Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме «Эмоции: Радость, Грусть, Гнев».


Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме
«Эмоции: Радость, Грусть, Гнев».
Цель: обобщить знания детей об эмоциях радости, грусти, гнева.
Задачи:
1.Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные.
2.Развивать умение детей подбирать к различным эмоциональным состояниям соответствующие пиктограммы, цветовые обозначения.
3.Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Оборудование: демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки по теме.
раздаточный материал: раздаточный материал к заданиями.
Ход занятия
I.Орг.момент.Д/и «Письмо Ёжика».
-Здравствуйте, ребята! Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Лесная сказка», группа «Гномики». Это письмо вам. От кого оно? От смешарика Ежика.  Знаете такого? Прочтем письмо? Садитесь на свои места и слушайте внимательно. ПИСЬМО.-Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает, высылаю свою фотографию. Педагог вывешивает фотографию грустного Ёжика на доску.-Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции. И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, грусть и злость.Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач. Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться.Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. -Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. -Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
II.Работа по теме занятия.1.Д/и «Придумай причину».
Педагог демонстрирует предметные картинки с изображением эмоций: радости, грусти, гнева.
-Кто изображен на этой картинке? Как вы думаете, какую эмоцию испытывает мальчик? Если он испытывает эмоцию радости, значит, он какой? А еще? Как вы думаете, почему он может быть радостным? Придумайте причину.
Аналогичная работа проводится с эмоциями гнева и грусти.
После выполненной работы, делаем вывод: каждый выражает свои эмоции по-своему. Степень выражения различных эмоций зависит от человека, его особенностей и от самого события.
После того, как задание будет выполнено детьми, располагаем на доске кусочек дворца.
2.Работа с пиктограммами эмоциональных состояний.
Педагог демонстрирует детям пиктограммы, изображающие эмоцию: радости, грусти, гнева.
-Как вы думаете, к какой эмоции относится эта пиктограмма? Как вы догадались? Изобразите радость на своем лице.
Аналогичная работа проводится с эмоциями грусти и гнева.
После того, как задание будет выполнено детьми, располагаем на доске кусочек дворца.
3.Д/упр. «Подбери пиктограмму».
На столах у детей тарелочки с карточками, изображающими пиктограммы радости, грусти, гнева.
Педагог вывешивает на наборное полотно различные предметные и сюжетные картинки с изображением изучаемых эмоций, задача детей-поднять пиктограмму соответствующей эмоции.
После того, как задание будет выполнено детьми, располагаем на доске кусочек дворца.
III.Физкультминутка. Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки».-Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой:Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо.-Давайте вспомним и потренируемся.-Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника.После того, как задание будет выполнено детьми, располагаем на доске кусочек дворца.
IV.Продолжение работы по теме занятия.1.Цветовое обозначение эмоций.
Педагог совместно с детьми вспоминает, каким цветом обозначается радость (синим), грусть (салатовым), гнев (красным).
Работа с раздаточным материалом «Проведи дорожку от цветного квадрата к соответствующей пиктограмме».
После того, как задание будет выполнено детьми, располагаем на доске кусочек дворца.
2.Работа с раздаточным материалом «Дорисуй эмоцию».
После того, как задание будет выполнено детьми, располагаем на доске кусочек дворца.
V.Итог.Педагог подводит итог занятия:
-Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется.Демонстрация картинки.-Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, эта медалька вам поможет стать веселее и добрее.Под песню «Улыбка» каждому вручается медалька с изображением Ежика.-Наше сказочное занятие подошло к концу. Что вам запомнилось и понравилось? Какая эмоция вам больше всего понравилась?-У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.