Рабочая программа по курсу Твоя Профессиональная Карьера


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственной программы «Твоя профессиональная карьера 8 – 9 классы» под редакцией Чистяковой С.Н.
Модификация программы состоит в изменении практической части (включении диагностических методик), а также в изменении содержания и наполнения тем.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения, тренинги, экскурсии. Цели курса:
оказание психолого - педагогической поддержки учащимся в выборе пути дальнейшего образования;
актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ;
развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных диагностических работ.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
о возможностях получения образования в дальнейшей перспективе;
о психологических основах принятия решения;
умения находить правильные пути достижения успехов в профессиональной карьере, объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью, ставить цели и планировать действия для их достижения, выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Учебно-тематическое планирование
№ п/пТема Количество часов В том числе:
диагностика экскурсии контрольные работы
1 Образ «Я» 14 5 1
2 Мир профессионального труда 17 7 3 2
3 Дневник профессиональной карьеры 3 Итого: 34 12 3 3

Содержание
Тема №1: Образ «Я» - 14 часов
Образ «Я» - это система представлений личности о себе. Он ориентирован на решение следующих основных задач: повышение уровня психологической компетентности учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей индивидуальности как изначальной ценности.
Должны знать:
многообразие мира профессий;
социальные проблемы труда;
свои индивидуальные психологические особенности.
Должны уметь:
свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
Тема №2: Мир профессионального труда – 17 часов
Формирование у школьника способности к анализу профессиональной деятельности. Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий; разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику профессии, использование формул профессий, изучение и осмысление содержания труда.
Должны знать:
классификацию профессий;
свойства нервной системы человека в профессиональной деятельности;
современный рынок труда;
пути получения профессий.
Должны уметь:
анализировать профессиональную деятельность;
выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности;
проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий.
Тема №3: Дневник профессиональной карьеры – 3 часа
Работа с дневником профессиональной карьеры позволит по-новому взглянуть на себя, познать и оценить свои внутренние возможности, выявить свои индивидуальные особенности и внутренние ресурсы, что, в свою очередь, поможет наметить программу самоподготовки к будущей профессиональной карьере и успешно ее осуществить.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения;
требования к составлению профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии;
понятие о темпераменте, эмоциональной сфере, интеллектуальных способностях;
значение творческого потенциала человека.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
классифицировать профессии по определенным признакам;
составлять личный профессиональный план;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Контрольно-измерительные материалы
Формы промежуточного контроля знаний, умений, навыков: контрольные работы № 1, 2, 3.
Форма итогового контроля: составление и защита дневника профессиональной карьеры.
Контрольная работа № 1
Соотнесите понятия и определения:
профессия;
специальность;
карьера;
личность.
это особые качества человека, которые являются результатом его развития;
это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития;
вид занятий в рамках одной профессии;
движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-нибудь общественном поприще.
Сколько профессий и специальностей насчитывается в современном мире?
не более 200;
не более 5000;
не более 10000;
более 40000.
Назовите составляющие стратегии выбора профессии (профессионального плана).
Назовите и охарактеризуйте типичные ошибки при выборе профессии.
Определите к какой степени профессиональной пригодности, по Е.А. Климову, относится данная характеристика.
Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в определенной области.
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам:
токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, токарь-револьверщик, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены. Профессия Специальность Должность
Контрольная работа № 2
Назовите и кратко охарактеризуйте четыре основные формы эмоциональных состояний.
К какому понятию относится нижеприведенное определение:
переживания, в форме пристрастного, сугубо личного отражения жизненного смысла явлений и ситуаций.
Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к:
практическому мышлению;
образному мышлению;
абстрактному или логическому мышлению.
Что является основным условием развития личностного потенциала?
Почему человеку необходимо как можно точнее определить и как можно раньше начать развивать свои способности?
Контрольная работа № 3
Назовите и охарактеризуйте виды разделения труда.
Вставьте пропущенные слова в приведенные ниже определения:
Предмет труда – это то, на что ___________ труд человека.
Средства труда – необходимый ______________ трудового процесса.
Профессионал – это человек, как правило, _____________ и _____________, не замыкающийся в узкой области своего _________.
Составьте профессиограмму (одна на выбор):
автослесаря;
врача-хирурга;
учителя начальных классов;
повара;
столяра;
юриста;
журналиста;
ветеринара;
официанта;
продавца;
дизайнера.

Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата проведения Тема занятия Кол-во часов
Образ «Я» (14 часов)
1 Внутренний мир человека и возможности его познания.
Диагностические процедуры: «Психогеометрический тест». 1
2 Многообразие мира профессий 1
3 Секреты выбора профессии. Профессиональный план.
Диагностические процедуры: тест «Самооценка личности». 1
4 Типичные ошибки при выборе профессии.
Диагностические процедуры: тест «Акцентуации характера». 1
5 Прфессиональная карьера и здоровье.
Упражнение «Эмоциональная почта». 1
6 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры: «Теппинг-тест». 1
7 Темперамент в профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры: «Определение темперамента личности». 1
8 Ведущие отношения личности и типы профессий.
Контрольная работа № 1 (20 мин) 1
9 Эмоциональные состояния личности.
Упражнение «Шляпа пожеланий». 1
10 Волевые качества личности.
Диагностические процедуры: «Волевой потенциал личности». 1
11 . Способности к запоминанию.
Диагностические процедуры: «Пиктограмма». 1
12 Способность быть внимательным. 1
13 Человек среди людей.
Диагностические процедуры: методика «Уровень субъективного контроля» 1
14 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
Диагностические процедуры: «Тип мышления». 1
Мир профессионального труда (17 часов)
15 Совершенствование человека в труде. Профессионализм.
Контрольная работа № 2 (20 мин) 1
16 Разделение труда. 1
17 Социально-профессиональная мобильность.
Диагностические процедуры: методика определения типа ценностных ориентаций. 1
18 Содержание труда. 1
19 Характер труда в профессиональной деятельности. 1
20 Предмет труда в профессиональной деятельности. 1
21 Цели профессионального труда. 1
22 Средства труда в профессиональной деятельности. 1
23 Проблемность трудовых ситуаций. 1
24 Коллективность трудового процесса. 1
25 Самостоятельность в профессиональной деятельности.
Контрольная работа № 3 (20 мин) 1
26 Ответственность в профессиональной деятельности. 1
27 Качества профессионала XXI века.
Диагностические процедуры: методика «Интеллектуальная мобильность» 1
28 Пути получения профессии. 1
29 Профессиограмма и анализ профессий. 1
30 Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 1
31 Человек на рынке труда.
Диагностические процедуры: «Образ будущего». 1
Дневник профессиональной карьеры (3 часа)
32 Моя профессиональная карьера 1
33 Моя профессиональная карьера 1
34 Профконсультационные услуги 1
Итого: 34

Учебно-методическая литература для учителя
Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва-Воронеж, 1996.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Tvoia-prof-kariera/index.html
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - Москва-Воронеж, 1996.
Психогеометрический тест (Электронный ресурс), Режим доступа: http://azps.ru/tests/stest/behaviourmelo.htmlПсиходиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000.
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.
Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.
Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. - С.80-84.
Твоя профессиональная карьера: методика: книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006.
Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2006. – 159с.
Тест на волевые качества личности (Электронный ресурс), Режим доступа: http://relax.wildmistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/d2f76a0ae36f9114c325757200550089Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности (Электронный ресурс), Режим доступа: http://psycabi.net/testy/395-test-oprosnik-g-shmisheka-k-leongarda-metodika aktsentuatsii-kharaktera-i-temperamentaТест "Пиктограмма" А.Р.Лурия (исследование памяти) (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/485-test-icon-luria-the-study-of-memoryУровень самооценки (Электронный ресурс), Режим доступа: http://tvoiuspeh7.ru/samoocenka-lichnosti-v-psihologii-testi.htmlФетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.394-399.
Учебно-методическая литература для учащихся
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., 1990.
Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2005.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей; Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. – М., 1990.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1990.
Павлютенков Е.М. Кем быть? – Киев,1989.
Экскурсии в мир профессий. – М., 2005.
Энциклопедия для детей. Выбор профессии / глав. ред. Е. Ананьева. – М.: Аванта, 2003.