ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


ПРОШЁЛ ЗАЩИТУ ДОПУШЕН К ЗАЩИТЕ
Зав.кафедрой
“____”___________2006 г. _____________________________
звание, фамилия, инициалы
на оценку _______________ ________________________________
подпись Зав.кафедрой____________ “____ ” ____________ 2006 г.


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ


Исполнитель:
студент 951 гр. Макаров Максим Иванович

Руководитель: Зеновский Евгений Викторович
к.п.н., доцент




Сыктывкар 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...6
1.1 Формирование у учащихся потребности в занятиях физической
культурой.6
1.2. Удовлетворенность учащимися физической культурой10
1.3. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как
фактор формирования здорового образа жизни.13
1.4. Мотивация в учебной деятельности.17
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ24
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...29
ВЫВОДЫ...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.50







ВВЕДЕНИЕ
В Российском обществе в связи с политическими и социальными переменами, происшедшими после 1991 года значительно изменилось отношение к физической культуре и спорту. Создавшаяся ситуация при переходе на рыночные отношения значительно повлияла и на физкультурно-спортивную активность учащейся молодежи: сократилось число штатных работников по физической культуре и спорту, тренеров, но особенно детей, посещающих разные спортивные школы [42].
В связи с этим основная нагрузка и ответственность за физическое здоровье школьников легла на школьную физическую культуру. Поэтому обострилась проблема поиска и разработки профилактических программ по повышению физической активности школьников и улучшению их здоровья [2]. Оказывается, что в системе подобных программ большое значение имеет расширение познавательного компонента отношения учащихся к физической активности путем привития им знаний о физической культуре и здоровом образе жизни [13,15].
За последние 10 лет наблюдается тенденция катастрофического снижения уровня состояния здоровья детей. В процессе обучения в школе здоровье ребёнка не улучшается, а продолжает ухудшаться. Анализ состояния здоровья учащихся школ показал ужасающую картину роста хронических заболеваний за период обучения. В среднем 55% учеников имеют хронические заболевания. Динамика роста заболеваемости следующая: начальная школа - 34%; среднее звено - 59%; старшие классы -100%. Здоровье - общая проблема всех участников образовательного процесса в школе, для её решения мобилизуется весь потенциал школы и её социальной среды [31].
По данным исследований специалистов уже более 80% выпускников школ нельзя назвать абсолютно здоровыми. За последние пять лет частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезни эндокринной системы – на 29,5%, болезни крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезни органов пищеварения – на 21,6%. Эти данные показывают, что среди поступающих абитуриентов уже нет практически здоровых людей [31].
Общеизвестно влияние физической активности на физическое и психическое здоровье школьников. Физическая активность является важнейшим компонентом образа жизни, поведения детей и подростков. Она определяется социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, зависит от организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, обуславливается родом занятий, количеством свободного времени и характером его использования, доступностью спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков [25,38]. Важное значение имеет формирование познавательного интереса и навыков физической активности. Однако ситуация в желанном направлении в последнее время не меняется. Наоборот, с каждым годом отмечается ухудшение состояния здоровья российских школьников [12].
Развитие физической культуры и спорта получает особое значение в условиях современной научно-технической революции, которая наряду с другими последствиями влечет за собой рост гипокинезии и гиподинамии, уменьшение физических нагрузок в учебе, труде и быту, увеличение доли умственного труда, рост объема свободного времени, дальнейшее развитие урбанизации.
Все это обуславливает возрастающую потребность в развитии физической культуры, её широкое внедрение в образ жизни людей, при этом создаются благоприятные возможности для развития физической культуры и спорта, приобщение к ним все более широкого круга занимающихся [5].
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем нации, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Таким образом, не решена важная научная проблема, имеющая большое как теоретическое, так и практическое значение. Ее суть заключается в следующем: существует ли причинно-следственная взаимосвязь между знаниями о физической культуре и здоровом образе жизни и физической активностью учащихся? Для частичного решения этой проблемы нами было организовано исследование, цель которого - определить отношение учащихся образовательной школы к физической культуре и спорту.
Объектом исследования нашей работы является процесс физического воспитания в школе.
Предмет исследования: субъективное отношение учащихся разных звеньев школы к физической культуре и спорту.
В процессе работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Разработать анкету для выявления мнений школьников о значимости физической культуры в их образе жизни.
2. Выявить отношение к физкультуре учеников начальной, основной и полной средней школы.
3. Сравнить мотивацию и ценностную ориентацию в отношении физической культуры в зависимости от возраста
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности тренера и учителя физической культуры в общеобразовательных учреждениях.


Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Формирование у учащихся потребности в занятиях физической культурой

