Интеллектуальный турнир знатоков ВОВ Мы знаем!Мы помним!Мы гордимся!

Интеллектуальный турнир знатаков ВОВ
Мы знаем. Помним. Гордимся!!!
Посвященный Великой Победе
Цели турнира:
1. Актуализация знаний о ВОВ, полученные на уроках истории, пропагандирование краеведческого материала о героях акмолинцах.
Создать условия для проверки и усвоения учащимся знаний о роли Казахстана в победе над фашисткой Германией, развить стремление узнать ещё больше об истории ВОВ.
2. Развитие формирования научного мировоззрения и исторического мышления ,умения работать в команде, активизировать познавательную активность учащихся.
3. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за наше героическое прошлое, уважение к ветеранам ВОВ.

Участники: учащиеся 9-ых классов школ г.Астана (можно между учащимися 9-10 классов одной школы)
Место проведения: Актовый зал школы-гимназии № 31 города Астаны
Оборудование: видеопроектор, экран, слайдпрезентации, музыкальный центр, записи песен военных лет
Зал празднично оформлен, звучат песни военных лет, учащиеся рассаживаются.

Звучит голос Левитана: От Советского Информ Бюро..

Ведущий 1:
Мы начинаем наше мероприятие,посвященное Великой Победе.
Мы знаем. Помним. Гордимся!!!
Ведущий 2:
Мы знаем историю ВОВ, героическую борьбу Красной армии и героический труд советских людей в тылу врага!
Ведущий 1:
Мы помним героизм Солдат победы и всего народа!
Ведущий 2:
Мы гордимся великой Победой, которую нужно славить в веках!

Ведущий 1: 9 мая 1945-одна из самых знаменательных дат в истории нашей Родины. День победы- один из самых дорогих праздников для всех нас, братских народов бывшего СССР, всего человечества.

Ведущий 2: Давно отгремели залпы великой войны, заросли травой окопы и распаханные войной поля сражения. С каждым годом все дальше уходят в прошлое исторические годы. С той войны выросло несколько поколений. Для них ВОВ- это уже история, но история, которой гордятся внуки, правнуки, потому что она написана кровью их отцов и дедов.

Ведущий 1: В годы ВОВ из Казахстана ушли на фронт более 1,3 млн. человек, каждый второй не вернулся домой. Но из тех, кто вернулся, пришли домой инвалидами.
Беспримерная эпопея ВОВ для советского народа продолжалось 1418 жней.
Звучит песня.

Учитель:В нашем мероприятии принимают участие 6 боевых команд .(команды школ города или команды из разных классов)
Наш турнир состоит из 8 туров.
(Проводиться жеребьевку команд, устанавливается порядок выступлений)

Ведущий 2:Объявляем порядок выступлений
№1- №2- №3- №4- №5- №6-
Ведущий 1:Представляем вашему вниманию наше уважаемое независимое жури:

Учитель: Представление команд.(Домашнее задание)
Оценивается а)Соответствие, выступление тематике.
б)Единая форма.
в)Выразительность, артистичность исполнения.

Учитель: 1 тур «Разведка боем» блиц турнир
Каждая команда получает блок вопросов- по 5 вопросов команде

Вопросы к блиц- турниру:

Вопросы 1 команде
1 В какую колонию по плану фашистов должен был войти в Казахстан?
(Большой Туркестан)
2 Самый юный казахстанец Герой Советского Союза?
(Ж.Елеусов)
3 Назовите советского политика который 22 июня 1941 г выступил со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
(В.Молотов)
4 Какой тыловой уральский город во время ВОВ был известен под названием Танкоград?
(Челябинск)
5 Главное сражение 1943 года? (Битва на Курской дуге)

Вопросы 2 команде
1 Сколько казахстанцев получили звание Героя Советского Союза? (497)
2 Крепость, ставшая символом невероятного мужества и героизма? (Бретская)
3 Кто стал кавалером ордена «Победы» под №1? (Маршал Г.К.Жуков)
4 Во время ВОВ установку БМ-13 называли «Катюшей» а как называли автомат ППШ?
(Папашей)
5 В каком городе состоялся судебный процесс над нацистскими преступниками?
(Нюрнберге)


