Краеведческие заметкиОбразы русских крестьян Рязанской губернии


Образы русских крестьян Рязанской губернии
Первая книга «Берёзовские поселенцы» содержит маленькие рассказы –литературные краеведческие этюды реконструкции о первых документально исторически засвидетельствованных поселенцах Берёзовки. Речь идет о 1684 годе. Полной исторической картины заселения никто не знает из-за сложности воспроизведения всех этапов становления села. Этот процесс растянут во времени, а документов конечно мало.
Предисловие
«Автомашка стоял на поле и ветер теребил его седую покладистую бороду». Это первое предложение, с которого и начался весь сборник рассказов «Берёзовские поселенцы».
Поводом написания рассказов стала попытка воспроизведения психологических типов людей того времени, краеведческая реконструкция в виде лирических миниатюр. Попытка воспроизвести быт и весь жизненный уклад , стремления и мысли главных героев, и их чувства тревоги и заботы, жизненные тяготы ,которые томили душу.
Главной отличительной чертой социума того времени была соборность: насущные жизненные вопросы решались на сходе. Как складывалась эта система межличностных отношений? В основе лежали кровные родоплеменные связи. Одно поселение могло состоять из трех-четырех семей с тесными родственными отношениями. Это материальная сторона. Но ещё главнее , что люди составляли один приход с единой духовной властью и окормлением. Христиане не могли считать другого христианина чужим, ибо постоянно помнили: за качество отношений с людьми они отвечают перед Богом. А за грехи люди могут получить вечное воздаяние. Духовным нравственным стержнем русского человека была православная вера , а развитию такой личности помогает сам Господь. Потому нравственность таких людей обладает небывалой социальной мощью (подтверждением являются многочисленные военные победы и размеры Российской империи). А такое дается народу только за благочестивую жизнь и соблюдение заповедей Божьих.
Жизнь человека того времени неотделима от природы. Природа обладает удивительной силой создавать определенный душевный настрой. Напиши два слова «вечер и река» – и уже сразу начинаешь погружаться в атмосферу уходящего дня и приволья речной долины .Вода отражает небо, и этот небесный мир удваивается, он сильнее заполняет картину, которая открывается перед человеческим взором.
В мировой литературе крайне мало воспевается обычная тихая мирная семейная жизнь. Или по крайней мере она не далеко в центре внимания массового читателя. А ведь даже она порой полна драматизма и пафоса. Постоянного глубокого напряжения всех внутренних сил
«Плавные девичьи хороводы и пастуший рожок на заре. Соловьиные трели теплыми весенними ночами. Безутешные вдовьи и материнские слезы в тишине. Деревянные кресты погостов. Сельские храмы , построенные всем миром. Горячие молитвы с надеждой и упованием на милость Божью. Веселые осенние свадьбы. Соль на мужицких рубахах и твердые мозоли грубых рук. Внучата – радость под старость. Простая и верная любовь до гробовой доски. Бесстрашие и самопожертвование русских солдат. Все – это наша матушка Россия…» (Воробьёв В.Н.)
«Деревня Берёзовка упоминается в 1684 г. в числе вотчин Предтечева Тульского монастыря. В 1686 г. игуменом этой обители Корнилием сюда были переведены монастырские крестьяне из д. Ситки Епифанского уезда1. Игумен Корнилий с братьею "выменили у Семёна Семёнова сына Скорнякова-Писарева пустошь Дикое поле, а ныне д. Берёзовка, на Берёзове верху, а в ней по сказке того монастыря слушки Володьки Селиванова, двор монастырской, а в том дворе живёт скотник, взят крестьянской сын за скудость, Давыдко Алексеев сын Соломатов, у него сын Петрушка 6 лет, да двор монастырской конюшенной, а в нём живёт конюх монастырской, Митрошка Иванов, да крестьянских дворов: двор Автомашка Романов, у него детей: Самсонко, Нестерко, Ларька 13 лет, во дворе Ивашка Евсевьев, у него детей: Антонка, да Филька, да Васька 15 лет, а те крестьяне, и скотник, и конюх переселены из Епифанскаго уезду, из с. Покровскаго, что было на речке Симке; всего двор монастырской, людей в нём 2 человека, да двор конюшенной, людей в нём один человек, два двора крестьянских, людей в них 8 человек, да четыре двора пустых, а те пустые дворы куплены у Семёна Скорнякова-Писарева в прошлом
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.Клоков А.Ю. Найденов А.А. ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ЛИПЕЦКОЙ И ЕЛЕЦКОЙ ЕПАРХИИ .Данковский район ОО ПК «Мистраль-Л»
2011г стр 165.