В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8-10% населения. Причин безразличного отношения к занятиям спортом много – это и слабая пропаганда, неразвитая спортивная инфраструктура, высокая плата за посещение бассейнов, тренажерных клубов, спортивных центров, недостаток свободного времени [23].
Занятия физической культурой на школьных уроках, в лучшем случае, позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Решить проблему можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время. Федеральный базисный учебный план 2004 года не предусматривает увеличения количества обязательных уроков физической культуры.
Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный исследователями, показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителей роли физической культуры таких детей оказалось только 16% [14].
По данным предварительного тестирования, проведенного среди учащихся старших классов школы № 48 г. Волгограда, около половины опрошенных причисляют уроки физической культуры к разряду второстепенных предметов. Треть респондентов считает, что физкультура - предмет повышенной сложности, требующей специальных способностей, особой подготовки. Это свидетельствует о том, что увеличивается число учащихся с синдромом выученной беспомощности: «это мне не по силам», «я так не смогу» и т.д. [9].
Большинство учащихся отмечают неудовлетворенность занятиями физической культуры в школе. Главной причиной падения удовлетворенности уроками школьники называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малую (для мальчиков) или чрезмерную (для некоторых девочек) физическую нагрузку, плохую организацию урока. У многих школьников отношение к физической культуре как учебному предмету характеризуется непониманием значимости этого предмета.
Таким образом, проблема формирования интереса подростков к урокам физической культуры представляется чрезвычайно актуальной и своевременной в контексте здоровье сберегающего образования. 
Для повышения уровня физического развития своих детей необходимо дополнительно заниматься с ними помимо школьных уроков физической культуры и поэтому часть из них:
- 53% создают условия для этого и только 47% по различным обстоятельствам, включая материальные, не могут и поэтому не занимаются с детьми;
- родители постоянно занимаются физической культурой 20,5% и не занимаются 63%;
- у 81% детей есть желание заниматься физической культурой в школе, тем не менее, настораживает, что около 20% детей остаются равнодушными к этому предмету в школе;
- 55% детей негативно относятся к закаливанию и не закаливаются. Результаты показывают, что такое отношение передается от родителей, так как всего 16% родителей и учителей используют закаливающие процедуры;
- здорового образа жизни придерживается 66% родителей и 44% учителей.
Полученные данные свидетельствуют о достаточно критичном и осознанном отношении школьников к своему здоровью. Обращает на себя тот факт, что большей части школьников нравятся занятия физической культурой и учителя прилагают к поддержанию этого интереса много усилий [26, 36].
Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это можно осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности [40].
Этапы и условия формирования привычки к занятиям физической культуры. Привычка формируется в результате многократного длительного использования определенных действий или форм поведения.
Первый этап – формирование положительного отношения к физической культуре. С 1-го класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.
Второй этап – формирование у учащихся намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Побудить у учащихся желание самостоятельно и регулярно заниматься физической культурой.
Третий этап – осуществление школьниками намерения самостоятельно заниматься физической культурой. Создать условия для самостоятельного выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся: приобретение родителями спортивного инвентаря; разработка режима дня, в котором нашлось бы место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на уроке физической культуры комплекса упражнений, которые учащиеся будут выполнять дома.
Четвертый этап – превращение желания школьников самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями в привычку.
Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель физической культуры обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет [34].
Таким образом, учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми. В старших классах сведения о здоровом образе жизни усиливают лишь познавательный интерес к физической культуре, но не сказываются на реальном поведении учащихся.
Формирование у школьников разумных потребностей, в том числе и потребности физического совершенствования, является сложным и многогранным педагогическим процессом. Характер потребностей и процесс их формирования зависят от многих воздействий на ребенка со стороны школы и родителей, средств массовой информации, литературы и искусства, общественных организаций. При этом сам школьник должен стать активным участником процесса формирования личных потребностей, и от его сознательности и активности во многом зависят успехи в этом деле.



1.2. Удовлетворенность учащимися физической культурой

Как уже говорилось, удовлетворенность – это обобщенное отношение к какому-либо процессу, в том числе и к предмету и уроку физической культуры. Помимо удовлетворенности уроками у школьников имеется еще отношение к физической культуре как учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой стороны – ожиданием того, что на этом предмете можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Как показано Е.Г.Писанниковой, отношение к физической культуре у школьников как к предмету и как к уроку в физической культуры абсолютном большинстве случаев не совпадает: на протяжении всего периода обучения в школе отношение учащихся к физической культуре как предмету остается, как правило, на высоком уровне, а отношение к уроку (удовлетворенность уроками физической культуры) от младших классов к старшим у значительной части учащихся снижается [7].
Систематические занятия физической культурой и школьным спортом должны стать потребностью каждого современного человека. Вот почему является очень важной задача воспитания привычки к систематическим занятиям физической культурой и школьным спортом, начиная с детского возраста. Одной из важнейших задач школы, кроме вооружения учащихся необходимыми жизненно важными двигательными умениями и навыками, - привить любовь к занятиям физической культурой на всю жизнь.
Несмотря на важность этого вопроса, в практике воспитанию привычки систематически заниматься физической культурой и школьным спортом очень мало уделяется внимания. На протяжении нескольких лет мы пытались определить и систематизировать основные пути воспитания у детей привычки к систематическим занятиям физической культурой и школьным спортом на основе изучения литературных данных и практического опыта.
Привычка вообще это "... образовавшиеся и укрепившиеся в процессе жизни и воспитания склонности человека к совершению тех или иных действий" [35]. Основу привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом составляет потребность в этих занятиях, то есть такое внутреннее психическое состояние человека, когда он испытывает настоятельную нужду в занятиях физической культурой и школьным спортом при наступлении определенных условий. Привычка - это когда учащийся, например, ежедневно, с наступлением утра, выполняет гигиеническую гимнастику, когда он не может обходиться без неё. И если по какой - либо причине не выполняет её, он испытывает неприятное чувство, чувство неудовлетворенности.
Удовлетворение потребностей заниматься физической культурой и школьным спортом может осуществляться в различных формах: ежедневная утренняя гимнастика и самостоятельные занятия дома, урок физической культуры в школе, занятия в школьной спортивной секции, занятия в детской спортивной школе, на детском стадионе, в парке, по месту жительства и т.д.
Аналогичные данные в более позднем исследовании получены Д.Р.Кадырбаевой: положительно относятся к урокам физической культуры 67% третьеклассников и только 18% десятиклассников. Девочки раньше мальчиков и более массово меняют положительное отношение к уроку на отрицательное [7].
Главной причиной падения удовлетворенности уроками школьники называют отсутствие эмоциональности уроков, не интересность выполняемых упражнений (по данным опроса школьники многих городов России более 50% учащихся отметили скуку на уроках гимнастики), малую (для мальчиков) или чрезмерную (для некоторых девочек) физическую нагрузку, плохую организацию урока (этот фактор оказался значимым для девочек). Следовательно, все дело в том, каково мастерство учителя физической культуры, его отношение к своей работе [14].
Материально-техническое обеспечение находиться на довольно низком уровне и создает неблагоприятный фонд не только для выполнения образовательных задач, но и в определенной степени принижает престижность данной учебной деятельности [5].
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные [38].
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности [27].
Положительное отношение к физической культуре в восьмых классах – 64% (мальчики) и 37% (девочки), а в одиннадцатых классах – 46% и 28% соответственно. Вероятно, это связано с тем, что интересы школьников в более старшем возрасте начинают вступать в противоречие с содержанием учебного материала по физическому воспитанию для старшеклассников. Более половины из опрошенных школьников 8-11-х классов не занимаются утренней гимнастикой, хотя считают это необходимым и полезным для здоровья [29].
Отношение к урокам физической культуры сказывается и на их посещаемости: неудовлетворенные чаще пропускают уроки без уважительной причины. Все это в совокупности приводит к тому, что у этих учащихся больше удовлетворительных отметок и меньше отличных и хороших, чем у удовлетворенных уроками учеников. Таким образом, страдает конечный результат обучения, находящий отражение в отметках. Поэтому учителю физической культуры нужно следить за удовлетворенностью учащихся уроками, использовать все педагогические средства и формы проведения занятий, чтобы она не снижалась.
Таким образом, необходимы дополнительные меры по повышению престижности уроков физической культуры. Руководству школы и всей системы образования необходимо обратить внимание на улучшение материально-технического обеспечения занятий физической культурой. Необходимо усилить пропаганду физической культурой как наиважнейшего компонента здорового образа жизни; обратить внимание родителей на возможное улучшение спортивной экипировкой детей. В мониторинг внутри школьной среды необходимо включать вопросы оценки организации физической культуры.

