Доклад Тувинские народные игры


Доклад «Тувинские национальные игры на занятиях кружка «Бумажное кружево»
Необходимость решения проблемы нравственного воспитания обучающихся обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, обострившей духовный и нравственный кризис общества, проявляющийся в потере культуросообразных способов взаимодействия между субъектами на всех уровнях. Особо значимым и актуальным становится вопрос народного воспитания, выработки нового содержания с опорой, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, с другой стороны, национально-культурные, реальные этнические традиции.
С советских времен многие передовые педагоги считали, что в основе педагогики должны быть народные игры. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Игра является основой всего воспитательного, образовательного процесса. Народные игры привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются доступным средством их физического, нравственного, эстетического воспитания.
О целительном воздействии различных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств тувинцы знали с давних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможности реализовывать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Привитие подрастающему поколению трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой. Поэтому рациональное использование тувинских народных игр на занятиях позволяет эффективно организовать процесс физического воспитания в детских образовательных учреждениях.
Более конкретный анализ тувинских игр и их видов сделал этнограф И. У. Самбуу, который посвятил данной теме несколько работ. Исследовав и описав тувинские подвижные игры, он дал новый дополнительный материал по изучении исторической этнографии тувинского народа.
Большое воспитательное содержание заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей , их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые него качества. Например, игра «Аскак кадай» (Хромая старуха) требует внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости (Ооржак, 1995; Аг-оол, 2003, 2004).Игра «Кажык», или игра в кости имеет развивающее значение, особенно полезна для развития пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции.
Одной из особенностей тувинских народных подвижных игр «Баг кагары», «Ак ыяш», «Аргамчы тыртары» и других является воспитание у детей нравственных качеств.
Процесс игры во многом развивает способность у детей к созидательному, планомерному, точному восприятию окружающего мира. Так, например, игры «Тевек», «Ак ыяш», «Кууйлу», «Аскак кадай», «Адыр бут», «Кажык» учат умению определять расстояние, развивает глазомер и слуховое восприятие, также все физические качества.
Указанные выше особенности народных игр позволяют их использовать не только как эффективное средство физического воспитания детей и молодежи, но и оказывать с помощью игр существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.
Игры, как песни, передаются из поколения в поколение через традиции, обычаи народа, закрепляют национальные черты, являясь связующими элементами, скрепляющими нацию, народ.
Классификация тувинских игр для детей
(сюжетные и бессюжетные)
№ Название игр
сюжетные бессюжетные
Игры для развития речи и моторики
1
2
3 Сайзанак (игра в аал)
Шайлалга (игра в свадьбу)
Дурген чугаа (скороговорка) Салаалар-биле ойнаар оюннар (пальчиковые игры):
Чадыр (шалаш)
Чылгычылар (табунщики)
Алдын-Орду (золотой дворец)
Чинчи чажырары (найти бусинку)
Он чузун (сколько цветов)
Интеллектуальные игры
1
2
3 Шыдыраа–мунгаш шыдыраа (тупик)
Буга шыдыраа (бычьи шахматы)
Ужар-ушпас (летает, не летает) Хендир-биле ойнаар оюннар (игры с нитками):
Багана
Коъш-багана, чадыр-огБодалгалажыры (устный счет)
Тулуп шыдыраа (тупик шахматы)
Игры для развития быстроты
1
2
3
4
5 Аскак кадай (хромая старуха)
Аът чарыжы (скачки)
Аът мунукчулары (табунщики)
Кашпагай Иви (быстрый олень)
Сооктежири (косточка) Сывыртажыры (догонялки)
Аржыыл какчыр (платочные салки)
Дурген кылаш (ходьба)
Мени тут (поймай меня)
Адыр-бут (соревнование на ходулях)
Игры с бросками, ловлей, метанием
1
2
3
4
5 Аргамчы чаяары (метание аркана)
Ча адары (стрельба из лука)
Баг кагары (выбивание ремня)
Чинчи чажырары (найти бусинку)
Кажык (игра в кости) Ок чугуртуру (прокатывание большого камня)
Даш дагжаары (метание в цель)
Кууйлу (метание палки)
Шалбалаары (метание аркана)
Шивичек (палка-выручалка)
Игры с элементами единоборств (для развития силы) 1
2
3
4 Национальная борьба «Хуреш»
Девиг (танец орла или борца)
Аскак кадай (хромая старуха) Ак ыяш (белая палка)
Аргамчы тыртыжары ( HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/peretyagivanie_kanata/" \o "Перетягивание каната" перетягивание каната)
Даш кодурери (поднятие тяжести)
Чуък дажыыры (переноска тяжести)
Игры для развития выносливости
1
2
3
4 Аскангырлаары (скаканье на одной ноге)
Тевек (почекушки)
Аът мунукчулары (табунщики)
Койгунак (зайчата)
Мынгырты (качели) Шошкууру (прыжки)
Хулур-хулур (бросание клубочка)
Хендирни ажа халыыры (прыжки через веревку)
Менээ чет (догони меня)
В последние годы в образовательных организациях ознакомлению детей с народной культурой, в том числе и с народными играми, стали уделять больше внимания (Т.М.Бабунова, Г.В.Лунина, В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.В.Короткова, Т.И.Оверчук).
