Урок изобразительного искусства Костюм крестьян Орловской губернии

ПРОВАЛЁНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
ШКОЛА № 38
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ТЕМУ:



«НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ»






КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ: 45 МИН.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 12 ЛЕТ (7 КЛ.)










ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ
НЕМЕНСКОГО Б.М.




План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе.

Тема урока: «Народный костюм Орловской губернии».

Дата проведения урока: I четверть

Содержание задания: Изображение женской и мужской фигур людей в народном костюме.

Цель урока: Познакомить учащихся с народной одеждой Орловского края.

Задачи урока:

Формирование знаний об особенностях народной праздничной одежды Орловской губернии.

Формирование умений передачи декоративного народного орнамента средствами изобразительного искусства.

3) Воспитание уважения к истокам родной культуры.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование урока:
-наглядные пособия, календари с изображением людей в народных костюмах Орловской области, элементов костюма, наглядные пособия с изображением народных украшений, народного орнамента, магнитная кукла для показа последовательности одежды в народном костюме, таблицы с названием элементов одежды, репродукции с картин Ф.А. Малявина «Вихрь», А. Рябушкина, поисковый материал (набор плакатов, рушники, рубахи), детские работы;
-альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, фломастеры, цветные ручки, палитра, баночка с водой.


План урока:

Орнамент – 2-3 минуты.
Повторение изученного материала о русском народном костюме-5 минут
Сообщение новых знаний о народном костюме крестьян Орловской губернии – 15 минут.
Практическая работа учащихся – 20 минут.
Подведение итогов урока – 2-3 минуты.
Ход урока:

Учитель: Здравствуйте дети!

Мы с Вами на предыдущем уроке прослушали лекцию о русском народном костюме, его особенностях, истоках и национальных традициях.
Цель нашего урока – познакомиться с народным костюмом Орловской области и увидеть красоту и неповторимость узоров и украшений народной одежды. Ведь любая деталь одежды или аксессуаров представляет собой рукотворное чудо, создаваемое девичьими или женскими руками в каждой русской избе. Пусть мы не сможем с Вами создать и сотой доли того, что делала каждая девочка, готовя себе приданное. Но мы сможем сохранить все уже созданное нашими предками и возродить многие народные техники и промыслы.
Сегодня на уроке мы будем не только слушать друг друга о русском народном костюме, узнаем что-либо новое об одежде крестьян нашего края, но и, как итог, должны будем изобразить костюм крестьян Орловской губернии.
Как Вы думаете, к какому типу костюма относится эта одежда?
Правильно!
Одежда крестьян Орловской губернии по своему составу была весьма разнообразна, при чем различия были в пределах нескольких сел. Но в основном относилась она к южно-великорусскому типу.
Мы с Вами на предыдущем уроке изучили два типа одежды российских крестьян. Давайте повторим их основные признаки.
Вопросы:
Как называется тип одежды крестьян севера? (Сарафанный).
Как называется тип одежды крестьян юга? (Паневный).
Основные отличительные особенности сарафанного типа одежды? (Сарафан, кокошник, венец).
Основные отличительные признаки паневного типа одежды? (Панева, сорока или кичка, корона).
Каким образом делилась одежда крестьян по назначению? (Праздничная, будничная, венчальная, траурная и т.д.).
Каким образом делилась одежда крестьян по возрастным признакам? (Девичья – меньше узорочья, женская – много красного цвета и вышивки, пожилых женщин – красный цвет менялся на бордовый, больше черного цвета).
Каким образом строилось изображение символики на костюме? (Голова – небо, туловище – земля, ноги – подземный и подводный мир).
Почему замужняя женщина не могла ходить «простоволосой»?

Правильно!

Орловские женщины носили паневный вид одежды.
Полный набор паневного комплекса состоял (показываю на пособиях) из рубахи, паневы, покромки, завески или фартука, подпояски, навершника или запана, одного или двух монистов и каскада бус, серег – янтариков и пушков, головных уборов: кички или сороки, комплектов платков, шалей и подшальников, шубы, куцки или куцинки и набора обуви.
Основой орловского костюма как любого русского костюма была рубаха. Широкое распространение получил тип рубах с косыми поликами длинной до середины голени. В сундуке каждой женщины имелся целый набор рубах для любых случаев жизни. Рукава праздничных рубах украшались с большим художественным вкусом и напоминали крылья сказочных птиц М.И. Мерцалова: «Ведь когда в сказке девушка или обиженная жена в поисках любимого или спасаясь от преследования злых людей от тяжелой доли превращается в птицу, то руки становятся крыльями. И эти крылья уносили их «в тридевятое царство в тридесятое государство», в даль от жестокой действительности».
Отличие девичьей рубахи от женской было в том, что полики рукавов девичьей рубахи вышивались (а не ткались как в женской), причем самой девушкой. В декоре меньше было яркого красного или малинового цвета, меньше золота, бисера и блесток.
Панева – поясная набедренная одежда, одна
·из древнейших одежд восточных славян. Полотно для панев ткалось на ручном домашнем станке, затем сшивались три полотна, на бедрах собирались в сборку на шнурке – гашнике.
Основное поле паневы было черным и разбивалось на квадраты белыми, желтыми, реже красными полосами, ровными вертикальными и горизонтальными шириной в один сантиметр. Черные окна квадратов символизировали участки поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. В каждом селе такие квадраты - клетки были разных размеров. Ходила молва, что размер клеток указывал, много или мало земли имеет крестьянин в селе.
На бедрах, поверх рубах и верхней половины паневы подпоясывалась покромка:

