Ценностные ориентации и практическая значимость образования в области физической культуры в условиях введения ФГОС







Выступление на методическом объединении учителей физической культуры
Меняйлов С.П, учитель физкультуры Дубовского филиала МБОУ №СОШ №8» с. Спасское Спасского района Приморского края

















В условиях введения новых государственных стандартов второго поколения в современном образовании на первый план выдвигается социально значимая проблема – подготовка высококвалифицированных специалистов-профессионалов, сочетающих в себе глубокие специальные знания, высокую профессиональную подготовленность, общую культуру, включающую в себя: физическое, психическое и нравственное здоровье.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации обязывает систему образования обеспечить преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; формирование у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения; активной жизненной и профессиональной позиции; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; воспитания здорового образа жизни; развития спорта, что привело к смене образовательной парадигмы на рубеже столетий.
Система образования начинает ориентироваться не только на знания, умения, навыки и опыт применения их в практической деятельности учащегося, но и на физическое, психологическое, нравственное, эстетическое состояние носителя знаний, степень реализации потенциальных возможностей человека.
Цель современного образования – это развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу, включение ее в социально – ценностную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами образовательных систем.
Приобщение людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы.
Для полного осмысления содержательной стороны понятия "физическая культура", рассмотрим основополагающее понятие – "культура".
"Культура" –охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов.
Ученые многое связывают с развитием культуры: и возможность духовного возрождения людей, восстановление престижа экономических взаимосвязей. Культура ориентирована на духовное просветление человека, на принятие и усвоение им повседневных форм деятельности, отношений и взаимодействий с людьми, нравов и обычаев, содержание принятых повседневных норм в отношениях друг с другом, стиля и манеры поведения и общения, а также материальных и духовных ценностей.
Следовательно, невозможно представить себе развитие личности вне культуры, вне деятельности, вне творчества, вне духовности.
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями .
Само понятие "физическая культура" в настоящее время является дискуссионным. Одни ученые под "физической культурой" понимают определенные формы двигательной деятельности человека, другие – деятельность, направленную на физическое совершенствование человека, третьи – результат этой деятельности.
Результаты исследований В.К.Бальсевича, М.Я.Виленского, Л.И.Лубышевой, В.И.Столярова, Н.Х.Хакунова доказали, что физическая культура – это не просто способ и результат преобразования человеком своей физической подготовленности, а механизм взаимодействия природной и социальной сущностью человека. Именно возможность одновременно влиять на физические и социально-психологические стороны организма человека позволяют говорить о значимости физической культуры для формирования культуры личности.
Таким образом, значение физической культуры заключается не только в приоритетности влияния занятий физическими упражнениями, физической тренировкой на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание физических качеств, но и на духовную сферу, как на одно из действенных средств интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, воспитания патриотизма и гражданственности, жизненной и профессиональной позиции.
Специальные функции физической культуры– это те функциональные свойства, которые присущи физической культуре и выражают ее отличительные особенности в системе явлений культуры. Как отмечает Л.П.Матвеев, "ни одна другая сторона культуры не обладает свойствами, позволяющими полноценно заменять специфические свойства физической культуры".
Выделяют следующие специфические функции физической культуры:
- функция, заключающаяся в ее благотворном воздействии на динамику физического развития индивида, особенно на динамику деятельностных физических качеств и сопряженных с ними способностей;
- функция благотворного воздействия слагаемых физической культуры на динамику состояния здоровья, особенно физического;
- функция, выражающаяся в роли физической культуры как практически неисчерпаемого источника материала перманентного (непрерывного и восходящего по уровням) образования в области физической культуры.
Таким образом, физическая культура – это феномен общей культуры человечества, который охватывает все области и сферы культуры и решает ряд важнейших практических задач по совершенствованию и качественному преобразованию всех сторон жизни нашего общества, в том числе и в сфере образования.
Рассматривая систему образования как основное звено внедрения физической культуры в жизнь и быт человека, следует отметить, что физическая деятельность развертывается в ней как долговременный системно упорядоченный процесс, имеющий ряд скоординированных стратегий и направлений (начиная с занятий физическим воспитанием в дошкольных учреждениях и заканчивая высшей школой). Именно в образовательном пространстве происходит целенаправленный, последовательный, контролируемый профессиональный процесс приобщения подрастающего поколения к деятельностному, предметно-ценностному и результативному аспектам физической культуры.
Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение жизни человека.
На мой взгляд, наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым. Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Научной основой понимания природной и социальной детерминации физической культуры личности (ФКЛ) являются общепедагогические и психологические подходы Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, В.К.Бальсевича, В.П.Беспалько, Л.И.Виленского, А.Н.Леонтьева.
Физическая культура личности понимается сегодня, как социальная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.
В школе процесс физического воспитания осуществляется в следующих формах:
1. Учебные занятия:
- обязательные занятия в объеме 3 часов в неделю и включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения
- индивидуальные задания для учащихся, имеющих недостаточную физическую подготовленность или отстающих в овладении учебным материалом, имеющих какие- либо заболевания, которые организуются учителем в течение учебного года;
2. Внеурочные занятия:
- занятия в секциях
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом во внешкольных учреждениях (спортивные школы)
- массовые общешкольные оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
Их цель – формирование физической культуры личности учащегося как системного и интегративного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры человека, способного использовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье. Реализация этой цели возможна при наличии ряда условий:
- понимании роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знании научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формировании мотивационно- ценностных отношений к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладении системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие;
- обеспечении общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность выпускника к будущей профессии;
- приобретении опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности.
Однако в условиях современных политических, экономических, социальных преобразований к выпускнику школы предъявляются иные требования. Он должен обладать высокой практической компетентностью, которая понимается не только как высокая степень овладения компонентом будущей профессиональной деятельности, но и как психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени, а также высокой культурой личности, отражающейся в сформированности общей культуры человека.


"Ценностные ориентации
и практическая значимость
образования в области
физической культуры
в условиях введения ФГОС"Times New Roman