В учреждениях дополнительного образования для детей народные игры должна занять свое достойное место. Однако, как свидетельствуют исследования В.А.Березиной, Н.Н.Кузьминой, М.П.Малиновской, Н.А. Марычиной, О.В Сысоевой, народные игры как самостоятельный феномен национальной культуры «не вписываются» в режим занятий, поэтому используются лишь эпизодически, часто  для решения каких - то конкретных задач воспитания или развития детей (например, для развития произвольного внимания, памяти, коррекции звукопроизношения и т.д.). Выявлено, что взрослые (педагоги, родители) недооценивают в полной мере возможности  народной игры в воспитании детей, не всегда могут  приобщить детей к традиционным народным играм в силу того, что мало их  знают (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев).
Но в нашем учреждении мы, педагоги Центра детского творчества используем элементы национальных игр и национальные игры во время занятий, на переменах и в воспитательных мероприятиях. На занятиях по мере возможности я использую элементы игр, такие как «Чылгычылар», «Хирлээш», игры с нитками, устные задачки, «Ужар-ушпас». На переменах и в воспитательных мероприятиях всегда играем подвижные игры «Аскак кадай», «Чинчи чажырары», «Аржыыл какчып ойнаар оюн», «Кара адары» игры для развития выносливости, интеллектуальные игры и т. д. Таким образом можно повысить действенность воспитательно-образовательной работы с детьми посредством их приобщения к народным играм.
Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо самому педагогу хорошо знать правила игр, уметь наблюдать играющих детей. Поэтому мы должны изучать народные игры для того, чтобы лучше ими руководить.
Поэтому сегодня я хочу познакомить или научить вас некоторым играм. Организация тувинских народных игр требует от педагогов особых приемов руководства. Основной задачей педагога при организации игровой деятельности детей является не столько включение их в ту или иную игру, сколько создание условий для развития ребенка. Условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром. Творчески используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, мы старались пробуждать у детей интерес, воображение, добивались активного выполнения игровых действий.
Игра «Хирлээш»
Актуальность: в настоящее время детей с малых лет интересуют только компьютерные игры, мультфильмы и ведут малоподвижный образ жизни. Все это приводит к различным заболеваниям органов зрения, слуха и т. д.
Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения. Поэтому я считаю, что использование тувинских народных игр эффективным, чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие.
Игра «Хирлээш» развивает мелкую моторику рук, острый слух, мышление, воображение, внимание.
Загадки про игру:
Хуулгаазын кулактыг, хоомейлээр уннуг (хирлээш)
Херес соп тыртыптарга, хоглуг уннуг ойнаараам (хирлээш)
Долганып дээскингеш, тоор чувези чок. (оок)
Правила игры: взять нитки, по середине которой пуговица, и вращать нитку, пока нитка туго не натянется, затем начать ее вращать обратно, чтобы пуговица стала двигаться в разные стороны и игрушка издает струнные звуки.
Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)»
Показывая на большой палец:
– Матпаадыр (большой палец) караулит.
Показывая на указательный палец:
– Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает.
Показывая на средний палец:
– Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит.
Показывая на безымянный палец:
– Уваа-шээжек (безымянный палец) ловит.
Показывая на мизинца:
– Биче-моомей (мизинец) вареные почки ест.
Пальчиковая игра «Чадыр (шалаш)».
В эту игру играют вдвоем. Один из игроков пальцами делает «шалаш» (соединяет кончики пальцев правой и левой руки). Другой, показывая на «шалаш», спрашивает:– Что это у вас?
– Это мой золотой дворец.
Показывая на соединенные пальцы, спрашивает:
– Что это у вас?
– Это комнаты моего золотого дворца.
Показывая на каждую «комнату» по очереди, спрашивает:
– Можно ночевать в этой комнате?
Каждый раз получает отказ. Разрешение получает по последней «комнате». Когда «вошел» в разрешенную «комнату», хозяин спрашивает:
– Зачем пришли?
– Табунщики убили зайца, хотел попросить котел для варки его мяса.
– Моя злая собака кушает, если она пустит, возьми.
Тогда «гость» со словами «можете ли поймать меня? » старается вырваться из «шалаша», тот старается удержать его. Затем меняются ролями.
Игра на нитке «Багана»
Мунгаш удазыннын би ужун солагай холунарнын улуг-эргээ биле биче салаага кедиргеш, ону куду алзы тыртып бадырыпкаш, он талаже долгай туткаш, мунгаш хендирнин кырындан холду суккаш, адышта доора кежилген хендирни ушта тыртыптарынарга «Багана» азы «Багана-Хээ» унуп келир.