Вопросы 3 команде
1 Сколько казахстанцев ушло на фронт в годы ВОВ? (1 млн 200 тыс)
2 Легендарный летчик, уроженец Города Караганды, направивший горящий самолёт на
колону танков? (Н. Абдиров)
3 Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка ИС? (Иосиф Сталин)
4 Какая битва была раньше Курская или Сталинградская? (Сталинградская)
5 Когда в ходе войны был открыт 2 фронт? (6 июля 1944 года)


Вопросы 4 команде
1 Политрук роты, командующий группой автоматчиков, который подбив группу автоматчиков сумел выйти из окружении. (М.Габдуллин)
2 Совершались ли налёты фашисткой авиации на территорию Казахстана ?
(да, на ж/д станции Западного Казахстана Джейхун, Жанибек)
3 Как расшифровывается аббревиатура «КВ» - название советского танка времен ВОВ?
(Клим Ворошилов)
4 Когда и под каким названием был разработан план нападения на Советский Союз?
(Декабрь 1940 г «Барбаросса»)
5 Трижды герой Советского Союза, окончивший авиационное училище в городе
Чимкент? (И.Кожедуб)

Вопросы 5 команде
1 Герой Советского Союза, наш земляк – ученик ШЛ№1 ? (Юрий Малахов)
2 Скакого события началась Вторая Мировая Война?
(Нападение Германии на Польшу)
3 Назовите «звериное» имя фашистского танка Т-5,применявшегося с 1943 года (Пантера)
4 В какой стране стоит памятник «Алеша», сооруженный в честь советских солдат. погибших при освобождении страны от фашизма? (Болгария)
5 Когда был проведен Парад Победы в Москве? (24 июня)

Вопросы 6 команде
1 Когда была окончена вторая мировая война? (2 сентября 1945г)
2Сколько акмолинцев было удостоено звание героя Советского Союза? (38)
3 Как по фамилии сержанта назывался Сталинградский дом, которые советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев? (Дом Павлова)
4 Кто командировал, а кто принимал Парад Победы в Москве? (Роковский и Жуков)
5 Кто из казахстанских героев закрыл собой амбразуру дзота защиты Ленинграда?
(С Баймагамбетов)

Слово жюри

Учитель: 2 тур «Хроника военных лет»

Командам предлагаются фрагменты документальных фильмов ВОВ, необходимо прокоментировать события - где, когда и в связи с чем были сняты эти кадры. ( На экране высвечиваются цифры, представители команды выбирают одну цифру, под которой находится определенное задание )

Музыкальный номер

Слово жюри.

Учитель: Объявляем 3 тур «Дезинформация врага разоблачена»
Во время войны часто бывало, что для того, чтобы запутать противника, ему подбрасывали заведомо неверные сведения. Ваша задача сейчас выявить, где в тексте предложеном вам допущены ошибки и постараться их исправить

Игра с залом
Пока команды выполняют задание. предлагается несколько познавательных заданий решить болельщикам.

Задание № 1
Во время войны немцы довольно быстро стали блестяще подделывать советские документы ( паспорта, военные билеты ит.д.) которые использовали их разведчики.
Однако вскоре наша контрразведка обнаружила одно отличие, которое оставалось одним из крупнейших секретов на протяжении всей войны и помогло выявить множество шпионов. Так в чём же ошиблись столь педантичные немцы ?

Задание № 2
Отступая в 1944 году, немцы следовали тактике выжженной земли и уничтожали за собой абсолютно все. Однако в директиве от 9 апреля 1944 года командир 17 армии указал объекты, которые не должны были быть подвергнуты разрушению. Их сохранение, по его мысли, должно было задержать продвижение советских войск. Назовите эти объекты.

Исполнение стихотворения

Слово жюри

На экране правильный текст, подсчитывают исправленные ошибки.

Ведущий № 1
Солдат из Казахстана. В действующем армии эти два слова произносились с уважением. На всех фронтах Великой Отечественной наших земляков отличали бесстрашие, умение бить врага, верность присяге. Поэтому слова « Солдат из Казахстана» стали определять не столько адрес призыва, сколько качество бойца. Из Казахстана на фронт ушёл каждый 5 казахстанец – всего в действующую армию было призвано 1 млн 200 тысяч человек. Из них 497 человек стали Героями Советского Союза, среди них высоко звания кавалера Ордена Славы всех 3х степеней в Казахстане было удостоены 142 человека.


