Рабочая программа по кружковой работе «Чудесные фантазии»

ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»

Утверждаю: Согласовано:
Директор школы Зам. Директора по УР
_________________ ___________________
«__»_______ _____г. «__» ________ ____ г.



Рабочая программа
по кружковой работе
«Чудесные фантазии»
Антуфьевой Ольги Николаевны
учителя начальных классов












2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Чудесные фантазии» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Предусмотрены следующие виды труда:
- работа с пластилином (платилинография)
- работа с бумагой (оригами)
- работа с нетрадиционным материалом
Занимаясь лепкой, дети успокаиваются, становятся более уравновешенными и внимательными. Они получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, рисованию, осуществляется знакомство с миром различных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов со словесными и перевод их знаний в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий. Оригами способствует концентрации внимания. Так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Данная программа рассчитана на детей с 1 по 4 класс. Темы занятий одинаковы для всех классов, но исходя из возрастных особенностей, старшим ученикам предлагается тема, а они применяя фантазию и мышление дополняют композиции своими идеями и замыслами.
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края;
формировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
( учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Тематическое планирование.
Работа с пластилином – 13 ч.
Работа с бумагой – 11 ч.
Работа с нетрадиционным материалом – 10 ч.
№ п/п
в год
Дата
Наименование раздела
Тема урока
Содержание урока
Практическая
работа

1.

Работа с пластилином.
«Кленовый лист»
(коллективная работа оформляется в виде дерева)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка деталей (шаблон, пластилин)
-сборка (приклеивание листьев к стволу дерева)
-уборка рабочего места

2.


«Ветка рябины»
(коллективная работа оформляется в виде дерева)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка деталей (шаблон, пластилин)
-сборка (приклеивание листьев к стволу дерева)
-уборка рабочего места

3.


«Аквариум»
(коллективная работа)
-беседа, рассказ учителя, объяснение учителя поэтапного выполнения композиции, работа уч-ся
-подготовка материала
-изготовление деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места

4.


«Черепашка»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся
-выбор фона
-наклеивание шаблона
-подготовка деталей
-оформление работы
-выставка работ, уборка рабочего места

5.

Работа с бумагой и картоном.
«Ёлка»
«Грибная полянка»
-беседа, рассказ учителя, показ и анализ образца, техника безопасности, работа уч-ся
-разметка бумаги
-вырезание деталей
-приклеивание деталей
-уборка рабочего места

6.


«Букет из васильков»
(коллективная работа)
-беседа, рассказ учителя, показ и анализ образца, техника безопасности, работа уч-ся
-выбор материала
-обводка шаблона
-вырезание деталей
-изготовление работы
-уборка рабочего места

7.


«Зайчонок»
«Лисичка»
-рассказ учителя, показ и анализ готовой работы, работа уч-ся
-выбор материала
-обводка шаблона
-вырезание деталей
-изготовление работы
-уборка рабочего места

8.


Аппликация из ладошек «Солнышко, снегирь, лебеди»
(по выбору уч-ся)
-рассказ учителя, показ и анализ готовой работы, работа уч-ся
-выбор материала
-обводка ладошек
-вырезание деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места

9.

Работа с нетрадиционным материалом.
«Два кота»
(ватные диски)
-рассказ учителя, показ и анализ готовой работы, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся.
-выбор фона
-подготовка деталей
-сборка композиции
-анализ выполненных работ
-уборка рабочего места

10.


«Ягода - малина»
(поролон)
-рассказ учителя, показ и анализ готовой работы,
-работа уч-ся
-подготовка деталей
-сборка готовых деталей
-уборка рабочего места

11.


«Арбузная долька»
(бумажные тарелочки)
-рассказ учителя, показ и анализ готовой работы,
-работа уч-ся
-подготовка деталей (разрезание тарелки, окрашивание)
-приклеивание семян
-анализ готовых работ
-уборка рабочего места

12.


«Снеговик»
(ватные диски)
-рассказ учителя, показ и анализ готовой работы,
-работа уч-ся
-выбор фона
-подготовка деталей
-оформление работы
-уборка раб. места

13.

Работа с пластилином.
«Живые яблоки на ветках» (снегири)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор фона
-подготовка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места

14.


«Совушка – сова»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор фона
-подготовка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места

15.


«Снеговик в лесу»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор фона и материала
-изготовление деталей
-сборка композиции
-уборка рабочего места

16.


«Божьи коровки на ромашке»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-сборка композиции
-уборка рабочего места

17.


«Змейка»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-выполнение работы
-оформление фона
-уборка рабочего места

18.

Работа с бумагой
«Снежинка» (оригами)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-складывание деталей
-сборка деталей
-уборка рабочего места

19.


«Неваляшка» (оригами)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-складывание деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места

20.


«Сорока - ворона»
(салфетки)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-вырезание шаблона
-подготовка деталей
-сборка деталей
-уборка рабочего места

21.


«Львёнок» (оригами, закладка)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-складывание деталей
-сборка деталей
-уборка рабочего места

22.

Работа с нетрадиционным материалом
«Букет для мамы»
(пластиковые стаканчики)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-сборка композиции
-уборка рабочего места

23.


«Одуванчики»
(ватные доски)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, техника безопасности, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор фона
-подготовка деталей
-сборка деталей
-окрашивание дисков
-уборка рабочего места

24.


Изготовление цветка из нетканых салфеток.
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка деталей
-сборка деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места

25.


Р.К. Поморский голубок
Изготовление птицы из фольги
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-подготовка деталей
-сборка деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места

26.

Работа с пластилином
Р.К. Северные пряники Архангельские козули
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор фона
-подготовка материала
-обводка шаблона
-оформление работы
-уборка рабочего места

27-28.


«Кактус в горшочке»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка фона
-обводка шаблона
-заполнение пластилином
-оформление работы
-анализ готовых работ

29.


«Чайная посуда»
(обратная аппликация)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор шаблона
-подборка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места

30.

Работа с бумагой
«Конура и собака Барбос»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
- подборка материала
-заготовка деталей
-сборка деталей
-оформление работы

31.


«Бабочка»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-выбор материала
-выполнение работы
-оформление работы
-уборка рабочего места

32.


«Лягушонок»
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-выполнение работы
-оформление работы
-уборка рабочего места

33.

Работа с нетрадиционным материалом
Аппликация из трубочек для коктейля.
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места

34.


«Чудо – дерево»
(проволока, пуговицы)
(коллективная работа)
-беседа, рассказ учителя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ
-подготовка материала
-сборка деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места


































Список литературы:


Г. Н. Давыдова «Пластилинография»
Е. Черенкова «Оригами для малышей 200 простейших моделей»



Заголовок 1 Заголовок 215