Кууйлу (игра с палкой)
Кууйлу - элээди оолдарның оюну. Ону хувискаал соонда орус чон-биле харылзаа сайзырай берген үеде тыва оолдар орус оолдарның оюнундан үлегерлеп алган. Ойнаар чуруму: ийи, үш кижи ойнаар. Ойнаар херексели — мерге, кагар бичии доорбаш ыяш.
Черге бичежек 0,5 Х 0,5 м хире дөрбелчин шыйгаш, ооң ортузунга бичежек оңгар сомнап алыр. Эгелээр кижини мерге тутчуп тургаш тывар. Эгелээн кижи доорбашты ол сомалап алган оңгарынга бир ужу астына берген чыдар кылдыр селегелей салып алгаш, астына берген ужун орта мерге-биле оожум хаптарга, доорбаш өрү алзы чаштай бээрге, агаарга ужугуп турар аразында мерге-биле катап каккаш, ырады-ла хаптар. Ойнакчы чаштай берген доорбажын алгаш, дөрбелчинче үш ортумак базымны баскаш, доорбашты дөрбелчинниң иштинче кире бээр кылдыр октаар, бир эвес доорбаш дөрбелчинни часпаан болза оюнну шак-ла ынчаар уламчылаар, чүгле доорбашты чыткан черинден шимчетпейн кагар. Ойнап турган кижи доорбашты хаккаш чазыпкан болза, азы дөрбелчин шыйыг иштинче киир октап шыдавас болза, частырыг деп санаар болгаш ынчан ооң удурланыкчызы ойнаар.
Бир эвес доорбашты кижи дөрбелчин шыйыгдыва киир октап шыдавас, шыйыг көзүлбес кылдыр ырай берген болза, доорбаштың дүшкен черинден дөрбелчин шыйыгга чедир тыныш үспейн, «куу-уй-лу-у» деп алгырып, үш катап аай-дедир маңнааш, дөрбелчин иштинге салып алгаш, уламчылап ойнаар.
Бир эвес ырады хапкан доорбашты удурланыкчы кижи агаардан черге дүжүрбейн чорда дозуп алган болза, ону ойнакчы кижи ышкынган деп санааш, доорбашты тудуп алган кижи ойнаар.
Доорбаш-биле хөй катап ойнап турар кижи тиилеп турган болур. Бо оюн болза бичии чаштарның шимченгир, шын эскериичел, авааңгыр болур чоруун сайзырадырынга дузалаарИграют двое. Остальные игроки стоят в очереди. Очерчивается круг диаметром примерно в полтора метра, в середине круга вырезается небольшая лунка. Играют одной палкой и еще одной маленькой палочкой длиной в вершок (20 см). Жеребьевкой выявляют начинающего. Он берет палочку и кладет ее в лунку так, чтобы она улетела далеко. При этом второй игрок старается поймать палочку на лету. Если это не удалось, то он берет палку и, отмерив три шага в сторону от места падения в кругу, кидает, стараясь попасть в кружок, еще лучше, если она падает прямо в лунку. Если палка упала не очень далеко, то разрешается другой прием: взяв палку, три раза проделать путь от места падения палки до кружка и обратно, произнося на одном дыхании название палки «куу-уу-уу…й-луу».
Игра с палкой переходит к другому, если играющий закинул палку в круг или лунку, если он поймал ее на лету или если он произнес на одном вздохе «кууйлу».
Очки отсчитываются следующим образом: удар по палочке в лунке - одно очко, удар в воздухе - еще одно очко. В то время как второй игрок только возвращает палочку и старается выполнить условия, чтобы быть игроком с палкой.
Количество набираемых очков устанавливается самими игроками в пределах ста. В конце игры выигравший, то есть набравший раньше ста очков, определяет «наказание» поигравшему. Для этого он берет большую палку, кладет из нее маленькую палочку и подбрасывает несколько раз. Сколько раз он ее подбросил, столько же раз он ее отбрасывает как можно дальше, чтобы «наказанный» бежал за ней. Затем игроки меняются ролями или «наказанного» увольняют и за него играет другой.
Используемая литература:
Мендот Э.Э. Использование народных тувинских игр в физическом воспитании детей 5-6 лет в сельских дошкольных образовательных учреждениях Улан-Удэ – 2010
Мендот Э.Э., Гаськов А. В., Дугарова Т. Ц., Жамц С. Этнокультурная значимость народных тувинских игр Вестник бурятского государственного университета, 13/2013
Конгар Р. В., Горбунова О. Ф. Использование тувинских народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с. 232 X ВОЛКОВСКИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ» Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Абакан, 21–23 мая 2015 г.) ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015
Галахова Е.А. Народная игра в дополнительном образовании дошкольников и младших школьников Москва, 2012 г.