РАбочая программа по истории России ИКС УМК Данилов А.А. Косулина Л.Г. Брандт М.Ю.


Департамент образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: school@premier.edu.ru«Рассмотрено»
на заседании ШМО
председатель методического объединения
__________/_____________
Протокол № ____
от «____» _______2015 г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
____________________
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________2015 г. «Утверждаю»
директор школы
____________________
/Ю.В. Андросова/
Приказ № _____
от «____» ___ 2015 г.
Рабочая программа
по истории России
для 9 класса
2 часа в неделю/ 34 учебных часа
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель истории
АНО «Школа «Премьер»
ЮАО г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории России предназначена для учащихся 9-го класса школы «Премьер» города Москвы
Рабочая программа была составлена на основе программы Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.) – М. : Просвещение, 2012 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – 4 – е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2012 г. Программа включает материал по истории России с рубежа XIX – XX вв. и до начала XXI в. и рассчитана на 34 часа
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 9 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие девятиклассниками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Цели и задачи изучения курса
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 9 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития зарубежного общества с XX по начало XXI в.
воспитание учащихся в духе уважения к Всемирной истории, многонациональному и неоднозначному всемирному пространству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание тематической работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Планирование
Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 9 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 9 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Предметные результаты изучения истории учащимися 9 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение составлять характеристику (исторический портрет) исторических деятелей;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 9 класса по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать даты важнейших событий отечественной истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Место учебного предмета «История России XX – начала XXI в.» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объёме 36 часов, т.е. 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ В 9 КЛАССЕ»
Введение (1 час)
Что изучает История Отечества XX – начала XXI в. История России – часть всемирной истории. Ф
Раздел I. Россия на рубеже XIX – XX вв. (7 часов)
Государственное и российское общество в конце XIX – начале XX века.
Экономическое развитие страны. Общественно – политическое развитие России в 1894 – 1904 гг. Внешняя политика. Русско- японская война 1904 – 1905 гг.
Первая российская революция 1905 – 1907 гг. Реформы политической системы. Реформа П.А Столыпина. Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг. Духовная жизнь Серебряного века.
Россия в Первой мировой войне.

Раздел II. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. (4 часа)
Свержение монархии. Россия весной – летом 1917 г. Октябрьская революция. Формирование советской государственности. Начало гражданской войны. На фронтах гражданской войны.
Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
Раздел III. СССР на путях строительства нового общества. (4 часа)
Переход к НЭПу. Образование Союза Социалистических Республик.
Международное положение и внешняя политика в 20-х гг. Политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг. Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
Политическая система в СССР в 30-е гг. Духовная жизнь в 30-е гг. Внешняя политика СССР.
Раздел IV. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. (6 часов)
СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Советский тыл. Коренной перелом. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
Раздел V. СССР в 1953 г. – середине 60 – х гг. XX в. (6 часов)
Изменение политической системы. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.
Раздел VI. СССР в середине 60-х – середине 80 – х гг. XX в. (2 часа)
Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Политика разрядки: надежды и результаты.
Раздел VII. Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.) (2 часа)
Реформа политической системы. Экономические реформы 1985 – 1991 гг. Политика гласности: достижения и издержки. Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг.
Раздел VIII. Россия в конце XX – начале XXI в. (4 часа)
Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. Духовная жизнь России. Строительство обновленной Федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия в начале XXI в.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 (Игровые методы обучения).
Агапова И.А. Давыдова Н. С. Тематические праздники по истории России: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России 20 – начало 21 вв. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2013 г.
Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Методическое пособие – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2012 г.
Кочетов Н.С. История России 2о0 век. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
Кузьмина Н.В. История: внеклассные мероприятия. 5-11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, исторический вечер «в лицах», «круглый стол». – Волгоград: Учитель, 2012.
Рябцев Ю.С. История России глазами очевидцев. 20 век. – М.: Изд –во ЭКСМО, 2005 г.
Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 9 класс: к учебнику Д.Д.Данилова, Л.Г.Косулиной, М.Ю.Бранта «История России. XX – начало XXI века. 9 класс» /Е.В.Симонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010 г.
Субботина М.А..Игры и занимательные задания по истории. – М.: Дрофа, 2010 г.
Ярцева Н.Н. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок истории (методические разработки). – Режим доступа: www.festival.1september.ruУроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «История России. 9 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Портреты русских историков. Демонстрационный материал. Составитель Е.И. Пудовина. Айрис-пресс, 2010.
Демонстрационные таблицы по темам: «Россия – страна среднеразвитого капитализма», «Социальный состав Российской империи в начале 20 века», «История российского парламентаризма», «Первая мировая война 1914 – 1918 гг», «Индустриализация в СССР», «Коллективизация в СССР», «Культурная революция в СССР», «Перестройка»
Настенные карты по темам:
«Российская империя в начале XX в»
«Экономическое развитие России в начале XXв.»
«Аграрная реформа Столыпина. 1907 – 1916 гг.»
«Россия в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг.»
«Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Начало гражданской войны и иностранной интервенции. Январь 1917 – апрель 1918 г.»
«Образование и развитие СССР. 1922 – 1940 гг.»
«Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.»
«Экономика СССР в 1946 – 191966 гг.»
«Российская Федерация в 1991 – 2010 гг.»
4. Атласы.
5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:
А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012.
Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ
Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь
Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения
Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная
Оценка «2» - главное содержание не раскрыто
Календарно – тематическое планирование учебного материала по истории России
для учащихся 9 класса на 2014 – 2015 учебный год
Количество часов в курсе: 36 (2 - в неделю)
№ уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца). Формируемые УУД Оценивание:
формы, сроки
1 Введение. Что изучает история России ХХ – начала ХХI века
(1 урок)
1 неделя сентября Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
- анализировать (т.е. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы 2-8 Тема 1. Россия на рубеже ХIХ – ХХ вв. Экономическое развитие страны. Общественно - – политическое развитие России в 1894 – 1904 гг. Русско – японская война 1904 -1905 гг.
(7 уроков)