Володька Селиванов.
Отзвонили колокола, и все затихло. Весна на дворе. Радостное разноголосое пенье птиц. Володька стоит у стола, за окном течет размеренная монастырская жизнь .Служба прошла, и монахи выполняют каждый свое послушание, обеспечивая хозяйственную часть обители необходимым трудом. А забот немало. Монахи сами себя кормят и поят , а иногда и помогают другим, врачуют душевные и телесные раны. Трудна монастырская жизнь, но на молитвах монахов стоит Русская земля. Монашеский подвиг ничуть не слабее воинского подвига, постоянная борьба со своими человеческими немощами и строгая дисциплина. Долгая и старательная молитва каждый день, исполнение послушания, службы утром и вечером, чтение Неусыпаемой псалтыри по ночам. Молиться –кровь проливать. А то и всякие неожиданности случаются , которые требуется пережить , преодолеть по-христиански, без ропота и уныния. Невозможно все это осилить без помощи Господа.
Володька написал повеление настоятеля Предтечева Тульского монастыря игумена Корнилия о переселении крестьян в деревню Берёзовку на Берёзове верху. Теперь в дорогу Давыдке Алексееву, Митрошке Иванову, Автомашке Романову и Ивашке Евсееву с домочадцами. Мужики запрягут лошадей, соберут нехитрый свой скарб на повозки привяжут, к ним оставшихся коней и не спеша погонят стадо коров на новое место, оставив навсегда Епифанский уезд. Детишкам интересно, но и страшновато одновременно. Они ещё мало что знают о жизни, но перемены тоже тревожат их. Даже приблизительно они не могут представить эту новизну, потому что нет у них ещё житейского опыта.
Переезд производит в жизни человека множество различных перемен. Отрывается душа от обустроенного привычного места, от многочисленной родни и родного края , полюбившегося с детства, знакомых людей, друзей и приятелей. Новые трудности и новые события будут происходит не в привычном окружении людей и природы , а где-то далеко. Неизвестность грядущего тоже тяготит человека. Но у всякого свой характер и свой возраст, а значит, и своя встреча с новым.
Бабы, как всегда, повоют , да и успокоются , все равно ведь надо, что поделать. Но в тоже время и до этого жизнь особым мёдом не назовёшь. Все что-то постоянно надо было преодолевать, переживать одно за другим. Бесконечной чередой земных скорбей тянется человеческий путь.
Что там за места? Как сложится их судьба? Никто не знает. Но с молитвой с семьей можно преодолеть житейские трудности. Это одному все –одна тяжесть , да тоска.
Давыдко Алексеев
Издалека со стороны деревни было слышно, как горланили свои ранние песни местные петухи. Берёзовские бабы растапливали печи, чтобы готовить завтрак .Спозаранку щебетали и посвистывали малые птахи, видно, на душе у них было хорошо и заботы предстоящего дня не тяготили их. Где-то куковала кукушка, все отсчитывая длинные годы. Недолгая летняя ночь безвозвратно исчезала, над гладью реки висело плоское облако молочного тумана.
Давиду хотелось спать. Утро, как всегда, было прохладным, и на траве лежала обильная роса. Восходящее солнце пряталось за облаками на далеком горизонте.
Коровы с жадностью и усердием щипали молоденькую травку, прихватывали губами и отрывали движением головы к себе. При этом раздавался характерный звук отрываемых стеблей. Небольшое стадо было внизу, на широком и плоском дне оврага. Давыдко сидел наверху и посматривал на мирно пасущихся коров. Рядом сбоку лежал кожаный кнут, старательно сплетенный, с кисточкой на кончике, чтобы, если надо, громко и резко щелкнуть. На плече котомка с обедом: ломоть черного хлеба и кувшин молока.
Хорошо зимой: никуда спешить не надо, отсыпайся себе. Благодать…А летом : нет, надо рано вставать каждый день и поздно ложиться. Хоть и привычно для него это дело, но встать надо себя заставлять. Наберешься духу , преодолевая еще вчерашнюю усталость, и опять снова здорово. Организм не успевает отдохнуть за короткую летнюю ночь, так и скрипит почти все лето.