1.3. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни

Основным компонентом здорового образа жизни человека является его личная физическая культура [2, 22]. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния [10, 21]. Иначе говоря, личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности [9, 20].
Естественно, когда человеку (школьнику, студенту, производственному работнику, служащему) задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью. Физкультурно-спортивная практика уже давно изобрела виды двигательной деятельности (виды спорта, традиционные и нетрадиционные системы физических упражнений), в которых ставятся цели, задачи, определяются средства и методы их решения, фиксируются поэтапные результаты, вносятся соответствующие коррективы в учебно-тренировочный процесс и т.д.
Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом [9]. Под мотивацией таких занятий следует понимать их смысл, мотивы, цели, эмоции. Все эти компоненты мотивации мы рассматриваем в единстве.
Все начинается в дошкольных детских учреждениях и в школе. Здесь следует пояснить, что у самых младших представителей человеческого рода мотивация воспитывается и формируется на основе естественной потребности в движениях, новых впечатлениях, в новой информации, в общении.
Мотивацию следует различать как внутреннюю так и внешнюю по отношению к ребенку, школьнику, студенту и к человеку вообще [28]. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию ("Я"-концепция) [3, 10, 21].
Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у него вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по группе (классу) во время этих занятий [9].
Вместе с тем как чрезмерно трудные, так и чрезмерно легкие режимы внешней мотивации дают противоположный эффект: внутренняя мотивация и интерес не формируются; в первом случае возникают эмоции тревожности, неуверенности в себе, во втором - эмоции скуки и равнодушия [28]. Это признается как нарушение экологического равновесия [1].
Перечисленные концептуальные положения относятся к любому виду физкультурно-спортивной деятельности, и их следует соблюдать в любой программе по физическому и физкультурному [10, 22] воспитанию молодежи. Однако внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Активная, целеустремленная деятельность занимающегося не может побуждаться только одними успехами или только одними неудачами [9, 37]. Все должно быть сбалансировано. Поэтому мотивация занятий физической культурой должна носить многоуровневый характер: от дальних перспектив в физическом совершенствовании до ближайших целей и задач, посильных для реализации в данный момент. Безусловно, цели и задачи должны быть индивидуальными, то есть личностно-ориентированными [9].
Как же педагогу определить - какими мотивами руководствуются занимающиеся: внешними или внутренними? Для этого нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжат занятия - это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы, причем занимающиеся должны быть уверены, что при свободе выбора их решения никто не будет ни поощрять, ни наказывать [28].
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом. Занятия спортом - это одна из возможных ступеней процесса физического и духовного совершенствования человека [9]. Каждый спортсмен впоследствии должен будет вновь переключиться на систематические занятия физической культурой [41].
На основе высокоразвитого интереса к занятиям физической культурой и спортом возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни. При этом следует помнить, что на ее основе могут возникать новые мотивы и интересы в зависимости от социально-бытовых, производственных условий, возраста человека и развития его личностных качеств [24].
Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а, следовательно, не будет основы здорового образа жизни. Внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно легко овладеть в достаточном объеме, но и от многих биологических, физиологических, антропометрических (конституциональных), психологических и психомоторных особенностей человека, которых изменить никто не может: они определены генетической природой [2, 4, 21].

1.4. Мотивация в учебной деятельности

Мотивация это процесс формирования и обоснования намерения что-то сделать или не сделать. Сформированное основание своего поступка, действия называется мотивом. Формирование мотива (основания действия, поступка) проходит ряд этапов: формирование потребности личности, выбор средства и способа удовлетворения потребности, принятие решения и формирование намерения совершить действие или поступок.
Потребность личности это осознаваемая нужда человека в чем-то. Например, у человека накапливается много энергии, ему хочется ее разрядить, подвигаться, что-то поделать; потребность в двигательной активности особенно отчетливо проявляется у детей: у школьников она нарастает в течение каждой четверти и уменьшается после каникул, когда дети могут больше гулять, играть, заниматься физкультурой [32].
Существуют различные классификации потребностей человека, (рис.1).
У каждого человека существует определенная иерархия потребностей: одни из них занимают ведущее место, другие играют второстепенную роль. Учителю важно знать, какие потребности у данного школьника являются ведущими. Это облегчит как установление с ним контакта, так и осуществление воспитательных воздействий.
Удовлетворение интереса (в отличие от любопытства) не приводит к его исчезновению, наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Например, если школьнику интересно на уроках физкультуры (то есть если он удовлетворяет свой интерес, жажду в получении новых впечатлений, знаний, умений), то у него не только углубляется интерес к любимому упражнению, но и появляется интерес к другим упражнениям, которые тоже начинают приобретать для него определенный смысл, значимость («оказывается, я могу овладеть и этим упражнением»).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис.1. Классификация потребностей человека [28]

