Сценарий развлечения по экологическому воспитанию Путешествие на волшебную полянку (подготовительная гр.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 96 «Сосенка»










Сценарий развлечения по
экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
«Путешествие на волшебную полянку»





Автор:
Фефилова Людмила Леонидовна,
воспитатель 1 кв. категории



Архангельск
2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Существуют различные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. К ним относятся: экологическая тропа, экскурсии, прогулки, опыты, чтение художественной литературы, тематические занятия по рисованию, викторины, кроссворды, интеллектуальные игры.
Одной из увлекательных форм экологического развития дошкольников являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.
Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.
Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.
Учитывая значимость данной темы, мной был разработан сценарий экологического развлечения «Путешествие на Волшебную поляну».
Мероприятие решает следующие задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.


Действующие лица: Весна, Красная Шапочка, Рассеянный, Доктор Айболит, Баба-Яга, Незнайка, Игрушки: медведь, заяц, лиса, волк или взрослые в костюмах.
Место действия: территория вокруг детского сада.




ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Группа ребят во главе с воспитателем подходят к игровой площадке. На площадке верхом на метле носится Баба-Яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные слова-заклинания. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.
Баба-Яга: (кричит страшным голосом) – А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие, лес поганят!
Дети: Мы не всякие, мы туристы.
Баба-Яга: Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет. Какой был воздух! А теперь?! Эта бумажка пролежит не менее трех лет, прежде чем природа сможет «переварить» ее. А металлическая консервная банка – 15 – 20 лет. Осколки стеклянной посуды могут сработать как линзы, и тогда в лесу возникнет пожар. А полиэтилен, как бельмо на глазу, пролежит долгие годы, вас и даже меня переживет. Поворачивай назад! Сказано, не пущу!
Воспитатель: Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо себя вести в лесу.
Баба-Яга: Сейчас проверим! А ну-ка, скажите, куда девать мусор после себя?
Дети: Отвечают, как надо убрать поляну после отдыха. Они называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас».
Баба-Яга: Не хвались словами, а хвались делами!
Дети: убирают мусор, приглашают Бабу-Ягу с собой. Навстречу ребятам идет Красная Шапочка. Дети здороваются с ней.
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята, куда путь держите?
Дети: К Весне, на Волшебную поляну. Не знаешь ли ты дорогу к ней?
Красная Шапочка: Как же? Знаю, но покажу дорогу только тому, кто выполнит три моих задания.
Первое задание: отгадайте мои загадки.
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте – это
(лось)
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(береза)
Когда к ней прикасаются, тогда она кусается.
Боятся ее многие, но больше босоногие.
(крапива)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу.
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хоть я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(дятел)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(бабочка)
Второе мое задание будет труднее. Назовите приметы весны.
Ну, а третье мое задание вам не исполнить. Назовите мне пять пословиц о труде. (1. Труд кормит, а лень портит. 2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 3. Под лежачий камень и вода не течет. 4. Любишь кататься, люби и саночки возить. 5. Хочешь есть калачи, не лежи на печи; – дети могут назвать и другие, чем больше, тем лучше).
Дети выполняют задания, Красная Шапочка показывает дорогу и идет вместе с ребятами. Через некоторое время ребята встречаются с Рассеянным. Он сидит на тропинке, на голове сковорода, перед ним разбросанные вещи, он тщетно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с Рассеянным.
Рассеянный: (обращается к воспитателю) Что это за ребята? И куда они идут?
Дети: Мы туристы. Идем на Волшебную поляну.
Рассеянный: А я Рассеянный (читает несколько строк из стихотворения). Знаете такого? Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал в вагоне, не доехал. Решил, что лучше шагать пешком с заплечным мешком. Все, что нужно закупил. Да не могу разобраться, какие вещи нужно взять в дорогу, а какие лучше оставить. Помогите, ребята.
Дети: Помогают уложить вещи в рюкзак, объясняют, как это делается по правилам. Все вместе продолжают путь. На следующей полянке под деревом сидит Айболит, перед ним больные звери (игрушки или взрослые в костюмах).
Айболит: (испуганно) Ой, дети! И вы ко мне?! Но я лечу только зверюшек.
Дети: Мы не больные. Мы туристы, идем на Волшебную поляну.
Айболит: Какие вы счастливые. Давно я мечтаю попасть на эту Волшебную поляну. Но у меня всегда, всегда много работы. И сегодня столько больных! О, нет! Никогда, никогда мне туда не попасть!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем доброму доктору Айболиту.
Дети: прижигают йодом ранку на лапке зайчика. Останавливают кровь из носа медвежонка. Объясняют волчонку, что голова у него болит от жаркого солнца (из бумаги делают ему головной убор), а у лисы болят ноги потому, что в лесу надо ходить в удобной обуви. Доктор Айболит благодарит детей. Все вместе они продолжают путь.
На следующей полянке дети встречают Незнайку, который сидит и грустит. Ребята здороваются с ним.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. А куда это вы направляетесь?
Дети: Мы идем на Волшебную поляну в гости к Весне.
Незнайка: Как бы мне хотелось пойти вместе с вами, но, боюсь, у меня ничего не получится. Мальвина задала мне очень сложное задание, которое я должен выполнить к завтрашнему дню.
Воспитатель: А что это за задание? Может, мы с ребятами сможем тебе помочь?
Незнайка: Мне нужно разгадать кроссворд с загадками, написанный на этом листе. А в красных клетках я смогу прочитать ответ на вопрос, который мне задала Мальвина.
Воспитатель: Ну, я думаю, что мы с ребятами сможем тебе помочь. Правда?
Дети: Ребята соглашаются, разгадывают кроссворд и читают слово в красных клеточках.