1-4 неделя сентября Познавательные:
- знать основные цели и направления внешней политики России в начале на рубеже 19-20 вв.
- устанавливать связи между экономическими и политическими событиями, давать оценку историческим деятелям
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурные карты
2 неделя
Тесты
3 неделя
9-12 Тема 2. Великая российская революция. 1917 – 1921 гг.
(4 урока)
1-2 неделя октября Познавательные:
- знать основные революционные события Февраля и Октября 1917 года
- устанавливать связи между экономическими и политическими событиями, давать оценку историческим деятелям
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Исторические портреты
2 неделя
13-16 Тема 3. СССР на путях строительства нового общества
( 4 урока)
(3 – 4 неделя октября) Познавательные:
- знать основные причины перехода к НЭПу
- устанавливать связи между экономическими и политическими событиями, давать оценку историческим деятелям
- характеризовать международные отношения данного периода
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Тесты
4 неделя
17-22 Тема 4. Великая Отечественная война (1941-1945)
(6 уроков)
1 – 3 неделя ноября Познавательные:
- знать периодизацию Великой Отечественной войны
- определять предпосылки коренного перелома в войне
-формулировать причины и уроки победы в Великой Отечественной войне
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурная карта
2 неделя
Тесты
3 неделя
23-28 Тема 5. СССР в 1953 – середине 60-х гг. ХХ в.
(6 уроков)
4 неделя ноября/1-2 неделя декабря Познавательные:
- знать особенности изменения политической системы в данный период
- определять характерные черты «оттепели» в духовной жизни СССР
- характеризовать политику мирного сосуществования
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием
Контрольная работа
1 неделя декабря
29-30 Тема 6. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в.
(2 урока)
3 неделя декабря Познавательные:
- знать особенности консервации политической системы в данный период
- определять характерные черты экономики «развитого социализма»
- характеризовать политику международной разрядки
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием
Тесты
3 неделя
31-32 Тема 7. Перестройка в СССР (1985-1991)
(2 урока)
4 неделя декабря Познавательные:
- знать характерные черты перестройки в СССР
- определять достижения и издержки политики гласности
- характеризовать «новое политическое мышление»
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя Таблица «Характерные черты перестройки»
33-36 Тема 8. Россия в конце ХХ – начале ХХI века
(4 урока)
2-3 неделя января Познавательные:
- знать характерные черты российской экономике на пути к рынку
- характеризовать геополитическое положение и внешнюю политику России в начале ХХI века
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя Контрольная работа
3 неделя