Интерес является, постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности (когда человеку интересно, ему не надо заставлять себя напрягаться), либо, наоборот, стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, поддерживает целеустремленность.
Убеждения это социальные побудители активности человека, становящиеся принципами его поведения. Они отражают мировоззрение человека и придают поступкам особую (идейную) значимость и ясную направленность. Однако это происходит только тогда, когда они, как писал К. Д. Ушинский, переходят в привычку: «Привычка и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело» [14].
Мотивы занятий физической культурой, эти мотивы условно делят на общие и конкретные, что, впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. Так, в начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики спортивным, девочки подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированными: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим ходьба на лыжах. В 9-х классах отмечается резкий спад интереса к трудным и соревновательным упражнениям, особенно у девочек [7].
Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те, кто доволен уроками, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятности из-за прогулов.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:
1) самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья);
2) самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т. д.);
3) подготовка себя к труду и службе в армии;
4) удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т. д.).
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней [30].
От класса к классу желание заниматься физической культурой и спортом у детей снижается, как следствие, происходит уменьшение двигательного режима младших школьников, а затем начинает снижаться и познавательная мотивация.
В начальной школе главным направлением должно оставаться развитии координации, в том числе в игровых ситуациях. При этом нужно четко расписывать те умения и навыки, которыми необходимо овладеть ребенку; создать преемственность обучения. Развитие координационных способностей так же важно, как и приобретение, обще ученических умений и навыков; степень их развития оказывает огромное влияние и на умственное развитие ребенка [39].
Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности
1) потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
2) потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
3) стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
4) стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
5) потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности
1) стремление стать сильным, здоровым;
2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
3) чувство долга;
4) потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями. Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку) [8, 33].
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта [18].
Мотивы, связанные с процессом деятельности, это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д).
Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных нужд [11, 19].
Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.
Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.
Существует тенденция рассматривать физическую активность как процесс непрерывный, который может привести к осуществлению личной удовлетворенности и компетентности. Главным специфическим фактором мотивации детей, конечно, является развлечение. Развлечение – это первичные, свойственные учащимся младших классов, причиной для того, чтобы участвовать в физической активности. Приятными и свойственными для мотивированной активности характеристиками являются четыре показателя: потребность или вызов, интерес или любопытство, управление или ответственность за себя, наличие и реализация творческого потенциала [16].
Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека [17].
Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т.е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.
Особенно важно, чтобы все специалисты, связанные со сферой укрепления здоровья школьников, формировали физическую активность детей, позволяя повысить вероятность того, что молодые люди и в дальнейшем будут иметь соответствующий уровень физической подготовленности, а также высокий уровень физической активности в течение всей жизни.
















Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №36 г.Сыктывкара, в котором принимали участие ученики 4-го, 7-го, 11-го классов. Респондентами были 10 мальчиков и 10 девочек из каждого класса. Анкетирование было направленно на выявление отношения учащихся к физической культуре и спорту. Анкета состоит из 25 вопросов и возможных ответов к ним. В некоторых вопросах требовалось указать несколько вариантов ответов.
В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; метод опроса (анкетирование) и метод математической статистики.
Для составления анкеты нами было проанализировано 30 источников современной литературы по изучаемой проблеме.
Ниже приводиться текст разработанной нами анкеты.
Анкета
Уважаемый учащийся!
Факультет физической культуры и спорта Сыктывкарского Государственного Университета проводит исследование с целью изучения отношения школьников к физической культуре. Ваши ответы позволят наметить практические меры по совершенствованию физического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях. От вашей доброжелательности и откровенности ответов будет зависеть успех исследования.
Какая у Вас медицинская группа? (Подчеркнуть)
Основная, подготовительная, специальная.
Ваша успеваемость по итогам последней четверти? (Подчеркнуть)
5, 4-5, 4, 3-4, 3.
Занимаетесь ли Вы спортом в секции школы, ДЮСШ, ДЮКФП?
а) Да в) Нет
Имеете ли вы вредные привычки (курение, алкоголь, и др.)?
а) Да в) Нет
Какое Ваше отношение к систематическим занятиям физической культуре и спортом?
а) Положительное;
в) Отрицательное;
с) Не могу определить отношение.
Как регулярно Вы делаете утреннюю зарядку?
а) Ежедневно;
в) От случая к случаю;
с) Вообще не делаю.
На какое место из перечня школьных предметов Вы бы поставили физическую культуру?
1 4 7 10 13
2 5 8 11 14
3 6 9 12 15
Регулярно ли (2-3 раза в неделю) Ваши родители занимаются физической культурой и спортом?
а) Да в) Нет с) Не знаю
Как часто Вы болеете?
а) Один раз в месяц;
в) Один раз в четверть;
с) Один раз в год.
Какие нетрадиционные виды физических упражнений Вы бы включили в урок? (Подчеркнуть)
а) Шейпинг д) Скелетон
в) Стритбол е) Боулинг
с) Гольф ж) Керлинг
Как Вы считаете, физическая нагрузка обычно на уроке?
а) Чрезмерная
в) Нормальная
с) Слабая
Вы часто смотрите спортивные передачи?
а) Часто;
в) От случая к случаю;
с) Вообще не смотрю.
Как активно Вы участвуете в спортивной жизни школы?
а) Занимаюсь в школьной секции;
в) Выступаю за сборную команду школы;
с) Вообще не участвую.
Всегда ли Вы имеете спортивную форму (кеды, костюм, футболку и т.д.) на уроке?
а) Всегда
в) Не всегда
с) Вообще не имею
15. Нравятся ли Вам уроки физической культуры?
а) Да в) Нет с) Не знаю
16. Что надо сделать, чтобы уроки физической культуры стали привлекательнее?
а) Больше включать подвижных и спортивных игр;
в) Учитывать индивидуальные особенности учеников;
с) Сделать задания и упражнения более интересными;
д) Обновить спортивный инвентарь и оборудование;
е) Ввести плавание;
ж) Ничего не надо делать.
17. Как часто Вы пропускаете уроки физической культуры?
а) Один раз в неделю;
в) Один раз в месяц;
с) Никогда.
18. Как Вы считаете, урок физической культуры укрепляет Ваше здоровье?
а) Да в) Нет с) Не знаю
19. Какую оценку Вы имеете по Физической культуре за прошлый год?
а) 3 в) 4 с) 5
20. Из перечисленных разделов урока по Физической культуре, выберите три наиболее важных на Ваш взгляд?
Лыжная подготовка
Спортивные игры
Единоборства
Гимнастика
Плавание
Легкая атлетика
21. Как можно оценить внешний вид Вашего учителя на уроке?
а) Аккуратный
в) Не аккуратный
с) Не совсем аккуратный
22. Как Вы можете оценить уровень тактичности учителя?
а) Тактичный
в) Грубый (резкий, вызывающий.)
с) Не знаю
23. Ваш учитель Физической культуры достаточно неплохо показывает и доходчиво объясняет предмет?
а) Да в) Нет с) Не знаю
24. Что Вас больше привлекает на уроках физической культуры? (Выберите три ответа)
а) Общение с детьми;
в) Эмоциональность;
с) Желание стать сильным;
д) Желание улучшить здоровье;
е) Возможность двигательной активности;
ж) Показать свои физические качества (силу, ловкость, выносливость и т.д.).
25. Довольны ли вы качеством уроков физической культуры?
а) Очень доволен
в) Не доволен
с) Очень недоволен
Возраст . Класс . Школа ... Пол

Результаты анкетирования обрабатывались с помощью методов математической статистики.
Данные в работе представлены в виде таблиц и диаграмм.
























Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Прямой анкетный опрос, проведенный среди, учащихся школы №36 г.Сыктывкара, позволил выявить отношение занимающихся к физической культуре и спорту (табл.1). В таблице отражено количество ответов на каждый вопрос анкеты.

Таблица 1
Результаты анкетного опроса
№ вопроса
№ ответов
Количество ответов в классах
Всего ответов



4 класс
7 класс
11 класс




м
ж
м
ж
м
ж


1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
1
10
10
8
5
10
4
47


2
-
-
2
5
-
3
10


3
-
-
-
-
-
3
3

2
1
1
-
3
2
4
9
19


2
8
8
-
2
2
-
20


3
-
1
2
1
1
1
7


4
1
1
3
4
3
-
12


5
-
-
1
1
-
-
2

3
а
10
2
5
5
7
2
31


в
-
8
5
5
3
8
29

4
а
1
-
1
3
4
3
12


в
9
10
9
7
6
7
48

5
а
9
8
9
9
10
10
55


в
1
-
-
1
-
-
2


с
-
2
1
-
-
-
3

6
а
3
-
4
4
1
1
13


в
5
10
3
1
4
3
26


с
2
-
3
5
5
6
21

7
1
3
4
5
6
2
1
21


2
3
2
2
1
-
2
10


3
2
3
-
1
1
-
7


4
1
1
2
-
2
1
7


Таблица 1 (продолжение)
1
2
3
4
5
6
7
8
9

7
5
-
-
1
-
1
-
2


6
-
-
-
-
2
1
3


7
1
-
-
-
1
1
3


8
-
-
-
-
-
-
-


9
-
-
-
1
-
2
3


10
-
-
-
1
1
-
2


11
-
-
-
-
-
1
1


12
-
-
-
-
-
1
1


13
-
-
-
-
-
1
1


14
-
-
-
-
-
-
-


15
-
-
-
-
-
-
-

8
а
3
9
4
2
1
1
20


в
4
-
4
4
6
8
26


с
3
1
2
4
3
1
14

9
а
-
1
-
1
-
-
2


в
4
6
2
5
4
3
24


с
6
3
8
4
6
7
34

10
а
1
5
-
4
3
7
20


в
-
-
1
3
2
-
6


с
3
1
1
-
1
-
6


д
2
3
-
-
-
-
5


е
4
1
7
3
4
3
22


ж
-
-
1
-
-
-
1

11
а
-
1
1
1
-
-
3


в
10
9
7
6
7
10
49


с
-
-
2
3
3
-
8

12
а
5
3
6
5
5
2
26


в
5
6
3
5
5
8
32


с
-
1
1
-
-
-
2

13
а
1
1
4
2
-
-
8


в
1
-
1
2
5
2
11


с
8
9
5
6
5
8
41

14
а
7
6
7
3
8
7
38


в
3
-
3
6
2
3
17


с
-
4
-
1
-
-
5

15
а
10
8
8
9
10
8
53


в
-
-
-
1
-
-
1


с
-
2
2
-
-
2
6


Таблица 1 (продолжение)
1
2
3
4
5
6
7
8
9

16
а
6
1
6
7
2
4
26


в
-
-
-
2
-
1
3


с
-
-
-
-
-
1
1


д
1
2
2
1
6
2
14


е
3
7
2
-
2
-
14


ж
-
-
-
-
-
2
2

17
а
2
1
-
2
-
-
5


в
2
4
1
3
5
8
23


с
6
5
9
5
5
2
32

18
а
10
10
8
6
9
9
52


в
-
-
1
3
-
-
4


с
-
-
1
1
1
1
4

19
а
-
-
-
2
1
-
3


в
-
5
1
1
-
1
8


с
10
5
9
7
9
9
49

20
а
5
9
6
3
2
6
31


в
7
6
7
8
7
3
38


с
7
-
1
1
1
-
10


д
2
5
1
6
3
8
25


е
6
10
9
7
9
8
49


ж
3
-
6
5
8
5
27

21
а
10
10
8
7
7
10
52


в
-
-
1
-
-
-
1


с
-
-
1
3
3
-
7

22
а
6
6
7
6
8
10
43


в
-
-
1
2
-
-
3


с
4
4
2
2
2
-
14

23
а
10
10
9
9
10
10
58


в
-
-
-
1
-
-
1


с
-
-
1
-
-
-
1

24
а
4
5
3
6
3
3
24


в
1
1
2
4
2
2
12


с
8
5
8
3
3
4
31


д
9
10
7
8
9
9
52


е
5
4
5
5
7
8
34


ж
3
5
6
4
6
4
28

25
а
10
10
9
8
9
10
56


в
-
-
1
-
1
-
2


с
-
-
-
2
-
-
2

Анализ ответов по первому вопросу анкеты, позволяет заметить, что большинство респондентов имеют основную медицинскую группу. На это указали 47 учащихся (78,3% опрошенных). Остальные ученики имеют подготовительную (16,7%) и специальную (5%) медицинскую группу (рис.2). Если рассмотреть результаты ответов респондентов по классам, то видно, что в четвертом классе все школьники (100% опрошенных) имеют основную медицинскую группу. В седьмом классе 13 учащихся (65% опрошенных) имеют основную медицинскую группу, а остальные 7 человек имеют подготовительную медицинскую группу. В одиннадцатом классе 14 респондентов (70%) ответили, что имеют основную медицинскую группу и по 3 школьника (15%) имеют подготовительную и специальную медицинскую группу. Это говорит о том, что от класса к классу, в процессе обучения в школе здоровье ребенка не улучшается, а продолжает ухудшается.
Изучение ответов по второму вопросу анкеты позволило выявить успеваемость школьников по физической культуре, по итогам последней четверти. Среди опрошенных нами, большинство учащихся в последней четверти имеют высокие оценки по физической культуре «4-5» (20 человек – 33,3% опрошенных), “отлично” – 19 человек (31,7%), «3-4» – 12 человек (20%). Семь человек ответили, что имеют оценку “хорошо” (11,7%) и два школьника (3,3%) имеют удовлетворительную оценку.
Большинство опрашиваемых школьников за последний год имеют по физической культуре оценку “отлично” – 81,7%, “хорошо”– 13,3% и 5% имеют удовлетворительную оценку. Из данных опроса следует, что подавляющее большинство исследуемых имеют высокую оценку успеваемости. Это говорит о том, что школьники успешно справляются с нормативами по физической подготовке, владеют специальными знаниями, умениями и навыками физических упражнений. Именно эти компоненты являются слагаемыми итоговой оценки успеваемости по предмету.


Рис.2. Распределение школьников по группам здоровья (%)

Проанализировав ответы по третьему вопросу анкеты, мы смогли оценить уровень дополнительного посещения учащимися секций школы, ДЮСШ, ДЮКФП. Из шестидесяти опрошенных респондентов, помимо обязательных занятий физической культурой, тридцать один ученик (52% опрошенных) занимаются физической культурой и спортом в свободное время. Двадцать девять респондентов (48% опрошенных) не испытывают потребность дополнительно, кроме уроков физической культуры, заниматься двигательной активностью (рис.3). Таким образом, учитель физической культуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми, более здоровыми.

