Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия по русскому языку «Следствие ведут Колобки…»


Четвёртый городской фестиваль уроков учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга «Петербургский урок» 2014 года
«Петербургский урок. Работаем по новым стандартам в основной школе»
Номинация: «Лучший интегрированный урок»
43529251079500781050010794008527981143100


Деловая игра по словарям русского языка «Следствие ведут Колобки…»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
учителей русского языка и литературы
Сергеевой Юлии Владимировны Cergeeva_yulia@mail.ru 8 9110398128
Смирновой Татьяны Анатольевны tatianasm79@mail.ru 8 9531483723
Шилкиной Екатерины Сергеевны shilk1981@mail.ru, 8 9516751566
Санкт-Петербург
2014/2015
Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку «Следствие ведут Колобки…»
учителей русского языка и литературы:
Сергеевой Юлии Владимировны, Смирновой Татьяны Анатольевны, Шилкиной Екатерины Сергеевны
ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
Внеклассное мероприятие: развитие речи
Тема внеклассного мероприятия: «Следствие ведут Колобки…»
Форма: деловая игра по словарям русского языка
Дата проведения: 20.10.2014 г
Класс: 5в, г ,7 г, е
Авторы разработчики: Сергеева Ю.В., Смирнова Т.А., Шилкина Е.С., учителя русского языка и литературы ГБОУ №471 Выборгского района Санкт-Петербурга
УМК:
Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.
HYPERLINK "http://drofa.ru/cat/product1039.htm" Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.
Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.
Цели для ученика
Обучающие:
1. Знакомство с многообразием словарей русского языка.
2. Научиться пользоваться словарями.
3. Обобщить и закрепить знания о словарях.
Развивающая:
Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитывающая:
воспитание бережного отношения к слову, толерантности.
Цели для учителя
Образовательные:
сформировать у учащихся компетенции в работе словарями, обобщить и систематизировать знания о словарях.
Развивающие:
1. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
2. Научить анализировать, сопоставлять, прогнозировать и обобщать.
3. Способствовать обучению самостоятельно работать со словарями.
4.Расширять словарный запас.
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к родному языку.
Создать условия для формирования культуры межличностного общения.
Тип урока:
интегрированныйФорма урока:
нетрадиционная – деловая игра-исследование
Опорные понятия, термины
Словарь, виды словарей: орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь, словарная статья, словарный запас, лексика, антонимы, синонимы, фразеологизмы. Новые понятия
Топонимический словарь, орфоэпический словарь, этимологический словарь, словарь устаревших слов, иностранных слов, словообразовательный словарь
Формы контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль Домашнее задание
Разноуровневое -ученик сам выбирает свой уровень сложности от 1 первого до 3.
1. Перепишите в тетрадь следующие слова.
Задание.
Разделите слова на группы. По какому принципу вы смогли это сделать?
Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня,
почтмейстер, спортсмен, джин, штабель,
Оренбург, штамп, спиннинг, вундеркинд.
- Какой или какие словари вы использовали в работе?
2. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? И одно ли значение у этого слова? Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении. Запишите эти предложения.
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
1) Колхоз продал государству сто голов скота.
2) Вдали показалась голова пехотной колонны.
3) Он в неравном бою сложил свою голову.
Какой словарь вы использовали?
3. Придумать и нарисовать обложки словарей так, чтобы можно было понять, какому из словарей какой рисунок предназначен. Для работы выберите 5 «новых» для вас словарей, о которых вы сегодня узнали.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Организационный момент
(2 минуты) Приветствие Приветствие Личностные:
Самопроверка готовности к работе II. Мотивация
(5 минут) Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.
Слово заведующей библиотекой о значимости словарей, выставке «Русской речи Государь по прозванию Словарь» Слайды №1-2 Тему урока формулируют сами учащиеся.
Ученица читает наизусть фрагмент стихотворения Я. Козловского «Русской речи Государь по прозванию Словарь» Беседа Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. Психологичес-
кий настрой учителя и учащихся
III. Актуализация знаний
(3 минуты) Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач, создает проблемную ситуацию. Почему они так редко пользовались словарями? Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Введение в урок проблемного диалога Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа.
Познавательные: анализ объектов с
целью выделения признаков. Настрой на исследователь
скую работу
IV. Изучение нового.(10 минут)
Направление и контроль действий ведущих Ученики 7 класса (ведущие-братья Колобки появляются под музыку из мультфильма «Следствие ведут Колобки») сообщают новую информацию в форме беседы с пятиклассниками в сопровождении презентации «Словари русского языка». Слайды № 3-18.
Ученики 5 класса слушают сообщения семиклассников, смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Словесные методы: беседа, сообщение, инсценировка, наглядные: презентация, мультфильм.
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные:
умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.
V. Лингво-физкульт-
минутка
(5 минут) Направление и контроль действий ведущих Ведущие проводят игру на знание антонимов и синонимов «Топаем-хлопаем»
Пятиклассники согласно правилам выполняют задания физкультминутки. Игровой прием. Здоровьесбере-
гающая технология Личностные:
формирование бережного отношения к своему здоровью.
Познавательные:
работа с информацией. VI. Актуализация новых знаний
