Литературно-музыкальная гостиная по творчеству писателей-гулаговцев (11 класс)


Литературно-музыкальная гостиная
«Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве».
Оформление: часть сцены - импровизированный лесоповал; кабинет следователя; портреты писателей-узников ГУЛАГа; рисунки-иллюстрации учащихся к произведениям Солженицына, Шаламова; плакаты с цитатами Солженицына о времени и писательском труде; видео-фотоматериалы о ГУЛАГе.
На сцене ведущие.
1В: 1930-е годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. (слайды, музыка)
2В: И в то же время именно 1930-е годы – самые кровавые и страшные из всех лет истории советской России.(слайды, музыка)
(слайд с фото книг Солженицына, Шаламова, Ахматовой)
1В: Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о счастливом будущем, потому что невозможно быть человеку счастливым в обществе, построенном на насилии, репрессиях, расправах с инакомыслящими.
На сцене девушка в роли Анны Ахматовой (в сопровождении музыки):
Как и многие люди моего поколения, я прожила трудную жизнь. Время было жестоко к близким, дорогим мне людям. В 1921-м по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован и вскоре расстрелян мой бывший муж - Николай Гумилёв, а в 1935-м такая же участь постигла нашего сына – Лёвушку. Его приговорили к смерти, а затем заменили её лагерями, в которых сын провёл 20 лет. В эти страшные годы 17 месяцев я провела в тюремных очередях вдоль страшных, мрачных стен петербургской тюрьмы «Кресты». Как-то раз кто-то в этой очереди узнал меня. Стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слышала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо: «А это вы можете описать?» И я ответила: «Могу». Тогда что-то наподобие улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом… И я написала поэму в память обо всех безвинно загубленных и назвала её «Реквием».
Звучат стихотворения Реквиема.(5 чтецов-девушек)
1В: Поэма «Реквием» - это голос измученного жестокими репрессиями народа.
2В: Однако, тюрьма становилась для заключенных лишь началом ужасного пути, дальше их ожидали пытки, несправедливые приговоры, казни, ссылки, лагеря.
1В: О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы, читатели, узнаём из так называемой «лагерной прозы» писателей, которые на себе испытали каторжный труд и ужасы ГУЛАГа.
5 учащихся читают наизусть отрывки их «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына.
2В: Услышанное вами принадлежит перу русского классика 20-го века Александра Исаевича Солженицына.
1В: В 1945 году Солженицын в звании капитана был арестован из-за прослеженной в его переписке критики Сталина и осуждён на 8 лет. Судьбе было угодно, чтобы он увидел все круги тюремного ада. Солженицын был сослан в Казахстан, где вскоре узнал, что болен раком и жить ему осталось недолго.
2В: Но произошло чудо – болезнь отступила. В 1957 году он был реабилитирован. В 1962 году после появления повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын был принят в Союз писателей. Но уже следующие работы писатель был вынужден печатать за границей.
1В: В 1969 году последовало исключение из Союза писателей, а в 1970 году Солженицын удостаивается Нобелевской премии в области литературы.
2В: В 1974 году Солженицын был насильственно выдворен из страны на Запад, его книги изъяты из библиотек.
1В: Триумфальное возвращение на родину состоялось 1990 году. Сейчас современники по достоинству оценили творчество писателя. (Всё сказанное сопровождается слайдами).
3В: Ему шёл восьмой десяток, и он уже почти не видел, так как долго в лагере содержался в помещениях без света, и почти не слышал: ему перебили барабанные перепонки, тяжело болел. За его плечами 17 лет лагерей, из которых 14 на Колыме. Удивительно, что он вообще выжил. Он умирал так же, как и жил – трудно и неприкаянно в подмосковном приюте для больных одиноких стариков. Там, в приюте, немногие знали о том, что в своё время он был поэтом. И конечно, никто не предполагал, что время сделает его имя известным всей читающей стране…Имя поэта и писателя Варлама Шаламова.
Отрывки из видеофильма о Шаламове.
Инсценировка отрывка из рассказа «Мой процесс» (стол, по разные стороны следователь и заключённый)
С(закрывая нос надушенным платком):
- не хотите ли газетку? Вот видите, коминтерн распущен, вам это будет интересно. Вас обвиняют в восхвалении гитлеровского оружия.
З: - что это значит?
С:-ну то, что вы одобрительно отзываетесь о наступлении немцев.
З:-я об этом почти ничего не знаю, я не видел газет много лет, 6 лет.
С:- это не главное. Вот вы сказали, что стахановское движение в лагере – это фальшь, ложь..
З:-я сказал, что это уродство, по-моему, это искажение понятия «стахановец».
С:- Потом вы говорили, что Бунин – великий русский писатель.
З:-он действительно великий русский писатель. За то, что я говорил можно дать срок?
С:- можно. Он эмигрант, злобный эмигрант. Вот видите, как мы с вами общаемся: ни одного грубого слова, вас никто не бьёт, как в 38-м, никакого давления.
З:- А 300 граммов хлеба в сутки?
С:- приказ, таков паёк.
З:-а камера без окна? Я ведь слепну, да и дышать нечем.
С:-так уж и без окна?! Не может быть! Откуда-нибудь свет падает.
З:- из дверной щели внизу.
С:- ну вот, вот.
З:-зимой бы её застилало снегом.
С:-но сейчас не зима.
З:- послушайте, я болен, обессилел.
С:- напишите заявление, это будет иметь значение для суда и следствия.
З:-врач осмотрел меня в тот же вечер, его заключение мне прочли через месяц на суде: «Заключённый Шаламов практически здоров». Суд был коротким, члены трибунала, их было трое, вынесли постановление: 10 лет за антисоветскую агитацию и 5-ть лет поражения в правах.
3В: Варлам Шаламов с 1949 года пишет стихи, многие из них положены на музыку. В исполнении Борзаковой Маргариты звучит песня Елены Фроловой на стихи Варлама Шаламова «Письмо».
3в: Рассказы Варлама Шаламова – это обвинительный документ, выстраданный собственной кровью. Не случайно он говорил: «Каждый мой рассказ – это абсолютная правда».
На сцене, на берёзовых пнях, 3 ученика, изображающие заключённых. Читаются отрывки из рассказов: «Плотники», «Дождь», «Прокуратор Иудеи».
2В: Озверелость лагерей, трагедия, ставшая бытом, - вот основной предмет изображения в рассказах Шаламова, которые известны всем под названием «Колымских». Покончено с этим, но из памяти нашей разве можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключённых, лай овчарок, удары прикладов? Массовые аресты, повальный голод, расстрелы? Это нельзя забыть!
Звучат отрывки из поэмы Александра Твардовского «По праву памяти» (9 учащихся, прочитав, остаются на сцене, к ним присоединяются ведущие вечера).
1В:Чтобы прошлое не повторилось, необходимо там, где были самые крупные концлагеря соорудить мемориалы, поставить памятники на бесчисленных лагерных кладбищах, где погребено, вероятно, не меньше наших людей, чем их пало в годы ВО войны.
2В(зажигая свою свечу, от неё по цепочке зажигаются свечи в руках всех, стоящих на сцене).Зажечь Вечный огонь и на мраморных плитах высечь имена замученных в пытках, сгинувших бесследно, погибших безвинно.
1В: Звучит песня на слова Варлама Шаламова «Роса» в исполнении группы учащихся.