Рис.3. Двигательная активность школьников, кроме уроков физической культуры (%)

По результатам обработки ответов респондентов установлено, что 56,7% школьников болеют один раз в год, 40% болеют один раз в четверть и 3,3% болеют один раз в месяц (рис.4).
Среди исследуемых нами школьников, 80% ответили, что не имеют вредных привычек, а 20% опрошенных имеют вредные привычки. Если проанализировать результаты ответов респондентов по классам, то видно, что в четвертом классе 19 человек (95% опрошенных) не имеют вредных привычек и только 1 мальчик указал, что имеет вредную привычку. В седьмом классе 9 мальчиков и 7 девочек (80% опрошенных) не имеют вредных привычек, а 1 мальчик и 3 девочки имеют вредные привычки. В одиннадцатом классе 6 мальчиков и 7 девочек (65% опрошенных) не имеют вредных привычек, а 4 мальчика и 3 девочки имеют вредные привычки. Это свидетельствует о том, что с возрастом численность школьников, которые приобретают вредные привычки (курение, алкоголь и др.), увеличивается.

Рис.4. Уровень заболеваемости школьников (%)

К систематическим занятиям физической культурой и спортом, положительное отношение отмечается у 55 учащихся (91,7% опрошенных), отрицательное отношение у двух учеников (3,3% опрошенных), и ответ “не могу определить отношение” был у 3-х учащихся (5% опрошенных) (рис.5). Учащиеся с положительным отношением к “физической культуре”, как к учебному предмету, чаще всего ходят на уроки, чтобы развить двигательные качества, улучшить свое телосложение и повысит собственное здоровье.
43,3% опрошенных делают утреннюю зарядку «от случая к случаю», 35% опрошенных вообще не делают зарядку, и только 21,7% опрошенных делают утреннюю зарядку каждый день. Больше половины опрошенных стараются выполнять утреннюю зарядку, считая это необходимым и полезным для здоровья (рис.6).
Большая часть опрошенных школьников (43,3%) указали, что их родители нерегулярно занимаются физической культурой и спортом, а 33,3% опрошенных отметили, что родители занимаются 2-3 раза в неделю физической культурой и спортом. В тоже время 23,3% школьников не знают, занимаются или не занимаются их родители физической культурой и спортом (рис.7). Родители, занимаясь физической культурой и спортом, показывают пример своим детям и тем самым развивают интерес к предмету “физическая культура”.

Рис.5. Отношение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом (%)


Рис.6. Выполнение школьников утренней зарядки (%)
Более трети респондентов (21 школьник – 35% опрошенных) поставили предмет “физическая культура” на первое место среди всех учебных дисциплин, 10 школьников (16,7%) – на второе место. По семь опрошенных школьников (11,7%) поставили предмет на третье и четвертое место, по три школьника (5%) поместили урок физическая культура на шестое, седьмое и девятое место, по два школьника (3,3% опрошенных) поставили урок на пятое и десятое, и по одному школьнику (1,3% опрошенных) расположили “физическую культуру” на одиннадцатом, двенадцатом и тринадцатом местах. Это говорит о том, что для современных школьников из всех учебных дисциплин, урок физической культуры является таким же важным предметом, что и остальные.


Рис.7. Двигательная активность родителей школьников (%)

Изучение ответов по десятому вопросу анкеты, позволило оценить, какими нетрадиционными не предусмотренными программой, видами физическими упражнениями хотели бы заниматься на уроке школьники. Ответы распределились следующим образом: 36,7% респондентов хотели бы заниматься боулингом, шейпингом – 33,3%, стритболом – 10%, гольфом – 10%, скелетоном – 8,3% и керлингом – 1,7% (рис.8).

Рис.8. Популярность нетрадиционных физических упражнений, для применения на уроках (% опрошенных)

Анализ ответов по одиннадцатому вопросу анкеты, позволил заметить, что обычно на уроке физической культуры величина нагрузки нормальная. На это указали 49 человек (81,6% опрошенных), 8 человек (13,3%) опрошенных указали на недостаточную нагрузку на уроке и 3 школьника (5%) на чрезмерную (рис.9). Можно заключить, что физическая нагрузка на уроках в целом дозируется правильно и большинством учеников субъективно переносится легко. Недостаточная и непосильная нагрузка на занятиях является одним из основных факторов, формирующих отрицательное отношение к уроку.
По результатам обработки ответов, связанных с просмотром спортивных передач, установлено, что 32 учащихся (53,3% опрошенных) смотрят спортивные передачи “от случая к случаю”, 26 школьников (43,3%) – часто смотрят спортивные передачи и два ученика (3,3% опрошенных) вообще не смотрят данные передачи (рис.10). Это говорит о том, что просмотр спортивных передач является одним из факторов, способствующим повышению двигательной активности школьников к физической культуре и спорту.

