Рабочая программа факультативного курса Твоя профессиональная карьера 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Советское
Долинского района Сахалинской области
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР
________
«___»__________20 г. Директор школы__________
«___»___________20 г.
Рабочая учебная программа
«Твоя профессиональная карьера»
(наименование учебного предмета/курса)
факультативный курс
основное общее образование (9 класс)
(уровень образования)
20 – 20 учебный год
(срок реализации)
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса «Твоя профессиональная карьера. 8 – 9 классы» В. П. Бондаревой, М. С. Буткина и др., 2014 г.
(наименование программы, автор программы)
Шагиева Ирина Викторовна
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение составе профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функция существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг. индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твоя профессиональная карьера». В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы объединения, концерны, учебные заведения. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков к домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Рабочая программа разработана на основефедерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, программы курса «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» В. П. Бондаревой, М. С. Гуткина и др., изд-во «Просвещение», 2014.
Цели курса:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счетспециальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда
развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Место курса «Твоя профессиональная карьера» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 33 часа для обязательного изучения факультативного предмета на этапе основного (общего) образования из расчета 1 учебного часа в неделю в 9 классе. Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа
Учебно –тематический план
«Твоя профессиональная карьера»
9 класс

п/п Наименование разделов и тем кол-во часов
1 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
8
2 Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
2
3 Человек в новых социально – экономических условиях.
3
4 Человек среди людей.
4
5 Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
5
6 Пути получения профессии.
2
7 Моя профессиональная карьера.
4
8 Оценка способности школьников к выбору профессии.
4
9 Профконсультационные услуги.
1
Итого
33
Основное содержание
9 класс
33 часа
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 8 ч.
Способность к запоминанию (1 ч).
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

Способность быть внимательным (1 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
Способность оперировать пространственными представлениями (1 ч).
Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур».
Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».
Способность устанавливать связи и закономерности междупонятиями (2 ч).
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
Развивающие процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
Способность изменять способы интеллектуальной деятельности (1ч).
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.
Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч).
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма».
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».
Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
Неисчерпаемость человеческих ресурсов — 2 ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».
Практическая работа. Составление индивидуальной программы самовоспитания.
Человек в новых социально-экономических условиях —3 ч.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.
Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг.Конверсия.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.
Экологические проблемы и их решение.
Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
Человек среди людей — 4 ч.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».
Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спроси предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочейсилы.,
Занятость населения. Безработица.
Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
Пути получения профессии —2 ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
Моя профессиональная карьера — 4 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
Оценка способности школьников к выбору профессии — 4 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
Профконсультационные услуги — 1 ч.
Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса «Твоя профессиональная карьера» ученик должен
знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретное профессии;
составлять профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовое деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Календарно – тематическое планирование
Факультативный курс ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
Класс 9
1 час в неделю
33 часа в год

п/п Тема урока, основное содержание
кол-во
часов дата коррек примечание
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 8 1 Способность к запоминанию.
Общее представление о памяти.
Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение).
Д/п: методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности.
Условия развития памяти.
Р/п: Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания: психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».
1 2 Способность быть внимательным.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность)
Наблюдательность как профессионально важное качество.
Условия развития внимания.
Д/п: методики «Перепутанные линии», «Отыскивание чисел», «Корректурная проба».
Р/п: психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
1 3 Способность оперировать пространственными представлениями.
Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Д/п: методика «Сложение фигур».
Р/п: выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».
1 4 Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда.
Д/п: методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
1 5 Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда.
Основные типы связей.
Р/п: методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
1 6 Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
Д/п: методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.
Р/п: решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
1 7 Индивидуальные стили кодирования информации.
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Д/п: методика «Пиктограмма».
Р/п: психологические игры «Метафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой художник», «Перевоплощение».
1 8 Индивидуальные стили переработки информации.
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Д/п: методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
1 Неисчерпаемость человеческих ресурсов 2 9 Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации.
Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
П/р: составление индивидуальной программы самовоспитания.
1 10 Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации.
Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Р/п: деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».
1 Человек в новых социально-экономических условиях
3 11 Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.
Развитие производственной инфраструктуры.
Сфера услуг.
Конверсия.
1 12 Развитие сельского хозяйства.
Земельная реформа.
Фермерство.
Экологические проблемы и их решение.
1 13 Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива.
Коммерческий риск.
Маркетинг.
Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Сюжетно-ролевая игра: «Пресс-конференция».
1 Человек среди людей 4 14 Личность и межличностные отношения в группах.
Лидерство.
Д/п: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».
1 15 Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Р/п: элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях).
1 16 Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
1 17 Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Р/п: психотехническая игра «Угадай человека».
1 Современный рынок труда и его требования к профессионалу
5 18 Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения.
Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
1 19 Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
1 20 Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
1 21 Кадровое планирование.
Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение).
Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица.
П/р: определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние 5 лет.
1 22 Перспективы изменения мира профессий в связи с научно-техническим прогрессом.
Деловая игра: «Малое предприятие».
1 Пути получения профессии 2 23 Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
1 24 Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
1 Моя профессиональная карьера
4 25 Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетенции.
1 26 Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Р/п: деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультации».
1 27 Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
П/р: анализ личного профессионального плана.
1 28 Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
П/р: анализ личного профессионального плана.
1 Оценка способности школьников к выбору профессии 4 29 Общие основы оценки способности к выбору профессии.
1 30 Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Р/п: опросник профессиональной готовности ОПГ
1 31 Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
1 32 Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
1 Профконсультационные услуги
1 33 Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
1 Д/п: диагностические процедуры
Р/п: развивающие процедуры
Используемая литература:
Федеральный компонент государственного образовательного стандартосновного общего образования
Программа «Твоя профессиональная карьера» 8-9 классы, Москва «Просвещение», 2014 г.
3.Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват.учреждений / (П. С. Лернер, Г. Ф. Михайличенко, А. В. Прудило и др.); подред. С. Н. Чистяковой. — 3-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
4.Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровожденпрофессионального самоопределения школьников» / Сост.: Е. В. НагиеваЮжно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2004 г. Стр.115 (Серия«Методические рекомендации»)
5. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
6. Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
7. Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
8. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
9. Дидактические материалы, к курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.
10. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
11. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на Дону, 1996.
13. Коломинский Я. Л. Человек— психология. — М., 1986.
14. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
15. Кабаков В. С, Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
16. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.
17. Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
18. Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
19. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
20. Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
21. Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
22. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.