Конспект урока на тему: Расходы на питание (8 класс)



Тема: Расходы на питание.

Цели: познакомить учащихся с основами рационального питания; распределением расходов на питание; правилами покупок основных продуктов; учить рациональному ведению домашнего хозяйства, планированию расходов; развивать понимание того, что питательная ценность продуктов не зависит от их стоимости; воспитывать бережливость.

Оборудование: разные варианты меню, таблица «Калорийность пищевых продуктов.

Словарь: рациональное питание, режим питания, культура питания, калорийность пищи, питательная ценность продуктов.

Ход урока

Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.
Запахи родного дома они еще на пороге встречают нас, такие аппетитные и заманчивые! Старинный обычай собираться всей семьей за накрытым столом и в наши дни не утратил своего значения. Именно здесь идет процесс семейного общения, воспитания. И культура питания играет при этом не последнюю роль. Современная хозяйка должна разумно и со знанием дела подходить к проблеме выбора продуктов. Ведь в немалой мере от этого зависит и здоровье всей семьи и сбалансированность семейного бюджета.

Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам.
Что означает слово «экономика»?
Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?
Как называется бюджет, если доход в нем равен расходу?
Что означает понятие «дефицит бюджета», и как он скажется на жизни семьи?
Как вы знаете обязательные платежи, и как можно сэкономить на этих тратах?

Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Рациональное питание – основа здорового образа жизни.
О том, что человеческая фантазия безгранична, можно судить хотя бы по количеству поварских рецептов. Кулинария – это искусство.


В систему здоровых привычек, навыков поведения, которую и можно назвать здоровым образом жизни, необходимейшей составной частью входит рациональное питание.
Смысл рационального питания сводится к выяснению ответа на вопрос: сколько и какой пищи требуется человеку. Долгое время обобщенным показателем считалось ощущение сытости. Однако полагаться на него современный человек не может, поскольку потерял ориентировку в том, где находится предел насыщения. Даже после обильного обеда находятся любители побаловать себя чаем с булочкой, пирожным.

Воздержанность – первое условие рационального питания.
Второе условие – сбалансированность его по калорийности продуктов, соотношению пищевых веществ, микроэлементов, витаминов.

Ученые-медики предостерегают от десяти основных ошибок в нашем питании:

Едим слишком много, особенно в выходные и праздничные дни;
Потребляем слишком много жиров;
Мало употребляем свежих овощей, фруктов, молока, рыбы, но много – белого хлеба и мучных продуктов;
Употребляем слишком много алкоголя и сладких напитков;
Едим нерегулярно, бесконтрольно и второпях;
Слишком часто и помногу употребляем сладости;
Неправильно храним и готовим продукты (много солим, жарим, варим);
Любим полакомиться между приемами пищи;
Питаемся, не принимая во внимание возрастные требования к рациону;
Мало знаем о рациональном питании.

2.Расходы на питание.
Говорят, на питании экономить не следует. Но и безумно тратить деньги на продукты – тоже роскошь непозволительная. Где же золотая середина?

Расходы на питание во многом зависят от того, предпочитают члены семьи готовить сами или пользоваться более дорогими полуфабрикатами, концентратами. Умелая хозяйка без ущерба найдет возможность сократить расходы на питание.
Чтобы заниматься экономикой питания, нужно знать свойства продуктов.
Если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить примерно на 20% . при этом меню остается достаточно разнообразным.
Все надо связать с важнейшими экономическими парамет стоимостью и доступностью. Вот, например, три обеденных меню:


Блюда

Калорийность,
Ккал
Количество белка, г

Меню 1-е
Салат из белокочанной капусты
Суп из овощей с фасолью
Рыба, тушенная в томате
Гарнир – отварной картофель
Кисель из свежих ягод
Хлеб – 100 г
Всего:

83
232
250
239
143
220
1169

1,0
7,9
18,5
2,9
0,3
6,2
36,8

Меню 2-е
Салат из огурцов и помидоров со сметаной
Щи зеленые со щавелем
Ромштекс рубленый
Гарнир – кабачки тушеные
Компот из свежих ягод
Хлеб – 100 г
Всего:

104

234
410
106
106
220
1180

1,9

7,1
20,3
1,1
0,2
6,2
36,8

Меню 3-е
Закуска из рыбных гастрономических продуктов с зеленью
Свекольник холодный
Индейка жареная
Гарнир – зеленый салат и жареный картофель
Свежие ягоды со взбитыми сливками
Хлеб – 100 г.
Всего:


165
178
170

94 + 109
238
220
1174


8,7
2,4
15,0

0,5 + 0,8
3,0
6,2
36,6


Даже с первого взгляда видно, как будет велика разница в стоимости этих трех блюд. Но одинакова их калорийность, одинаково содержание белков животного происхождения, близки и некоторые другие характеристики.

Культура питания – это умеренность в еде, разнообразие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания.
Почти все ученики помогают родителям делать покупки в магазине или на рынке. А для некоторых ребят покупки в магазине или на рынке. А для некоторых ребят покупки основных продуктов питания (хлеба, молока) – их постоянная обязанность. Чтобы рационально делать покупки, необходимо соблюдать несколько простых правил:
Следует заранее планировать покупки, лучше всего составить список необходимых продуктов и иметь его при себе;
Нужно тщательно рассчитывать деньги, соотносить все покупки со своими финансовыми, физическими возможностями и физиологическими потребностями;

Необходимо покупать только то, что нужно, не поддаваясь соблазну покупать то, что покупают все, не прельщаясь броской рекламой или яркой упаковкой;

Не ходить в гастроном или на рынок на голодный желудок, чтобы избежать соблазна покупать все подряд.

Практическая работа.
Задание 1. определить стоимость одной килокалории наиболее распространенных продуктов. Пример расчета приводится в таблице.

Стоимость одной килокалории

Продукты
Калорийная
ценность
1 кг продукта,
ккал
Розничная цена 1 кг продукта, руб.
Стоимость 1 ккал, руб.

Хлеб ржаной
2040
7,2
0,0035

Хлеб пшеничный
2290
8,6
0,0037

Картофель
890
10
0,011

Сахар
3900
25
0,006

Масло сливочное
7340
100
0,014

Масло подсолнечное
8720
40
0,005

Крупа гречневая
3250
20
0,006

Макароны
3360
14
0,004


Вопрос. Сравнить денежную стоимость продуктов с их биологической ценностью, с их пользой для организма.

Задание 2. Выполнить практическую работу №7 (учебник, с. 25)

Подведение итогов урока.
Беседа по вопросам.
Почему рациональное питание является основой здорового образа жизни?
Назовите основные принципы рационального питания?
Зачем необходим учет потребления продуктов питания?
Почему перед походом в магазин рекомендуется составлять список необходимых продуктов?

Заключительное слово учителя.
Кулинарные традиции на редкость живучи. Вкусным кажется то, что готовили бабушка и мама, то к чему привыкли с детства. Однако бабушки учились готовить у своих бабушек, но с тех пор жизнь вокруг неузнаваемо изменилась. Уменьшились физические нагрузки, увеличились психические, появились новые, концентрированные,


высококалорийные продукты. Питаясь по старинке, мы оказываемся все в большом долгу перед собственным здоровьем. Но стоит ли кратковременное удовольствие, полученное за пышно накрытым столом, того, чтобы расплатиться за него преждевременным одряхлением, болезнями?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание: учебник, п. 7, с. 22-24.
15