Меж коровами снуют скворцы, они ловят мошкару, которая без конца вьётся над буренками. Коров пасти можно. Бывает, только молодые неприученные к стаду телки убегают, и их приходиться окорачивать.
Лучше было Давыдке в Покровском: родня, близкие сердцу места, привычно все , а тут чужбина, глухомань, все только начинает обживаться. Тоска…Кручинушка почти каждый день появляется на душе.
Давид уничтожает ее частой молитвой.
Грех роптать на жизнь. Не положено это христианину. Надо причастится , грех с души снять, а там Господь поможет своей благодатью. Кругом -то храмы, монастыри, казаки- сила Русской земли - матушки.
Почто горевать?
Рыжая корова стала направляться на огороды. Давыдко подхватился и да за ней.
Больше всего любил Давыдко время возвращения стада.Настроение у него повышалось и у коров оно тоже менялось и проявлялось по-разному.Старые коровы безразлично размеренно шагали домой без мыслей и желаний. Молодые коровы спешили домой , там ждал их сладкий ужин-угощение. Их так специально приучали к дому. Давыдко простодушно наблюдал всю эту картину. Над стадом стоял особый запах молока и пыли. Иногда приходилось применять и меры воспитательного характера.
-Ну что косоуришься ? Не знаешь дорогу? А ну иди как все! Уличенная в коварстве корова нехотя шла за всеми.
Если корова юркнула не в свой дом .Дадыдко увещевал
Ах, можедворка! Вот обязательно ей надо куда -нибудь пролезть!
Так с редкими напутствиями коровы расходились по домам. Их встречали хозяева или дети.
Петрушка
Петрушке всего шесть лет .Он сидит возле дома и греется на ласковом весеннем солнце. Теплынь. Благодать. Долгая морозная и снежная зима закончилась. Наступили радостные, счастливые дни пробуждения всей природы.
В его короткой жизни самым главным событием был переезд в Березовку на Берёзове верху.
Детей в деревне еще мало, и ему все больше приходится сидеть или играть одному . У него есть добрая кошка Мурка .Она очень ласковая и приветливая . Петруша любит брать её на руки, и та в благодарность начинает довольно мурлыкать. У нее скоро будут котята, и мальчик ждет её милых пушистых малышей. Иногда дует нежный теплый ветерок, очень приятный.
Петрушке нравится запружать ручьи. Это для него самое яркое и интересное развлечение. Когда приходят теплые вешние дни, он берет деревянную лопату и идет к соседской канаве, по которой течет чистая талая вода. Мальчик старательно пытается захватить лопатой снег, но он постоянно соскальзывает, и строительство плотины затягивается. Зато потом вода, наконец, останавливается и начинает накапливаться в большую лужу. Вода в ней становиться грязной и спокойной. Позади плотины ручей исчезает, показывая ледяное дно. Тут, предвкушая великое событие, Петрушка быстро разрывает запруду, и вода волной устремляется в речку Березову, заполняя опустевшее русло ручья.
Жуть как интересно!
Наступило лето .Петруша любил лето можно снять тяжёлую зимнюю одежду и бегать босиком.Так легко теперь.Дни стоят солнечные тёплые приятные.
Всё было как обычно только мама стала ходить медленнее и чаще садиться отдыхать. А однажды утром он проснулся от непривычного детского плача. С просонья он ничего не понял и пошёл к маме плач шёл от её постели. И тут Петруша увидел как рядом с мамой почему-то лежит маленький розовый человечек. Его охватило необычное чувство чего- то нового, но уже родного.
Это твой братик , Петруша!- с усталой и счастливой улыбкой сказала мама. На него сразу накатилась волна радостного восторга, которая в избытке стала переполнять всю его взволнованную душу.
Надо же , теперь у него ещё есть брат...!
Митрошка Иванов
Лошади не спеша щипали траву , вскидывали голову и отбивались хвостами от назойливых мух. По табуну, как смешные дети, ходили жеребята, искали своих мам.
