Тувинские игры

Народные игры тувинцев - путь к здоровью
Сквозь века прошла до наших дней богатейшая народна» мудрость игры тувинцев. Народ бережно сохранил игры, передавая их из поколения в поколение вплоть до наших дней.
Тувинская народная игра на протяжении своего существования, с одной стороны, подвергалась влиянию игр соседние и родственных народов и заимствовала от них то, что соответствовало ее направлению и национальному характеру, а с другой передавала свои достижения им.
Например, в пограничных с Монголией районах существует такие заимствованные игры, в которые играют не в одном районе Тувы. В Эрзине, Тес-Хеме и Тере-Холе существует игра «панчык», в Монгун-Тайге «хорул» (хорломонг.). В районах, которые издавна связаны с русскими переселенцами, привились такие русские игры, как «бабки» «посиделки» и «лапта».
Социальная и эстетическая роль тувинских народных игр в наше время время всеобщей грамотности и высокой культуры стала иной, чем раньше. В наши дни они сохраняют свою воспитательную ценность.
Традиционные игры дают также много ценных дополнительных данных для изучения истории, культуры и этногенеза тувинского народа.
Какова судьба тувинских игр на современном этапе?
Часть игр, не отвечающих требованиям современной молодежи, ушла из быта тувинцев. Это не значит, что с исчезновением старых игр у тувинцев их стало меньше, наоборот появилось много новых, современных видов игр братских народов нашей страны, особенно русского народа.
Многие из тувинских игр, в частности, борьба, конская скачка, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта.
На место игр, не соответствующих новым условиям жизни, пришло много новых содержательных спортивных игр: бег, прыжки, лыжи, плавание, пение, футбол, волейбол, баскетбол и др.
Сейчас «баг кагары» частично заменяется городками, «стрельба» в ремень перешла в стрельбу в мишень, «даалы» уступила место домино. Такие игры, как «игра в кажык», «баг кагары», «буга шыдыраа» снова стали появляться в сельских местностях, клубах и культурно - просветительных учреждениях.
Таким образом, в Советской Туве игры имеют интернациональный, общесоветский характер. Что касается традиционных народных игр, то они обогатились новым содержанием и формой. Это вполне естественно, т. к. «любая из советских национальных культур питается не только из собственных родников, но и черпает из духовного богатства других братских народов и, со своей стороны, оказывает на них благотворное влияние, обогащает их».
БАГ КАГАРЫ (выбивание ремня). Участники игры делятся на две одинаковые команды, Желательно в каждой команде иметь от 4 до 12 человек Предметами игры служат кожаные части конской сбруи : подпруги (колун,чирим), путы (кижен, дужак), недоуздок (чулар) уздечные ремни (узун-тын, муцгаш гын), аркан (аргамчы) ремни для подвязки клади (дерги) и т.д. Фонд фигур составляется из ремней, принадлежащих каждому игроку. Следовательно, с этого момента все ремни считаются всеобщим достоянием, пока их не выиграет та или иная команда. Также предметами игры служат палки для выбивания ремней (мерге), наподобие русских бит для игры «в городки». Принцип состязания напоминает эту русскую игру.
На земле очерчиваются две прямоугольные площадки (примерно 2,5X4 м) на расстоянии друг от друга 30 шагов. Место за площадками, где размещаются игроки команд, называется онгу место наступления (место наступления - буквально засада). Построение команд своеобразно: на онгу выстраиваются члены той и другой команд через чело, чтобы участвующие в игре одной команды могли выигранные фигуры и восстанавливать «порядок» на щадке. Между двумя площадками посередине проводится разделительная черта (тавыча, салыш в Монгун - Тайге, хин в Бай-Тайге).
На участке каждой игральной площадки размещают: ремни фигуры. По нескольку связанных ремней ставят на передней (мурнуу хараал передний прицел и на задний прицел) линиях площадки. В центре устанавливается главная фигура, называемая чурек (сердце), Начинается игра. Начинающегося определяют жеребьевкой, придумываемой самими участниками игры. У каждой команды имеется по 16 палок (бит) и на каждого человека их приходится поровну.
Если игрок сумел одним ударом, не задевая другие фигуры, выбить «сердце», то в «собственность» его ком мы переходит 4 фигуры «аннар», если ударом было выбито «сердце» и с ним другие фигуры, у команды противника брались 2 фигуры; когда же выбиваются лишь рядовые фигуры, то независимо от их количества, взимается только одна фигура.
