эпитеты, сравнения помогли вам это почувствовать? ( Тревожная атмосфера, ужас, что-то гибельное и страшное несёт пейзаж в начале рассказа.) Как называется противопоставление в литературе? (Антитеза) Найдите её в 1 главе. В чём её смысл? ( Противопоставлены 2 чувства: тревога и спокойствие). На антитезе построен весь рассказ Куприна. А теперь найдите описание сада во 2 главе. Прочитайте его и сравните с описаниями чувств Веры Николаевны Шеиной, которые она испытывает к мужу, с её характером. ( Состояние природы - увядание, характер Веры спокойный, холодный, да и прежняя страстная любовь к мужу превратилась в спокойное чувство дружбы.) С точки зрения композиции, какое место занимают эти эпизоды в рассказе? В какой день начинается завязка действия? ( В день именин Веры Николаевны.) 5 глава. «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что «счастливо-чудесное» произошло в этот день? ( Вера получила подарки от мужа, от сестры; приехал генерал Аносов, друг семьи, которого Вера и её сестра Анна очень любили и ласково называли «дедушкой»). Но завязка начинается не с этого. С какого момента? ( Вера Николаевна получает письмо от Георгия Желткова и браслет.) Прочтите описание браслета. Когда опять в рассказе появляется трагическая нота? ( «Как кровь») Какое чувство испытывает Вера Шеина, читая письмо Желткова? (Недовольство) Прочитайте письмо Желткова. К какому типу героев в русской литературе вы можете его отнести? Почему? ( Тип «маленького человека»). 3. А теперь мы обратимся с вами к системе образов в рассказе. 
ВЕРА ШЕИНА ВАСИЛИЙ ШЕИН Генерал АНОСОВ ГЕОРГИЙ ЖЕЛТКОВ НИКОЛАЙ БУЛАТ-ТУГАНОВСКИЙ 
Какую роль в рассказе играет генерал Аносов? Как называются такие герои? (Он передаёт взгляды автора на любовь. Это резонёр ). Найдите в тексте (глава 8) Высказывания Аносова о любви ? Когда он их произносит? Кому? Как он отзывается о Желткове?
Что вы можете сказать о брате Веры Николае Булат-Тугановском? Почему Куприн даёт такую фамилию этому герою? ( Олицетворяет дворянство с его взглядами на любовь: моё принадлежит только мне, и чувства здесь неуместны). Прочитаем сцену визита Николая Николаевича и мужа Веры к Желткову. Подчеркните слова, помогающие увидеть величие «маленького человека» Желткова перед князьями Николаем и Василием. В чём величие Желткова? ( В его любви к Вере) Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? (Кульминация) « Вера Николаевна никогда не читала газет. Но судьба заставила её натолкнуться на тот лист, где было напечатано сообщение о смерти Желткова». А вечером пришёл почтальон и принёс письмо. Вера николаевна прочитала его и не смогла не поехать, чтобы не проститься с Желтковым. 
12 глава сцена прощания. Прочитайте. Почему Вера заплакала? Только ли «впечатление смерти» повлияло на неё? Какие слова генерала Аносова она вспоминает? 13 глава, Читаем финал со слов Она узнала с первых же аккордов…» и до конца. Что значат эти слёзы для Веры? ( Катарсис – очищение через страдание). Что заставило Веру сказать: «Нет, нет, теперь он простил меня. Всё хорошо»? ( Музыка и мгновенное ощущение настоящей высокой любви). 
Домашнее задание: 1. Напишите ответ на один из вопросов к уроку в виде сочинения в объёме не менее 200 слов
Любовь в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" (урок литературы в 11-м классе)
Москаленко Марина Александровна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цели.
Образовательная: углубить представления учащихся о мастерстве А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героини; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы "маленького человека".
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление.Воспитательная: способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы.
Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.
...Любовь - это талант сродни музыкальному.А. И. Куприн.
Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко.Стендаль.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
В 1910 году А. И. Куприн написал "Гранатовый браслет", удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев: "Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена", - писал И. А. Бунин. "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей", - писал В. Шекспир. "Любовь - талант сродни музыкальному", - устами героя повести "Поединок" сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - ":единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко".