Рис.9. Уровень физической нагрузки на уроке (% опрошенных)


Рис.10. Частота просмотра школьниками спортивных передач
(% опрошенных)

Проанализировав ответы анкеты, мы также определили, как активно и в какой форме ученики участвуют в спортивной жизни школы. Из шестидесяти опрошенных учащихся 68,3% вообще не участвуют в спортивной жизни школы, 18,3% выступают на соревнованиях за сборную команду школы и 13,3% занимаются в школьной спортивной секции (рис.11). Чтобы охватить учащихся систематическими занятиями физическими упражнениями в режиме школьного и внешкольного времени, надо привить детям и подросткам потребность к физическому совершенствованию, к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Решение данной задачи требует, прежде всего, усиления воспитательной работы, направленной на формирование у каждого школьника этой потребности, и создание условий для занятий.

Рис.11. Участие учеников в спортивной жизни школы (% опрошенных)

По результатам обработки ответов респондентов, связанных с наличием спортивной формы на уроке, установлено: у 38 респондентов (63,3%) всегда имеется спортивная форма (кеды, костюм, футболка и т.д.), у 17 человек (28,3%) не всегда имеется необходимая экипировка и 5 респондентов (8,3%) вообще не имеют форму на уроке (рис.12). Это в определенной степени определяется уровнем требований учителей к уроку физической культуры. Отсутствие необходимой спортивной формы у ряда учащихся связано с другими причинами, среди которых может быть и низкий материальный достаток родителей.

Рис.12. Наличие спортивной формы на уроке (% опрошенных)

Большинство опрошенных (88,3%) отмечают, что им нравятся уроки физической культуры, 1,7% опрошенных с нежеланием посещают уроки физической культуры и 10% учеников не определились, нравятся ли им уроки (рис.13). Это говорит о том, что содержание занятий отвечает интересам и потребностям основной массы школьников.

Рис.13. Отношение учащихся к уроку физической культуры (%)

Чтобы уроки физической культуры стали привлекательнее, (интереснее) по мнению респондентов надо: включать больше подвижные и спортивные игры (43,3% опрошенных); ввести урок плавания, обновить спортивный инвентарь и оборудование – 23,3%; учитывать индивидуальные особенности – 5%; сделать задания и упражнения более интересными – 1,6%. В то же время 3,3% учеников считают, что ничего менять в уроке не требуется (рис.14).


Рис.14. Предложения школьников по улучшению содержания урока (% опрошенных)

Наиболее важными разделами программы для учащихся являются: плавание – 27,2% опрошенных; спортивные игры – 21,1%; лыжная подготовка – 17,2%; легкая атлетика – 15%; гимнастика – 13,9%; единоборства – 5,6% (рис.15). Это говорит о том, что в урок физической культуры школьники хотели бы ввести больше спортивных игр и плавание, и от этого уроки будут более интереснее и привлекательнее, что подтверждает результаты ответов по предыдущему вопросу исследования.
В отношении посещаемости предмета, 53,3% отмечают, что никогда не пропускают уроки физической культуры, 38,3% опрошенных пропускают уроки в среднем один раз в месяц и 8,3% опрошенных пропускают уроки чаще – один раз в неделю (рис.16). Высокий уровень посещаемости уроков свидетельствует о том, что школьники любят предмет, считают его обязательным, полезным для самосовершенствования.
.

Рис.15. Наиболее значимые для учащихся разделы программы (%)


Рис.16. Уровень пропусков уроков школьниками (%)

Подавляющее большинство исследуемых (86,6%) считают, что уроки физической культуры укрепляет их здоровье, 6,7% опрошенных не замечают положительного влияния и 8,3% школьников не смогли дать определенный ответ (рис.17). Это говорит о том, что большинство школьников знают, что правильное построение и проведение уроков физической культуры, соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм, проведение уроков на открытом воздухе – все это в сочетании создает самые благоприятные условия для укрепления здоровья человека, и они это ощутили на собственном опыте.

Рис.17. Положительное влияние урока на здоровье школьников
(% опрошенных)

Анализ ответов анкеты позволил оценить внешний вид учителя на уроке. Большинство респондентов (86,7% опрошенных) отмечали аккуратный внешний вид учителя, 11,7% отметили не совсем опрятный внешний вид и 1,7% опрошенных указали на несоответствующий внешний вид учителя физической культуры (рис.18). Это говорит, что эстетический внешний вид учителя находиться на должном уровне, это положительное влияет на авторитет педагога и интерес к уроку.
При оценке уровня тактичности учителя, большинство опрошенных (71,7%) отмечают, что учитель физической культуры на уроке и вне школы тактичен и вежлив с учениками, 23,3% опрошенных затрудняются ответить, тактичен или нетактичен учитель, и 5% учащихся ответили, что учитель грубый (резкий, вызывающий и т.д.) (рис.19). Это свидетельствует о том, что преподаватели сумели найти к учащимся правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности, совместного с учениками решения задач воспитания, образования и оздоровления школьника.

Рис.18. Внешний вид учителя на уроке (% опрошенных)


Рис.19. Оценка тактичности учителя школьниками
(% опрошенных)

Анализ ответов анкеты, позволил оценить, как учитель физической культуры доносит информацию по предмету до учащихся. Большинство исследуемых (96,7%) отмечали, что учитель на уроке достаточно неплохо показывает и доходчиво объясняет предмет; 1,7% утверждают, что их учитель недостаточно доходчиво объясняет и не очень качественно показывает задания на уроке; 1,7% не определились с ответом (рис.20). Это говорит о том, что учитель преподносит учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.

Рис.20. Оценка педагогических способностей учителя
школьниками (%)

На уроках физической культуры учащихся привлекает: возможность улучшить здоровье – 28,9%; возможность двигательной активности – 18,9%; возможность стать сильным – 17,2%; возможность проявить свои физические качества (силу, ловкость, выносливость и т.д.) – 15,6%; общение с детьми – 13,3%; эмоциональная разрядка – 6,7% (рис.21).
На вопрос “Довольны ли вы качеством уроков физической культуры?”, установлено, что 93,3% опрошенных респондентов довольны качеством уроков, 3,3% недовольны и 3,3% очень недовольны качеством уроков физической культуры (рис.22).