Так: отмеряют расстояние в 500 шагов. На другом конце не очерчивают площадку и на площадке ставят ремни в же порядке, как в баг кагары, но артыы хараал (задний прицел) и мурнуу хараал (передним прицел) ставят так близко друг к другу, чтобы стрела меж ними не пролетела. Правила игры, составление «общественного» фонда розыгрыша и термины, означающие положение игры, одинаковы с игрой баг кагары.
КАРА А ДАРЫ. На определенном расстоянии подвешивают ют шкуры белых козлов. Стрелой поражают цель. Выигрывает тот, кто попадает, Лучшим стрелком считается тот, кто поражает грудную часть шкуры.
Имеется другой вид этой игры. Здесь мишенью является колобок из шерсти. На определенном расстоянии, на пеньке ставят колобок так, чтобы при попадании он откатился. Выигрывает тот, кто набрал большее число попаданий АЪТ ЧАРЫШТЫРАРЫ (конное состязание). С давних времен лошадь занимала важное место в жизни тувинцев. Лошадей разводили сотнями, тысячами и использовали только для верховой езды и для упряжки в качестве: силы, но и устраивали конные состязания на праздниках. Хотя в письменных источниках не говорится об этом, народные сказания и предания оставили нам множество сведений о конных состязаниях тувинцев.
В сказаниях о Гесере Мергепе говорится:
«...завтра созывается большое состязание (адаан моорей адыг чарыш), чей конь опередит тот получит руку красавицы Орукмаа».
Конные состязания дошли до наших дней через тысячелетия. Они и в паше время вызывают интерес у народа. О видах конных состязаний ни в героических сказаниях, ни в письменных источниках не говорится.
В наше время виды состязаний делятся по способности лошадей (мацнаар рысью, челер, чыраа иноходью) возрасту.
Рысаки. Копии нарядом и седел. Наездникмальчик лет 810.
Перед стартом выстраивают всех лошадей и строем ведут вокруг публики, как бы представляя каждого скакуна зрителям болельщикам. Впереди и сзади секунданты (по 2 или по 3). При этом все украшениями. Наездниками наездники негромко посвистывают, чтобы лошади развеселились. Секунданты разъясняют маршрут дистанции. Протяженность маршрута около 3040 км.
После построения всех лошадей на стартовой площадке дают команду. С криком и свистом, крутя над головой плетки, вырываются на беговую дорогу. Здесь проявляется мастерство наездников.
Неоднократным «чемпионам» даются прозвища «Чугурук-Доруг» ««Скакун гнедой», «Сыын-Бора»«Серый олень», «Чугурук-Сарала» «Скакун пестрый», «Бора-Хартыга» «Серый сокол» и т. д.
Состязания молодых скакунов проводят на наиболее короткой дистанции (1520 км).
Иноходцы (челер, чыраа аъттар). Принято, что в состязание иноходов вместо челер пускают чыраа.
Во время состязания иноходов ми выступают пожилые, опытные люди, чаще сами хозяева коней или близкие им люди. Это объясняется, прежде всего, челер и чыраа. сложным ходом копя. Разволнованный конь, не удовлетворившись средним (тихим) ходом, часто переходит в галоп а это не разрешается. При этом наездник должен умело перевести коня на иноходь, что редко удается, ибо скачущий конь при натягивании поводка снижает скорость до минимального предела, а затем снова набираете и доводит до нормальной.
Конная скачка известна у многих народов. По своему стилю и содержанию тувинская скачка чрезвычайно близка к монгольской, бурятской и алтайской скачкам, по существенно отличается от казахской «Кунбуре» (дерут козу), которую проводят па мусульманских праздниках, или киргизского «Кяубыры», «Байги» (скачки) и от грузинского и других.
Конные игры в больших разновидностях существовали
Абхазии и Грузии. Описанные старинные игры «Кабахи», «Цхенбурти», «Чихцила-айера», «Атарчсп и являющиеся инсценировкой военных действий, были одним из элементов военно-физической подготовки абхазского. Они сохранились в народном быту до наших дней и выступают как виды национальных спортивных игр.
Среди многочисленных конных игр у абхазов конная скачка похожа на тувинский «аът чарыжы».
У тувинцев и их предков, как и у многих других, конные игры, по- видимому, возникли в давние времена и были тесно связаны с их жизнью.