Учитель:IV тур « Никто не забыт, ничто не забыто»
( На экране будут показаны портреты героев- казахстанцев, героев- акмолинцев, команды должны узнать героя и рассказать о его подвиге)

Слово жюри

Ведущий 1: Час за часом, день за днём ковалась наша победа. В том числе и в казахстанском тылу. Отправлялись на фронт вооружение, продовольствие, обмундирование. 220 предприятий было эвакуировано в Казахстан в годы войны, 460 цехов и заводов было построено. Героически работали в тылу труженики тыла, не щадили себя ни женщины, ни старики, ни подростки. Потому, что знали, что там на фронте как воздух необходима помощь.
Давайте вспомним подвиги бойцов «трудового фронта»

Учитель: 5 тур « Бойцы» трудового фронта». Бой капитанов.
( вопросы прилагаются)

Учитель: VI тур « Черный ящик».

В ящике лежат три предмета, которые относятся к событиям военных лет. Задача угадать.

Задание №1
Все вы наверняка видели, как во время Парада Победы к стенам Кремля на специально установленный помост сбрасывали вражеские знамёна.
В этом ящике лежат предметы, которые были сожжены вместе знамёнами и помостом после Парада. Что это?(Перчатки)



Задание №2
В этом ящике лежит предмет, который во время войны очень выручал наших бойцов в первый год войны, заменяя так необходимые гранаты, которых просто катастрофически не хватало. Нак каждом из этих предметов была наклеена инструкция по применению.
Что это?(Коктейль Молотова)

Задание №3
В этом ящике находится предмет, который стал символом трагедии блокадного Ленинграда. Что это?(Дневник Тани Савичевой)

Слово жюри.

Ведущий 1:
Он бросил дом работу и покой
Он бился вместе с тысячами тысяч
Затем, чтобы возмужавшею рукой
Лицо победы из гранита высечь
В какие дали заглядишься ты,
Ещё не ведомый, уже великий?
Но мы узнаем победителей черты
В откинутом чудесном вечном лике.

Учитель: Вашему вниманию 7 тур «Пройдемся проспектами победы»
(Учащиеся должны назвать памятники, установленные в честь победителей ВОВ городе Астане.
Затем вниманию зрителей будут продемонстрированы памятники на экране).

Ведущий 2: Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и лишения военного времени не оставляют место для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала соладата в походе и на привале, а иногда в бою.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под это песню,
Защищая родину собой.

У многих бойцов в кармане гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой
и фотографиями родных хранились тексты любимых фронтовых песен.
Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше,
чем огнестрельного оружья, потому, что боец, поющий песню будет сражаться до последнего, не сдаваясь и не отступая.

Учитель 8: тур Музыкальной.
( На экране высвечиваются цифры, команды выбирают их, под которым содержится задание – в нем содержится история возникновения песни. Команды должны угадать название песни и её автоов, после дачи ответа звучит мелодия).

Задание 1 команде
Её пели Лидя Русланова, Екатирина Юровская, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. А когда эту песню услышала Клавдия Шульженко, ей понравилось музыка, но не слова. И только, когда в 1943 году лейтенант Михаил Максимов, корресподент фронтовой газеты
«В решалющий бой», предложил свои стихи на уже известную мелодию, новая песня понравилась Шульженко. Теперь новые слова на мотив простой, запоминающийся мелодии передавали тоску по любимой, близкой и дорогой женщине, за разлуку с которой воин будет мстить врагу. Как называется эта песня? Кто ее автор?(«Синий платочек» музыка Ежи Петерсбурский,слова М.Максимова)

Задание 2 команде
Есть много мелодий у этой песни: от вальса до марша. Ее пели на мотив старой польской песни «Стелла» под баян на мотив, сочиненный краснофлотцем Никитенко, были и другие импровизации. Существовали более 20 вариантов этой песни, написанных самостоятельными поэтами-фронтовиками. У нее оказалось столько авторов, что пришлось создать авторитетную комиссию, чтобы внести ясность в этот вопрос. Тщательное изучение показало, что это самая популярная песня Великой Отечественной, ставшая народной.
Казалось бы, в песне идет разговор о сугубо личных переживаниях молодого паренька, а какая большая патриотическая тема поднимается поэтом! «Все, что было загадано, в свой исполнится срок...»
Как называется эта песня? Кто ее автор?(«Огонек» ,Автор музыки неизвестен,слова
М Исаковского)