Рис.21. Причины привлекательности предмета “физической культуры” (% опрошенных)


Рис.22. Отношение школьников к качеству уроков (%)

По всей видимости, кто доволен качеством уроков физической культуры – посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья, а кто не удовлетворен уроками ходят на них ради отметки и чтобы избежать неприятности из-за прогулов.


ВЫВОДЫ

1. Авторами разработана оригинальная анкета, позволяющая выявить уровень двигательной активности, мотивацию занятий, значимость урока физической культуры, приоритетные разделы программы занятий (виды спорта) и в целом – отношение учеников к физической культуре и спорту.
2. В результате проведенного исследования определено, что большинство опрошенных школьников активны на уроках и чаще всего (91,7%) посещают их, чтобы развивать двигательные качества, улучшить свое телосложение и повысить собственное здоровье. Высокий уровень посещаемости уроков (53,3% опрошенных) свидетельствует о том, что школьники любят предмет, считают его обязательным, полезным для самосовершенствования.
Для 88,3% школьников содержание уроков физической культуры отвечает их интересам и потребностям. Кроме того, чтобы уроки физической культуры были более привлекательными и интересными, по мнению респондентов, надо включать больше спортивных игр, (43,3%) и плавание (23,3% опрошеных).
3. Подавляющее большинство исследуемых учеников (95%) имеют высокую оценку успеваемости по физической культуре, успешно справляются с нормативами по физической подготовке, владеют специальными знаниями, умениями и навыками.
4. Пример родителей в занятиях физическими упражнениями является мощным стимулом развития интереса детей к физической культуре и спорту. Однако лишь 33,3% школьников отмечают, что их родители регулярно занимаются физическими упражнениями.
5. Установлены настораживающие факты:
48,3% учащихся не испытывают потребность дополнительных занятий физической культурой, сверх обязательных уроков;
68,3% учеников не участвуют в спортивной жизни школы, в каких либо формах;
с возрастом (4-7-11 классы) численность школьников, имеющих вредные привычки (курение, алкоголь и др.), увеличивается.










































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1997.- № 8, - С.53-54.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1995.- № 4,- С. 2-7.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1981. - № 8, - С.18 - 22.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (методологический, экологический, организационный аспекты) // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1990. - №1, - С.22 - 26.
5. Васильева, Г.В., Захаров, В.Ф., Станкевич, О.В., Стафеев, В.Ф. Уровень материально-технического обеспечения уроков физической культуры и оценка удовлетворенности занятиями учащихся полисистемного образовательного округа // Здоровье молодежи – будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2005. - С.134-139.
6. Воронов, А.М. Социология физической культуры и спорта как самостоятельная отрасль социологии // Совершенствование системы физического воспитания и оздоровления детей, учащейся молодежи в условиях Северо-Запада: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию факультета физической культуры КГПИ. – Петрозаводск, 2001. – С.31-33.
7. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изда. центр «Академия», 2000.- С.119-125.
8. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта. – М: Физическая культура и спорт, 1986. - С.58-64.
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2000. - № 2, - С.50-53..
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Автореф. дис. докт. пед. наук. Архангельск, 1995. - 43 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1997. – С.76-87.
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Канд. дис. пед. наук. Каунас, 1990. – 42 с.
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1994. - № 7, - С. 46-48.
14. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – С.286-297.
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Автореф. дис. док.. пед. наук. М., 1990. – 40 с.
16. Комков, А.Г. Мотивационные предпочтения школьников в отношении физкультурно-спортивных интересов. // Спортивно-ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология XXI века: Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции / Под. общ. ред. Г.Б. Северухина. Ижевск: Издательский дом “Удмуртский университет”, 2006.-Т.1., С.79-83.
17. Кондратьева, С.В. Учитель – ученик. – М.: Просвещение, 1984. – С.156-159.
18. Крутецких, В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976. – С.125-129.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997. – С.78-93.
20. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М.: Политиздат, 1975. – С.104-108.
21. Лубышева, Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – М., 2000. – С. 25-27.
22. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1997. - № 6, - С.10-13.
23. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1996. - № 1, - С.12-15.
24. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986, С.30-33.
25. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1992. – 40 с.
26. Назарова, В.А. Учащиеся об уроках и учителе // Физическая культура в школе. – 2004. - №4, - С. 47-48.
27. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.61-63.
28. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - М.: Просвещение, 1990. - С. 122-190.
29. Османова, Э.М., Чукин, О.В., Ряховских, Д.Е. К вопросу о потребностях в занятиях физической культурой сельских школьников // Здоровье молодежи – будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2005. - С.144-146.
30. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физическая культура и спорт, 1984. – С.132-139.
31. Подлубная, А.А., Шуманов, И.Д. Формирование культуры здоровья у студентов физико-математического факультета средствами физической культуры: Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф. Тольятти, 2003.-С.239-243.
32 Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник / Сост. Е.Н. Сурков; Под ред. В.У.Агеевца. - СПб., 1996. – С.189-190.
33. Пуни, А Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1969. – С.50-56.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: Т.2. - М.: Педагогика, 1989.- С.48-53.
35. Рудик, П.А.. Психология. – М.: Физкультура и спорт, 1964. - С.224-227.
36. Степанова, Г.А., Булатова, Г.А., Гимазов, Р.М. Профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов по физической культуре к оздоровлению школьников // Теория и практика физической культуры, 2003. - №4, - С. 60-62.
37. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 1998. - № 5, С.11-15.
38. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – С.180-181.
39. Умнов, В.П., Исаев, А.В. Методика развития координационных способностей у школьников начальных классов на уроках физической культуры // Здоровье молодежи – будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2005. - С.129-134.
40. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1974. Т.1. - С.138.
41. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - С.192-199.
42.. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – 1993. - № 1, - С.46-48.













13PAGE 15


13PAGE 14215



Потребности

организма

личности

биологически

социальные

духовные

материальные



Заголовок 2 Заголовок 915