Рабочая программа по истории России 6 класс ИКС УМК Данилов А.А. Косулдина Л.Г.

Департамента образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы

Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



«Рассмотрено»
на заседании ШМО председатель методического объединения





Протокол № _________
«____»_________2015_ г.

«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР


/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /



«____»_________2015__ г.

«Утверждаю»
директор школы



/ Ю.В. Андросова /



Приказ № _________
«____»_________2015__ г.



Рабочая программа
по истории России
для 6 класса

2 часа в неделю/ 36 учебных часов
уровень обучения: базовый
на 2015 – 2016 учебный год



Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель истории
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории России предназначена для учащихся 6-го класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе программы Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. В. Уколова, В. А. Ведюшкин, Д. Ю. Бовыкин и др./ - М.: просвещение, 2012 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч./ (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева) ; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016 г.
Программа включает материал по истории России с древнейших времён до начала XVI в. и рассчитана на 36 часов.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие шестиклассниками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Цели и задачи изучения курса

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 6 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности и до конца XVI века, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание суммативной работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Примеры контрольных работ.

Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение составлять характеристику (исторический портрет) исторических деятелей;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать даты важнейших событий отечественной истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).

4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.

5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.

6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Место учебного предмета «История России» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объёме 36 часов, т.е. 2 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ В 6 КЛАССЕ»

Введение. Наша Родина – Россия. (2 часа)
Что изучает История России. История России – часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Раздел I. Народы и государства на территории нашей страны в древности. (4 часа)
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Раздел II.Русь в IX – первой половине XII в. (10 часов)
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Владимир Мономах. Культурное пространство Европы и культура Руси. Повседневная жизнь населения.

Раздел III. Русь в середине XII – начале XIII в. (4 часа)
Политическая раздробленность на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Идея единства Руси. Отношения Руси с кочевниками. Государственное управление в период раздробленности. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры формирование региональных центров. Последствия раздробленности Руси Владимиро – Суздальское княжество. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Культура Северо – Восточной Руси.

Раздел IV. Русские земли в середине XIII – XIV в. (8 часов)
Монгольская империя и изменение политической карты мира. Батыево нашествие на Русь. Северо – Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда : государственный строй, население, экономика, культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.

Раздел V. Формирование единого Русского государства. (8 часов)
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV – начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 (Игровые методы обучения).
Агапова И.А. Давыдова Н. С. Тематические праздники по истории России: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Н.Ю. Бухарова. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2008.
Кузьмина Н.В. История: внеклассные мероприятия. 5-11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, исторический вечер «в лицах», «круглый стол». – Волгоград: Учитель, 2012.
Короткова М.В. История России. IX-XVIII вв. 6-7 кл.: Учебно-методич. пособие. – М.: Дрофа, 2010.
Набатова О.Г. Конспекты уроков учителя истории: История России с древнейших времён до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.
Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI века: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Субботина М.А. Игры и занимательные задания по истории. – М.: Дрофа, 2010.
Ярцева Н.Н. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2011.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок истории (методические разработки). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «История России. 6 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Портреты русских историков. Демонстрационный материал. Составитель Е.И. Пудовина. Айрис-пресс, 2010.
Демонстрационные таблицы по темам «Складывание государства у восточных славян», «Этапы становления российского государства», «Феодальная раздробленность на Руси», «Органы власти и управления на Руси» «Формирование централизованного государства».
Настенные карты по темам:
«Восточные славяне и их соседи. VII-IX вв.»
«Образование Древнерусского государства»
«Русь в IX-XII вв.»
«Борьба русского народа с иноземными захватчиками. XIII в.»
«Русские земли и княжества в XII-XIII вв.»
«Московское княжество в XIV-1-ой половине XV в.»
«Российское государство в XV-XVI вв.»
4. Атласы.

5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:
А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010
Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ

Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь

Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения

Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная

Оценка «2» - главное содержание не раскрыто






















Календарно – тематическое планирование учебного материала по Истории России
для учащихся 6 класса на 2015 – 2016 учебный год
№№ уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца).
Формируемые УУД
Оценивание: формы, сроки

1-2
Введение. Что изучает история России
(2 урока)
4 неделя января
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
- анализировать (т.е. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы.


3-6
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
(4 урока)
1 - 2 неделя февраля
Познавательные:
- знать основные районы расселения восточных славян и их соседей
- знать общественное устройство восточных славян
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурная карта «Расселение племен восточных славян»
2 неделя

7-12
Тема 2. Образование Древнерусского государства и первые русские князья (9 -11 вв)
( 6 уроков)
3-4 неделя февраля/ 1 неделя марта
Познавательные:
- знать основные предпосылки и причины образования Древнерусского государства
- знать особенности формирования древнерусской государственности
- знать внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Таблица «Первые русские князья»
3 неделя
Контурная карта
1 неделя

13-16
Тема 3. Рассвет русской культуры (9-12 вв.)
(4 урока)
2 – 3 неделя марта
Познавательные:
- знать основные черты русской культуры 9 -12 вв.
- знать особенности формирования русской культуры 9 – 12 вв.
- знать основные жанры русской культуры 9 – 12 вв.
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картиной, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать произведения искусства, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Тесты
2 неделя

17-20
Тема 4. Русь в середине XII - начале XIII в.
(4 урока)
4 неделя марта
Познавательные:
- знать основные предпосылки и причины политической раздробленности на Руси
- знать характеристики политического и экономического развития основных русских княжеств и земель
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Таблица «Жанры древнерусской культуры»
4 неделя

21-26
Тема 5. Русские земли в 13 – 14 в.

(6 уроков)
1 – 3 неделя апреля
Познавательные:
- знать основные причины установление монгольского ига на Руси
- знать особенности взаимоотношений Руси с другими государствами
- знать политику русских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и правителями Литвы
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурная карта «Политическая раздробленность Руси»
1 неделя
Контрольная работа
3 неделя

27- 28
Тема 6. Культура Руси (13-14 вв)
(2 урока)
4 неделя апреля
Познавательные:
- знать основные причины складывания самобытности русской культуры
- знать особенности складывания общерусского художественного стиля
- знать политику русских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и правителями Литвы
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Таблица «Особенности развития русской культуры в 13 – 14 вв.»
4 неделя

29-34
Тема 7. Русь Московская (14-15 вв.)
(6 уроков)
1-3 неделя мая
Познавательные:
- знать основные причины, этапы и последствия формирования единого Русского государства
-знать причины распада Золотой Орды и его последствия
- понимать роль религии и церкви в жизни средневековой Руси
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Тесты
1 неделя
Исторические портреты
2 неделя

35-36
Тема 8. Культура Руси и быт в
15 в.
(2 урока)
2 неделя января
Познавательные:
- знать основные причины, этапы и последствия формирования великорусской культуры
-знать важнейшие памятники великорусской культуры
- понимать роль культуры в жизни средневековой Руси
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Исторические портреты






































13PAGE \* MERGEFORMAT14- 5 -15




15