3. Беседа по содержанию рассказа
- Как входит в рассказ музыка?
(Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви).(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").
- Какие чувства вызвала у вас музыка?
- Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?
(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).
- Что такое талант? Любовь?
(Ответы учащихся).
- Обратимся к словарю С. И. Ожегова:
ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.
ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
- Объясните значение фразы "талант любви".
(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви).
- Кто из героев рассказа обладал таким талантом?
(Г. Желтков).
- Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе "Гранатовый браслет".
- О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?
(В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).- Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?
(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.
Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства).- Как автор выявляет душевное состояние Веры?
(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).
- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?
(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу "сводить концы с концами").- Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.
(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка).- Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?
(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев).
4. Практическая работа с текстом в группах по карточкам
Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления.
1
1. Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему?
2. Какие подарки получает Вера?
3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?
(Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества. С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого.
Вера, ожидающая чего-то "счастливо-чудесного", получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: "прекрасные серьги из грушевидных жемчужин" от мужа, "маленькую записную книжку в удивительном переплёте" от сестры. Подарок Желткова -"золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, "Точно кровь!" - думает Вера. Это тревожное предзнаменование.)2
1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте его автора.
2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы Желткова и Аносова?
3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?
(Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование Николая Николаевича, находящего "эту переписку дерзкой и пошлой", волнующегося о "добром имени" Василия Львовича, насмешки мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани.
Отвечая на расспросы "девочек" о любви, генерал рассказывает две притчи - о том, что есть "не любовь, а какая-то кислятина" (подделка, заблуждение), а одна - история из собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.)3
1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.
2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.
3. Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича(речь, жесты). Какой приём использует автор для их изображения.
("Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека". Куприн не описывает внешность гостей, но портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту :пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы. Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". Изображая героев, автор использует приём антитезы).4
1. Прочтите эпизод со слов: "В комнате пахло ладаном:". Что испытывает Вера, всматриваясь в лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова, Пушкина, Наполеона?
2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он уходит из жизни? Почему она чувствует себя виноватой?
3. Почему он "заставляет" Веру послушать вторую сонату Бетховена?
(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть ( стихотворение И. Мятлева "Розы", И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы"), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - "громадное счастье". Прощаясь с ней, он пишет: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.
Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром. Шеину он обещает, что больше не потревожит его, Вере - она отказывается его слушать - он говорит о том же.
Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)5. Обобщающая беседа
Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato".
На фоне музыки звучат слова в исполнении подготовленного ученика, которые слагались в уме Веры: "Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое".
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя твое".
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя твое".
В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя твое".
Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою - слава тебе.
Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю - слава тебе!:Ты ведь единственная и последняя любовь: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки":
- О чем рассказала Вере музыка?
(Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка проясняет Веру самой себе. Это главный дар Желткова, который объяснил Вере её совершенство. Так быстро всё объяснить человеку могут музыка, любовь, смерть. Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь. Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.)- В чём проявился талант любви Желткова?
(В силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека).
- Как соотносятся стихи А. С. Пушкина и рассказ Куприна? ( Чтение подготовленными учащимися стихотворений "Я вас любил: любовь, ещё быть может:", "На холмах Грузии лежит ночная мгла:" ).
(В обоих произведениях: рассказе и "Я вас любил:" выражено преклонение перед любимой, самопожертвование и боль страдающего сердца. В стихотворении "На холмах Грузии" и в рассказе объясняется природа любви: ":И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может".)- Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?
(Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью).6. Заключение
- Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?
(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).
Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.
Домашнее задание. Написать письмо одному из героев рассказа.
Литература
Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе.- М., 2004.
Куприн А. И. Повести. Рассказы. - В 2 т. Т. 1. - М., 2002.
Полякова И., Крицкая Н. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды:// Литература. Приложение к журналу "Первое сентября". - 2006. -№18. с. 32-35.
Пушкин А. С. Сочинения в 3 т. Т. 1. - М., 198