Стоял жаркий день. Солнце высоко забралось на небо. Митрошка ,монастырской конюшенный, прищюрясь, поглядывал на пасущихся коней и ждал, когда наконец принесут обед. Почитай, всю свою жизнь Митрошка с лошадьми. Как с измальства с отцом приучен за конями ходить, так и пошло его ремесло. Всю подноготную лошадиной жизни ведает. Как кормить, как поить, в зависимости от времени года и использования коней. Конская упряжь и прочие многие премудрости.Все это хорошо изучил Митрошка и теперь не мечтает о другом каком деле. Не к чему привычное занятие менять.
Рядом тихо текла небольшая речка Берёзова. Невдалеке плавали утки и иной раз во все горло громко кричали, как будто смеясь: «Кря-ха-ха-ха…Кря-ха-ха-ха».
Большие стада белых и серых гусей важно плывут во главе с вожаками. В воде то там ,то тут сверкают блёски чешуи стаек шустрых мальков. Молча сидят , выпучив глаза, в зарослях рогоза темно-зелёные лягушки. Кое - где качаются на мелких волнах улитки, прицепившись к подводным стеблям травы. Особый запах воды наполняет воздух.
Мирно здесь пока, но скучновато.Данковский уезд называется Берёзовы Верхи.
В деревне Ситки все привычней, родней, а здесь чужие , да и глухие покамест края. Дикое поле. Вроде все так же кругом, только от Тулы ещё далече.
АвтомашкаАвтомашка стоял на поле, и ветер теребил его седую покладистую бороду. Был ясный весенний вечер , еще светило клонившееся к западу солнце .Зябко, прохладно .Дул холодный неласковый северный ветер. Радостно было смотреть ему на плодородный чернозем, который обещал богатый урожай при хорошей погоде. Хотя новь ещё не до конца разработана, но была приятна глазу и наполняла душу приятной теплотой. Свой надел он уже засеял и заборонил , и надо было прикатать высыхающую землю.
Жизнь Автомашки после переезда в Берёзовы Верхи переменилась. Оторвалось сердце от полюбившихся епифанских краев, где прошли его незатейливое детство , и самая прекрасная пора молодости, и потому было немного тоскливо и неприветливо на вновь обживаемой донковской земле. Хотя эти места особо- то и не отличались от родных. Да какая она, доля простого русского землепашца? Всё по кругу. Весна– сей , осень– убирай , зимой малость отдохни, –и опять все сызнова. Только время, уходит сыновья растут. В них опора да в дочках утешение под старость. Лапти вот опять подызносились, надо плести. На пашню невдалеке садится трясогузка и поглядывает на мужичка. Вот, скажи себе, тоже птаха – живая душа .Зима– их нет, а весна – появляются , да смотри, как деловито гуляет по пашне. Весна… Прилетели птицы и поют теперь на все голоса. Красота! Малая птица ,а забот- то у ней… и ничего. Молодец , что прилетела, на душе веселей.
Слава Богу! Все своим чередом.
Самсонко
Июль месяц. Семья Романовых только что сложила в стожок высохшее луговое сено. У скирда оставили лестницу , а грабли и вилы унесли в рыгу. Один из сыновей стоял рядом со стожком, отдыхал и любовался на речку Берёзову. Откуда- то подошёл незнакомец.
-А ты ,малый, чей будешь?
-Я - то? Самсонко меня кличуть.
-Откель ты сюда попал?
-Мы сами Епифанского уезду , из деревни Ситки. Нас игумен Корнилий Предтечева Тульского монастыря сюда прислал.В наших местах Дон начало берёт. А здесь до него пять верст на закат итить.
-Сколь времени ,милок, добирались?
-Да недолго. Почитай, за неделю- то и доехали.
-Вона как…
А что, хлопец, жильё ваше тут как?
-Да разница невелика. И там и тут работать надо
По дружкам иной раз скучаю .А так, нечаво. Жить везде с Божьей помощью можно. Она везде … Расея. Тятя говорит: «Целину пахать тяжело, да мы шибко и не спяшим…Лошадей жалеть надо. Подмогнуть ежели что с монастыря -то. Да. И на покос скоро пора придёт. А вы , дядя, вижу, тоже не тутошний. Издалече, небось?
-Ды как тебе сказать? Жил я тута… раньше.
Наступила продолжительная пауза, которая, впрочем, никого не тяготила. Каждый думал о своем.