(15 минут) В случаях затруднений учитель консультирует пятиклассников, советует, помогает, направляет. Командиры представляют свои команды
(название, девиз, эмблема-приложение).
Просмотр фрагмента мультфильма «Следствие ведут Колобки».
Под руководством Колобков участники выполняют ряд практических заданий с использованием словарей.
(см. Приложение)
Ведущие консультируют, отслеживают этапы работы команд. Практические методы: самостоятельная групповая работа со словарем; наглядные методы работа по памятке, с заданиями на карточках, применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.
Регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение грамотно строить высказывание.
VII. Рефлексивно-оценочный этап
(3 минуты) Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили о словарях, просит ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Слайд 24
Награждает команды дипломами I и II и III степени. Учащиеся формулируют затруднения в работе и осуществляют коррекцию самостоятельно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников по её результатам.
Слайды 21-23.
Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.
Выбирают победителя. Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей Регулятивные: самооценка.
Познавательные:
рефлексия.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение оценивать себя.
VIII. Домашнее задание
(2 минуты) Учитель объявляет и комментирует домашнее задание на выбор по данной теме. Слайды 25-29. Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Метод исследования Познавательные:
Умение делать выбор и обосновывать его. Приложение
1 команда
Задание 1
«Дорогие ребята, я не люблю людей жадных, трусливых, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.
Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ………………………..…………………………………».
1. Какие слова использует Шерлок Холмс? О каком словаре идет речь?
2. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (используйте словарь).
3. Выпишите первую букву из названия выбранного вами словаря.
Задание 2
На зимней Олимпиаде в Сочи были представлены такие виды спорта как биатлон, слалом, фристайл.
1. Найдите в словаре их толкование. Запишите.
Биатлон-
Слалом-
Фристайл-
2. Выпишите 3-ю букву из названия словаря.
Задание 3
1.Найдите словари
Орфографическийтолковыйорфоэпическийфразеологическийантонимовиностранныхсловсинонимов
словарьОжеговаэтимологическийтопонимический2. Как называется словарь, содержащий географические названия (названия стран, городов, рек, морей, гор, и т.д.).
3.Выпишите 2-ю букву из названия этого словаря.
Задание 4
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли?
Не на небе-на земле жил старик в одном селе.
1.Как называются выделенные слова?
2.К какому словарю вы обратились?
3.Выпишите 2-ю букву из названия этого словаря
Из полученных букв составьте слово!
2 команда
Задание 1
Мальчик услышал, что пришедшая в гости к маме старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от нее свою собаку. Когда мама узнала об этом, сказала: «С тобой голова пошла кругом!»
1. О каких выражениях идет речь?
2. Определите значения выделенных сочетаний (воспользуйтесь словарём)
3. Выпишите 1-ю букву из названия этого словаря.
Задание 2
1. Отгадайте загадку
Чтоб скорей в библиотекеотыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…
2. Напишите отгадку, проверьте написание слова по словарю, поставьте правильно ударение.
3. Запишите название словаря, выпишите из него 1-ю букву.
Задание 3
1. Вставьте пропущенные буквы. Воспользуйтесь словарём. К какому словарю вы обратились?
Б....ссейнБар…икадаД…легат
Магнит…фон
Дириж…р
Лаб…ринт
2. Выпишите 2-ю букву из названия словаря
Задание 4
1.Какой словарь помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по значению слов для более точного выражения мысли?
2 К слову БОЛЬШОЙ подберите и запишите близкие по значению слова
3.Каким словарем вы воспользовались? Выпишите 1-ю букву из названия словаря.
Из полученных букв составьте слово!
3 команда
Задание 1
1. К какому словарю вы обратитесь для уточнения правильного произношения слова и постановки ударения?
2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.
Задание 2
1. Определите значения сочетаний (воспользуйтесь словарём)
Яблоку негде упасть-
Кот наплакал-
Ни свет ни заря-
2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.
Задание 3
1. Расшифруйте. Какой словарь вам нужен?
Портье поставил портшез в проходе.
Он был портативный.
Портшез-
Портативный-
2. Выпишите 6-ю букву из названия словаря.
Задание 4
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит
Там ступа с …………………….
Идёт, бредёт сама собой.
А.С.Пушкин
1. Оком идёт речь?
2. Пользуясь словарем, объясните откуда появилось имя этой старушки?
3. Выпишите 2-ю букву из названия словаря.
Из полученных букв составьте слово!
Памятка
1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.
3. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке.
4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.
5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.
Название и девиз команды
Эмблема
1 Команда «АБВГДейка»
Девиз:
АБВГДейки-народ отличный!
Русский язык мы знаем прилично!

2 Команда «Грамотейка»
Девиз:
Мы пишем грамотно все слова!
У нас не найдёшь отметки «два»!

3 Команда «Книгоносики»
Девиз
Мы очень внимательно книги читаем
И про все на свете знаем!

Литература
Практика. 5 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред.А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа,2012. -270 с.
Русский язык. Теория. 5-9 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова. - М.: Дрофа,2012. - 319 с.
Русский язык. Русская речь.5 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа,2011. -156 с.
Интернет-ресурсы
Сайт ГБОУ № 471 http://471spb.edusite.ru/Сайт методиста ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Ю.А. Меллес
https://sites.google.com/a/shko.la/slovom-i-delomСловари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/