Задание 3 команде
Это было 27ноября 1941 года – Корреспондент газеты «Красноармейская правда»
заподного фронта, батальонный комиссар принял бой на подступах к Москве, под Истрой. Они вырвались из окружения, до смерти было действительно « Четыре шага»,если не меньше, потому что попали они на минное поле. А потом после всех передряг комиссар просидел всю ночь с блокнотом.
Возникло стихотворение, шестнадцать строк из письма жене. И только в феврале 1942 года родилась песня, которую так задушевно исполняли Леонид Утесов, Лидия Русланова, многочисленые фронтовые ансамбли.
Эта песнябыла любимой и у Цезаря Куликова,десант которого героически зашищал малую Землю. Как называется эта песня и к то ее авторы?
(«Землянка»,музыка К Листова,слова А.Суркова)

Задание 4 команде
Эта песня- одна из самых лучших за все военные годы, одна из самых героических песен нашей эпохи. Она была взята на вооружение всей нашей армией, всем народом.
Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы.
Каждое утро, после боя курантов, она звучала по радио. До сих пор эта песня вызывает слезы и гнев к захватчикам.
Первое исполнение этой песни было на Белорусском вокзале в самые первые дни войны. С первых же тактов песня захватила бойцов, а когда зазвучал второй куплет в зале была абсолютная тишина, все встали ,как во время исполнения гимна. Как называется Эта песня и кто ее автор? («Вставай, страна огромная»
А. В. Александров и В. И. Лебедев- Кумач)

Задание 5 команде
Трудно себе представить, но именно эту песню любил Чарли Чаплин. Известен и еще один любопытный факт: когда песня была уже записана на пластинку, то первые несколько пластинок оказались почему- то испорчеными. Взяли матрицу- тоже самое. Оказалось, что техник во время записи плакала, и матрица была полита ее слезами. Трудно поверить, но эта песня, которые в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно случайно.
Весной 1948 года в Ташкенте,куда была эвауккуирована Киевская киностудия, режисер Леонид Лухов приступил к работе над фильмом “ Два бойца”.Фильм должна была сопровождать симфоническая музыка. Но однажды Лухов пришел к знакомому композитору и поделился, что сцена в землянке не получается. Он так взволнованно рассказал и о теме пенсии, и о ее настроении, что композитор, сев к роялю, сыграл мелодию, которая вошла в фильм без единого изменения. Дальнейшая работа над песней шла так же быстро.
Поэт Владимир Агатов написал стихи, а первым исполнителем песни был Марк Бернес. Итак, кто сочинил эту знаменитую мелодию и как называется эта песня?
(«Тёмная ночь» музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова.)

Задание 6 команде
У этой песни не простая судьба, нелегкий путь
Написана она еще в 1940 году и посвящена молдавским партизанам, в частности,
герою гражданской войны Григорию Ивановичу Котовскому. создана песня на основе молдавского фольклора. Песня понравилась руководителю Краснознаменного ансамбля Александрову, и была исполнена в концертном зале имени Чайковского. После исполнения песни раздались громкие аплодисменты и крики « бис!» Песню повторяли 3 раза, а ведь шел прямой эфир по радио, по тому самому радио, где в свое время ее категорически отвергли. Как называется эта песня, назовите ее авторов?
( «Смуглянка» ,музыка Я Шведова, слова А. Новикова)

Ведущий 2:Кто не знает замечательную песню «Катюша». В июле 41 года на берегу Оршанки впервые грозно пророкотали реактивные минаметы- по дорогам войны, прошла слава о грозном оружии, любовно названном «Катюшей». Давайте все споем эту песню.
(Весь зал под фонограмму исполняет её). На экране слова песни «Катюша»

Слова жюри
Подведение итогов турнира. Награждение победителей.

Ведущий 1:Ценой беззаветного мужества и огромных жертв фашизм был разгромлен.
Сквозь наше время течет река Памяти. У нас, у живых, есть много человеческих прав,
но одного права нет и никогда не будет. У нас нет права забыть о том, что сделали наши деды, отцы, братья. Нет! Именно поэтому мы не имеем право забыть о прошлом!

Учитель:
Я не напрасно беспокоюсь
Чтоб не забылось та война,
Ведь эта память- наша совесть
Она, как сила, нам нужна.

С праздником всех Вас! С Днем Великой Победы!
(Мероприятие заканчивается по звуки песни «День Победы»)
15