Был теплый ранний летний вечер, когда вся природа , весь мир заполнен тишиной и особой благодатью, от которой так приятно , так сладостно на душе. Воздух был чистый и свежий, и потому дышалось легко и свободно.
По спокойной глади воды важно и не спеша плавали стада гусей, иногда что-то горланили. Тут же сновали утки, то резким выбросом головы вперед хватали летающую мошкару, а то переворачивались вверх ногами и ковыряли носами илистое дно. Со стороны они выглядели забавно, словно живые поплавки или артисты цирка.
На берегу довольные куры блаженно валялись на боку в вырытых ими ямах с пылью или разрывали ногами навоз. Чинно расхаживал петух , зорко наблюдая за порядком. Где-то в кустах квохчет заботливая наседка и пищат цыплята. Чирикали неугомонные воробьи. Каждый был занят своим повседневным делом. Мирная ,тихая сельская жизнь шла своим чередом.
Васька
Васька ездил с обозами в Москву. Дело нехитрое посаблять– мужикам в дороге. Только многое зависит от погоды. Походный уклад в обозе заставлял переносить тяготы кочевой жизни, но поначалу было просто и интересно .Вот сидел дома, а тут тебе– на новые места, народ незнакомый, да езда все по столбовой дороге от одной почтовой станции к другой, от одного постоялого двора к другому. Поручения у Васьки были разные .Днем– спать ночью караулить коней, пока они отдыхали и паслись. Или днем надо было водить коней на водопой или носить им воду в ведрах. Ежели что ломалось , то Васька пособлял, был на подхвате. А так трясся как все в телеге и смотрел то в небо , то вдаль. Приходилось иной раз помогать готовить обед, кашеварить. Туго приходилось, когда в голом поле налетал страшный ветер и после знойного дня и утомительной жары холодный ветер гнал пыль и нес в темных облаках дождь. Тут уж спасайся, как можешь. То в рощицу сворачивали , а то в буерак. Проливной дождь сразу менял все настроение, и народ к тому насквозь промокал.
Зимой совсем другое дело. Не ровен час, ежели что, и замёрзнуть можно среди поля. Кругом снег да мороз, с дороги можно сбиться. Особо опасно ежели пурга посреди перегона застанет. А такое нередко встречается. Три бурана в феврале как закон, считай. Но в обозе бывалые мужики, на них -то и надеются. А главное, всегда перед отъездом у священника исправшивают благословение , да и в пути молитву не оставляют. Могут и волки на обоз напасть. Волчья стая в открытом поле – большая опасность. Зимой с обозом ходить –дело серьёзное.
Все это не сразу , а постепенно распознал Васька на опыте своей жизни , на собственной судьбе. Иной раз за то, что просто прошёл день, надо искренне и глубоко благодарить Бога, ведь все, что происходит в человеческой судьбе, зависит от Всевышнего , потому что видно, что исход многих событий, случающихся с людьми, зависит от Его Воли. И вся надежда маленького и слабого человека в этом огромном и сложном мире лежит в православной вере.
Это дома на печи все легко, и просто, и ясно, но стоит куда поехать, тут уже начинаются всякие тонкости и испытания , причуды судьбы.
Но были и красивые зимние дни: бескрайние снежные просторы, сверкающие ослепительной белизной,чистое яркое синее небо…Ни одного облачка. Морозный воздух бодрит. На душе светло и радостно, вся жизнь впереди! Бывалыча, ежели промерзнешь, спрыгиваешь с саней да бежишь, пока не прогреешься. Тоже забава – за лошадью успеть.
Дядя Евсей учил всегда Ваську: «Ты малый не робей , а молись всегда, чего бы не происходило вокруг. А прежде чем-то сделать , даже слово сказать человеку, «Господи благослови», говори про себя. И крести и пищу, и одежду, и место, прежде чем сесть».Вот такую мудрость дядя Евсей Василию очень часто говорил. Добрый старик у них в обозе. Многое на своем веку он повидал и поведал.
Отец сказывал Ваське, что раньше они в Епифанском уезде жили до переезда в Берёзовы Верхи, ну, а ему до этого дела мало. Он то тут, то там. По мамке иной раз заскучает, любит он её.