П
А
У
К











В
О
Л
К












О
Д
У
В
А
Н
Ч
И
К






Р
Ы
С
Ь







М
У
Р
А
В
Е
Й
Н
И
К












Л
Е
С













Е
Ж
И
К










О
С
И
Н
А













Л
И
С
А










Б
Е
Л
К
А











Загадки для кроссворда:
Нитку старик тянет,
А на клубок не мотает.
Ткань себе ткет,
А одежду не шьет.
(паук)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный.
(волк)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(одуванчик)
Думал – кошка.
Крикнул: «Брысь!»
Оказалось - это .
(рысь)
На полян возле елок
Дом построен и иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(муравейник)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(лес)
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
(ежик)
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
(осина)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(лиса)
По веткам скачет,
Да не птица:
Рыжая, да не лисица.
(белка)

Незнайка: Спасибо вам, ребята, за помощь. Теперь я знаю ответ на вопрос Мальвины. А можете ли вы мне сказать, что это за цветок такой подснежник?
Дети: объясняют Незнайке, что подснежник – самый первый весенний цветок, появляется на проталинках. Можно вспомнить стихи о подснежнике.
Незнайка: Ой, спасибо вам большое. Теперь я точно не перепутаю подснежник с другими цветами. Ну а теперь можно отправляться в путь.
Дети вместе с героями двигаются к Волшебной поляне. Там их встречает Весна. Она расспрашивает детей о том, как они добирались, кого встретили, как помогли героям. Потом приглашает ребят поиграть в подвижные игры. (Можно предложить детям вспомнить стихи или песни о весне.)
Путешествие заканчивается угощением (на выбор воспитателя).





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загадки и стихи о растениях и сезонах. Сост. Примшиц Н. Н., Васильева Т. В. – Арх. обл. совет ВООП, 1994.
2. Загадки и стихи о животных. Сост. Соснина В. С., Васильтева Т. В. – Арх. обл. совет ВООП, 1994.
3. Экологическое воспитание дошкольников. – Пермь. Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество охраны природы. Пермский областной совет. Под. ред. к. п. н., доц. Федотовой А. М., 1992.
4. Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Авторы-составители: Мальханова Л. П., Миронова Е. А., Васильева Т. В., - Архангельск, 1997.