В древности она символизировала кромку участка земли черного цвета. Земля рождала все необходимое для жизни, и существовало древнее поверие: если замужняя женщина будет носить двукратно опоясанную покромку, то и она, подобно земле будет плодоносить на радость семье и всем людям, продолжая свой род. Девушки надевали ее только когда шли под венец.
С покромкой у народа связано много обычаев и поверий. Например: весной, когда коров в первый раз после зимовки выгоняют на пастбище, поперек дороги при входе из села расстилают покромку, чтобы каждая корова из стада обязательно переступила через нее. Покромку брали у самой почитаемой, трудолюбивой и доброй женщины. Поверие гласило, что после такого ритуала корова будет давать больше молока, ничем не заболеет и даст здоровый крепкий приплод.
Каждая девочка, начиная с семилетнего возраста, должна была наткать пять – шесть покромок для будущего замужества, а украшали вытканные покромки пожилые женщины.
Поверх рубахи и паневы, подпоясанных покромкой, замужние женщины надевали старинную красивейшую туникообразную одежду – навершник. Навершник шился обычно из белой холстины одинакового покроя для замужних женщин, девушек и мужчин. Было два варианта навершника: с рукавами и без рукавов. Помимо этого была еще и третья его разновидность – завеска или передник. В других губерниях туникообразная одежда отличалась от навершника покроем, украшениями и местными названиями: запан, желтик, нагрудник, шушпан, передник и др..
Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы и эстетически оправданны. Девушки заплетали волосы в одну косу, украшали ее лентой, накосником, а голову украшали повязкой, обручем или венцом (в праздники, на свадьбу).
Согласно обычаю древних восточных славян комплекс женской одежды даже не мыслился без головного убора. Головной убор орловской женщины назывался «сорокой», и был очень сложным по составу. Например: свадебный головной убор состоял из 12 деталей и весил 4,5 килограмма. Основной цвет головных уборов был красным. На красном фоне вышивались различные орнаменты золотом, бисером, стеклярусом, бусами, украшался «пушками», перьями и лентами.
Любимым головным убором для женщин и девушек был платок. Замужние женщины надевали платки и шали поверх сорок, девушки же прямо на голову. На общем фоне одежды платок был не только ярким акцентом, но и мягко обрамлял лицо. Древним прообразом платка был убрус – кусок домашней ткани. Головной платок был во все времена самым желанным подарком. Старинные русские тканные шали и набивные платки и сегодня восхищают своей красотой (показываю платки и шали), безчисленностью сказочных узоров, праздничными цветовыми сочетаниями. Это богатейшее наследство наших предков и по сей день используется в ДПИ и моделировании современных комплексов одежды.
Мужская одежда крестьян Орловской губернии не отличалась от одежды всего русского крестьянства и состояла из рубах – косоворотки, портов черных в полоску, поясов, кушаков, набора обуви и верхней одежды.
На этом этапе урока я предлагаю Вам всю полученную информацию отобразить в своих работах и нарисовать две фигуры людей: женскую и мужскую в праздничных народных костюмах Орловской губернии. А чтобы Ваши работы были выставочными, фигуры людей необходимо изобразить на фоне пейзажа или интерьера. Работу в цвете можно выполнять различными материалами. Если все понятно, можно приступать к работе.
Учащиеся самостоятельно работают. Учитель делает поправки, помогает.
По мере выполнения работы рисунки детей вывешиваются на доске.
Обращаю внимание учащихся на их работы. Они оказываются иногда даже лучше, чем пособия, выполненные учителем. Подводятся итоги.
Задание на дом: Найти материал по русским народным праздникам, играм, обрядам, гаданиям.

Урок окончен. До свидания.






































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



Советское декоративное искусство. 1945-1975. Очерки под редакцией Толстого В.П..

Вольфганг Брун, Макс Тильке, “История костюма”.

Ефимова Л.В., “Русский народный костюм, сокровища Государственного Исторического музея”.

Мерцалова М.Н., “Поэзия русского костюма”.

Пономарев П.Д., “Народный костюм”.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515