Учитель
Поздний зимний вечер в Берёзовке. За окном во всю разгулялась вьюга .А начиналось все как обычно .Было тихо и мирно , потом начал спокойно падать легкий снежок. Погода настраивала душу на мирный лад. Медленно, не спеша на землю падали средние снежинки. Ничто не предвещает нам грядущий разгул неуёмной стихии. На другой день появился ветер , который постепенно усиливался. Характер погоды резко изменился. К ночи разыгралась настоящая буря. Свирепый ветер без конца несет в себе колючие снежинки, завывает в трубе. Он то чуть стихает, то снова с внезапным напором налетает вновь. Громко и тревожно шумят деревья. Это просто грозная симфония стихии, когда ветер гнёт ветви и раскачивает без конца стволы. И все гудит и гудит, путаясь в кронах деревьев. Вся природа взволнована и напряжена этим грозным событием. Все вокруг испытывает тревожное беспокойство. Человек в такие минуты становиться жалким и беспомощным перед могучей силой природы .Ветер старается сбить его с ног. Вдыхать воздух становится труднее. И особенно ясно ощущается им, что его судьба полностью зависит от милости Божией. Очень опасно находиться в дороге в это время , вдали от жилья, можно заплутать и замерзнуть. Ведь кругом ничего не поймёшь: один снег да темень. Куда ни глянь, все одно и тож. В такие минуты возницы доверяют лошадям .Старая лошадь может найти дорогу к жилью и выручить заплутавшего путника. В открытом поле пурга бушует во всю свою мощь. Есть где разгуляться ветру. Его могучие потоки безраздельно властвуют над бескрайними просторами и свободны, как в океане.
По улице без устали летят и летят ледяные острые снежинки. Дороги и улицы переметают сугробы. Сначала это просто белые полосы. Но постепенно они начинают расти в высоту, изменяют свою форму , прибавляют в ширину. Становятся все более замысловатыми и большими. И вот на улице уже серьёзные переметы, через которые надо ещё пролезть что лошади , что пешему человеку. Теперь с гребней заносов и с крыш вьются снежные чёлки, то появляясь, то исчезая в зависимости от ветра. И все время меняется новый снежный ландшафт, как во время этого ненадуманного и полного реальной жизни спектакля. Декорации постановки пурга без конца прирастают снегами, так что порою кажется, что снег завалит полностью со всей крышей дома в Берёзовке. Неуютна и враждебна природа в такие минуты.
Народ сидит дома ,хороший хозяин собаку на улицу не выгонит. Хотя собаки в такую погоду прячутся в конуру и не высовывают нос. Их даже может занести. Но если, что они сами себя откопают. Крестьянские дети присмирели и тихо лежат на печке. Вместе с ними нередко греются их любимцы – кошки. Самое уютное спасительное место сейчас –русская печь.
Скромная избушка, в которой живёт старый сельский преподаватель.
Время летит быстро , Иван Семеныч всю жизнь проработал учителем. Незаметно пришла старость. Много переосмыслил за эти годы. От бурной молодости до мудрой старости.
Ну, вот я один… В далеком степном краю на самой южной границе Рязанской губернии. Полупустынный заповедный край.
Сколько судеб и характеров людских, людей, жизней прошло перед глазами.
Таравкова К.А. о рассказах Воробьёва В.Н. «Берёзовские поселенцы»
Литература в судьбе человека играет основополагающую роль, без изучения, прочтения литературы, становление человека как Человека с большой буквы, как личности, в принципе, невозможно. Анализируя произведения литературы, человек задумывается о самом себе, находит прототипы самого себя - таким образом он учится тому, как нужно вести себя в обществе, в социуме, определяет для себя духовные, моральные, нравственные ценности, которым следует в последствии в жизни. Да и мировоззрение человека без литературы невозможно, оно не будет полным. Не знающий истории и литературы человек – это просто телесная оболочка без внутреннего наполнения, без корней и нравственных устоев.
Моя любовь к Родине складывается из травинки на летнем лугу, из пестрых красок, опавших листьев, из пушистого снега, из первых распускающихся почек и капель дождя, да из всего, что Богом создано, что существует на земле. Любовь к Родине невозможно выразить словами, ее можно лишь чувствовать. Это что-то глубокое, сокровенное, и для меня это сродни любви к Богу в целом.
