Конспект занятия Волшебница соль (старшая группа)

Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художественно-эстетическое развитие»; социально-коммуникативное развитие; «речевое развитие»; «физическое развитие».
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.  Задачи:
- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;
- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;
- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность. 
Методы и приемы: - практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью; - наглядные: презентации, наблюдение; - словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.  Используемые игры, творческая и экспериментальная деятельность: экспериментальная деятельность «Растворение соли», «Плавающее яйцо», «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу», дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка», презентация, пальчиковая игра «Капуста», изготовление поделок из окрашенной соли.
Оборудование: ноутбук, слайды по ознакомлению с солью, клеёнчатые фартуки для каждого ребенка, баночки с солью и с сахаром, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, скатерть, стеклянная ваза, воронки, гуашь, мешочки с солью, камешками, синтепоном, мукой
Ход НОД
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам, в детский сад, с чудесным настроением, и хочу им поделиться с вами. Давайте возьмёмся за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. Теперь я вижу, что и у вас отличное настроение.  - Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Когда я шла к вам в детский сад, услышала разговор поваров - Ребята, повара перепутали баночки и не могут найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы обязательно разберутся в этом вопросе. 
- Поможем поварам? (ответы детей)  - Послушайте и отгадайте загадки:


«Отдельно я не так вкусна,
зато красива, солона,
и в пище каждому нужна? (соль) (ответы детей) 
«Что же это за песочек,
сладок с ним у нас чаёк,
в каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей) 
- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей)  - Одинаковый?  - А чем отличается соль от сахара? (ответы детей)  - Давайте сравним по запаху? (ответы детей)  - А какие эти вещества на ощупь? (ответы детей)  - А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей)  Давайте попробуем на вкус.  - Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)  - Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи на банки. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед.  - А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного? (ответы детей) Подойдите поближе, посмотрите: Воспитатель показывает на ноутбуке презентацию «Соленая история».
Соленая история

- Ребята, а ещё соль - волшебница.  - Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей)  А для этого нам нужно превратиться в «учёных», и начать проводить опыты в лаборатории с солью. А, чтобы в нее попасть, нужно вспомнить правила работы в лаборатории.
Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории. Одевают фартуки. Проходят в «лабораторию».
Правила безопасности для детей:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику. 2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя. 3.Каждую вещь клади на место. 4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно. 5.Делать все нужно дружно!
- Ну, а для начала давайте поиграем в игру «Четыре волшебных мешочка».
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
- А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли.

Опыт «Растворение соли»
- Перед вами 2 стакана с водой и обычная пищевая соль. Насыпьте в один из них три ложки соли и размешайте.
Педагог задает детям вопросы:
- Что стало с солью?
- Что стало с водой?
- Какая вода теперь на вкус?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи. Давайте и мы сейчас побудим поварятами, приготовим вкусную капусту.
Пальчиковая гимнастика «Капуста».  Мы капусту рубим- рубим,  (размашистые движения руками, как топором) 
Мы капусту режем-режем,
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы морковку трем-трем,
(растирание левой ладони правым кулачком)
Мы капусту солим-солим,  («берут» щепотку соли и «солят»)  Мы капусту жмём-жмём.  (сгибание и разгибание кистей рук)

- А сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.
Опыт «Плавающее яйцо»
- Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит?  Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»). Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде. 

Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу» - Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями.
- Давайте, теперь применим это волшебное свойство соли для изготовления красивых поделок. Для этого нам необходимо окрасить соль в различные цвета с помощью гуаши. Затем просушить ее, растолочь и засыпать в красивые емкости с помощью воронок.
Воспитатель показывает технологию окрашивания соли.
- Теперь окрашенную соль необходимо просушить, но это займет время. Поэтому я уже окрасила и просушила соль, а вам осталось засыпать в емкости. А соль, которую мы сейчас окрасили, вы сможете использовать потом для изготовления новых поделок.
- Теперь ребята перейдем к самому интересному. Созданию рисунков из соли. Для этого мы возьмем воронки, вставим в емкость и с помощью ложек и будем поочередно засыпать окрашенную соль.
Дети засыпают соль в емкости.
- Смотрите, какие у вас получились красивые, радужные вазы. Вам нравится?  - Увы, ребята, нам пора возвращаться в группу, а эти вазы мы подарим нашим гостям. Нам пора превращаться в детей, снимем фартуки, помогите друг другу.  Вопросы воспитателя: - Понравилось вам в лаборатории?  (ответы детей)  - Как вы думаете, какая соль?  - Как и где мы можем использовать соль? (ответы детей)  - Что нового вы узнали о соли?  (ответы детей)  Воспитатель подводит итог, обобщает полученные знания детей, хвалит детей.  - Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. А сейчас пойдемте и расскажем о своих открытиях другим детям из вашего детского сада.






Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» с.Чурачики Цивильского района Чувашской Республики





Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема: «Волшебница соль».

Picture 215