ХУРЕШ (национальная борьба). С давних пор и поныне тувинцы национальную борьбу в любом праздник вили на первое место. В 1903 году посетивший Туву ссылаясь на материалы фольклора, справедливо писал, что национальная борьба у тувинцев существовала очень давно Действительно, не трудно отыскать в тувинском героическом эпосе эпизод, где два богатыря, встретившись на дороге начинают мерится силой.
В сказаниях также говорится о «танцах орла». Богатыри, договорившись бороться, танцуют. О богатыре говорят: «танцует, как орел, ловок, как сокол (эзирден ээлгир, хартыги-дан кашпагай)». В современной тувинской национальной борьбе сохранился танец орла. Также в сказаниях часто упоминаются шодак, шуудак (костюм для борьбы).
«Маадыр, надев шуудак, ждал своего противника...», говорится в одной из скачок.
У современных тувинских борцов своеобразный спортивный костюм дли борьбы камзол с длинными рукавами, трусы, затягивающиеся ремнями. Раньше костюмы делали из бараньих кож с красивыми орнаментами. Во время хуреша старцы сидят па почетном месте. Напротив судьи, под тентом, располагаются борцы. Кроме судей, еще выбирают секундантов (для 16, 36 борцов 2, для 644 и т. д.).
После построения все борцы исполняют танец орла, передвигаясь по площадке взад-вперед. Борцы кланяются судьям, затем, танцуя, идут обратно.
Секунданты делят борцов на две группы с одинаковым числом борцов. Борются левофланговые и правофланговые друг против друга. Такой порядок называется дужааштыр салыры параллельный) или правой стороны с левофланговыми, левой стороны и наоборот (диагональный порядок).
Каждый выходящий борец исполняет танец орла. Победитель стряхивает с побежденного «пыль» и опять танцует. Судьи подносят ему посуду с пищей (быштак сыр). Он берет посуду и во время исполнения ганца разбрасывает, пищу по сторонам. После первого тура половина всех борцов, но с одной стороны их может быть больше, а с другой меньше. В таком случае судьи приглашают борцов с большей стороны на меньшую с тем, чтобы поравнять стороны.
Тувинские борцы хорошо приспосабливаются к любым видам борьбы (классическая, вольная, самбо, дзюдо, якутская бурятская). Именно богатство и разнообразие тувинских приемов помогают овладеть множеством приемов борьбы др. народов.
Количество борцов в обязательном порядке 16, 36, 64, 120 и т. д. Выбирают судейскую коллегию из бывших борной чемпионов.
Русские и иностранные путешественники неоднократно наблюдали борьбу тувинцев. Островских П., посетивший Туву в конце XIX в., пишет:
«...Борьба начинается неизменно установленным приемом. Захвата противника шеи по шее плечо к плечу, а кончается или подножкой, или броском. Иногда внезапная хитрая уловка обнаруживает в борьбе или долгую тренировку или большое проворство.
Каждый выходящий борец исполняет танец орла. Победитель стряхивает с побежденного «пыль» и опять танцует. Судьи подносят ему посуду с пищей (быштак сыр). Он берет посуду и во время исполнения ганца разбрасывает, пищу по сторонам. После первого тура половина всех борцов, но с одной стороны их может быть больше, а с другой меньше. В таком случае судьи приглашают борцов с большей стороны на меньшую с тем, чтобы поравнять стороны.
Неоднократному чемпиону присваивают почетные титулы: пар (тигр), арзылан, (лев), чаан (слон), начын (богатырь) и т. д.
Тувинская борьба богата и разнообразна своими приемами. Существуют такие основные приемы: чая тудпры (боковой прием), тевери (подсечка), катай кагары (подсечка пообеим ногам), буттаары (брать за ногу), чан баштаары (тазовый прием), мундурары (смешанный), балдырлаары (брать за ножной сустав), адак (подъем), шавыыры (бедренный прием), тырыкылаары (круговой), кустуктур шелери (давление вперед), былдаары (обман), дегзэлээри (кобк), денмектээри (бедренный силовой прием), чартыктаары (боковой силовой и т. д.).
Тувинские борцы хорошо приспосабливаются к любым видам борьбы (классическая, вольная, самбо, дзюдо, якутская бурятская). Именно богатство и разнообразие тувинских приемов помогают овладеть множеством приемов борьбы др. народов:
Количество борцов в обязательном порядке 16, 36, 64, 120 и т. д. Выбирают судейскую коллегию из бывших борцов чемпионов.











15