Глубочайшая, истинная любовь к родному краю поразила меня, когда я открыла сборник рассказов «На Березове верху» Владимира Николаевича Воробьева. В основе мировоззрения автора лежит, прежде всего, любовь к миру, к человеку, к животным, к земле, к Родине и к Богу, то есть вся христианская жизнь с вытекающими ее ценностями и идеалами. Воспринимает автор мир и жизнь как дар Божий. И воспринимает с разных точек зрения, как с точки зрения ребенка, так и с точки зрения мудреца, а может воспринимать и с точки зрения человека средних лет, вообще это поразительно, конечно.
Непрофессионального автора к написанию данных рассказов подвигло, вероятнее всего, следующее: истинно христианское понимание человека и его предназначения в этом мире, искренняя любовь к Богу, к жизни, жажда жизни, жажда поиска истины, возрождения истории родного края. В моем понимании это и есть истинная любовь к Родине.
Правдиво и глубоко в рассказах раскрывается характер героев. Характер вообще раскрывается в произведениях немного необычно, здесь нет сложных характеров, терзаний, мучений (если вспомним произведения Толстого, Достоевского). Здесь все настолько просто, понятно, искренне и тепло, что диву даешься, как удается автору в этой простоте нарисовать характер, но он все же прописан - в словах, в обращениях, во взглядах, во внутренних размышлениях героев и даже в пейзажных зарисовках (!).
Не любит Владимир Николаевич многословия и героев своих наделяет молчаливостью, но одновременно с этим внутренней силой и глубиной.
Главная идея произведения состоит в следующем: автор хотел перенести нас в то время, которое описывается, да и правда, ты словно переносишься в этот тихий, благодатный мир, где живут истинные христиане - крестьяне, несущие в своей душе свет и любовь к Богу и дарующие этот свет окружающим людям.
Художественная ценность произведения, безусловно, высока. Казалось бы, что может быть интересного в описании мелочей быта, мирской жизни сельских людей? И диалогов в произведении нет практически, и душевных терзаний и мучений нет. А вокруг полки наших книжных магазинов прямо-таки кишат многообразием, пустым многообразием: детективы , любовные романы, приключения. Иными словами, пошлость, разврат, бессмыслица и пустота.
Но рассказы Владимира Николаевича резко им противопоставлены. Вот она, я считаю, настоящая литература, проникнутая глубиной, философскими размышлениями, вся пронизанная любовью к Богу и Родине. И только такая литература может называться поистине ценной, глубоко содержательной и познавательной. С такими рассказами и душа человека отдыхает от ужасов и страстей современного мира. И сам человек чище становится душою и помыслами, думаю.
А сколько разных героев - от малышей до стариков – в рассказах! И характеры выписаны просто потрясающе. Я считаю, что только человек с чистой душой ребенка и разумом мудрого человека может так показать героя, ставя себя на их место, размышляя, как они. Написать от лица шестилетнего мальчика - задача непростая, написать так может лишь человек с большим сердцем, и, как уже было сказано, с чистой душой, полной любви к Богу и людям.
Вообще нахожусь под впечатлением от рассказов, в их основе лежат незыблемые истины, которые испокон веков передавались из поколения в поколение и вместе с молоком матери впитывались. Истины эти неоспоримы, вечны. Прописные истины, библейские, истинно христианские. Принять на веру и жить – вот негласная жизненная установка наших предков, которая хорошо просматривается в произведениях автора.
Картины в рассказах статичные, но живые, как бы парадоксально это ни звучало. Примечательно, что повествование в этюдах ведется в настоящем времени, что позволяет нам – читателям - полностью погрузиться в атмосферу благодати, невыразимой радости бытия, тишины, но тишины не гнетущей, а глубокой, умиротворенной, полной тайн. Такая тишина оказывает, я думаю, врачебное воздействие на душу человека.
Иногда автор повествует в будущем времени, что позволяет нам задуматься: а что же дальше?... Да и вообще, задуматься о душе своей и жизни в целом. А живем ли мы сейчас по тем неписаным законам, как жили прадеды наши? А ради чего мы вообще живем? И можно ли назвать постоянную суету современного человека, погоню за деньгами и борьбу за выживание жизнью?
Размышления автора в каждом из рассказов перерастают в философские раздумья о судьбе своей собственной, людей, страны, да и Родины в целом. По манере письма, по звучанию слов, по живым природным зарисовкам рассказы напоминают мне стиль письма И. А. Бунина: легкость, живость и вместе с тем достоверность, выразительность и образность - все это присуще Владимиру Николаевичу.
Особенность стиля автора еще и в том, что фразы его короткие, но емкие, образные и лаконичные. Предложение из семи слов может вместить в себя и философию, и характер героя.
Язык писателя вообще интересен, употребляет просторечные слова, например: вишь как, вострый, покамест, шибко, откель, тута - за счет этих слов мы словно окунаемся в ту атмосферу, такие вставки делают текст живым, образным, переносят нас именно в то время. Так говорили и бабушки наши, и прабабушки, глубоко чувствуется связь с корнями. И сравнений здесь много, река Березова сравнивается с девушкой – «скромно, старательно течет…». Эпитеты и метафоры делают тексты выразительными: «сладкие трели», «задумчивые ивы», «ветерок лицо ласкает», «оторвалось сердце от краев»…
Неслучайно в текстах часто встречается слово «благодать», все рассказы ею каким-то чудесным образом проникнуты и заключают в себе глубокие народные истины: «…на молитве монахов стоит земля русская…», «…грех роптать на жизнь христианину…» и другие.
Автору присущ и стиль Сергея Александровича Есенина, к слову сказать, моего любимого поэта: скользит в произведениях любовь к животным, птицам, зверью, к человеку, вообще ко всему живому на земле. Ко всему, что живет и дышит, в том числе и к березкам, искони русским красавицам - к природе в целом, к тому, что создал Творец.
В рассказах прописан порядок жизни людей того времени - доля мужика, бабы, детей. Традиции в семьях соблюдались, дети почитали стариков и родителей своих, родители же заботились о духовной составляющей детей, о сохранении их нравственной чистоты, о воспитании строгом, но действенном. У каждого была своя роль в семье и в жизни, так было заведено, такой был порядок. У баб свое – дом, хозяйство, у мужиков свое – работа в поле, у ребятишек свое – помощь по хозяйству, послушание. И такой любовью к христианским семейным традициям, любовью к деревенскому быту манера письма автора схожа, на мой взгляд, с жизненной позицией и манерой письма великого нашего писателя-современника – В. Шукшина.
Еще необходимо подчеркнуть, что автору присуща наблюдательность - настолько четко выписаны образы, что есть ощущение, будто автор срисовывал характер с людей на полотно в мельчайших подробностях.
И главное, что есть у автора, я считаю - это глубокое понимание истинной веры народной, т.е. той веры, которая была тогда – у наших предков. Есть у Владимира Николаевича понимание истинной веры христианина.
Нынешний мир словно парализован, объят духовным параличом, но я надеюсь, что с появлением таких глубоко любящих родину людей, как Владимир Николаевич, с появлением таких простых, но глубоких и душевных рассказов мир наш образумится, вспомнит, что мы русские и что корни наши только в вере, в простой жизни, в наслаждении бытовыми делами, ну и, конечно же, в постоянной благодарности Богу за жизнь, за все - и за радость, и за печаль.
Так жили наши предки, так должны жить и мы. Это заложено в нас, нужно только лишь заглянуть в себя, отвлечься от просмотра развлекательных, ничему не учащих передач, а учат они только осуждению других и поселяют в душах наших зло. Забросить детективы, романы, а вспомнить, что есть и у тебя родина, что был и ты когда-то восхищен умиротворением, тишиною, благодатью. Суета мира нас затягивает, но нужно же когда-то остановиться, оглянуться и посмотреть в себя, в душу свою заглянуть, а что осталось-то в ней от этой суеты и спешки? Пустота.
Я полностью согласна с позицией автора - нужно возрождать Россию, и начать это нужно делать с самого себя. Возродить в себе те истоки, которые были заложены предками. И память, память о корнях мы передадим нашим детям, внукам, правнукам. А что мы им расскажем, ежели не так? Не лучше ли вспомнить место, где родился, природу, которой наслаждался, традиции, которым следовали наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки? И это остается в памяти, и это будет маленькой, чистой, доброй песчинкой в большой холодной пустыне под названием жестокий современный мир.
Но есть и в этом мире думающие люди, хранящие глубокую истинную веру, любовь к Богу и людям, которую привносят в мир наш благодатные, чистые, светлые мысли; люди, которые возрождают Русь.