Урок по окружающему миру Великий круговорот жизни (3 класс)

Дата ___________ Окружающий мир
великий круговорот жизни
Педагогические цели
познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Третьеклассники узнают, что каждое живое существо участвует в едином круговороте веществ на нашей планете. Научатся строить модель круговорота веществ.

Ход урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля



осуществляемые
действия
формируемые
умения


I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
- Настройтесь на урок.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Актуализация знаний

Фронтальный
Практический.
Работа с тестами по теме прошлого урока.
Отвечают на вопросы теста
Осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения
Наблюдение.

III. Мотивация учебной деятельности

В парах. Практический. Словесный.
Б е с е д а.
– Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.
– С каким круговоротом мы уже знакомы? Почему вода в реке не кончается?
– Как вы думаете, почему порядок в доме: потому что его никто не нарушает или потому, что его все время поддерживают?
– Благодаря чему поддерживается порядок в природе? Это мы выясним сегодня на уроке.
Слушают учителя. работают с кроссвордом
Формулируют тему урока совместно с учителем


IV. Работа по теме урока

Фронтальная. Словесный.
Сообщение учителя. Наглядный. Презентация
Р а с с к а з у ч и т е л я с элементами беседы. Круговорот жизни.
Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь. Не будь на Земле живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники, и, в свою очередь, преобразовали Землю для потомков.
– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну.
Ученики читают отрывок из книги «Король Лев».
Король Лев. Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.
Симба. Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев. Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
На д о с к е с х е м а «Круговорот жизни»:

– Основу круговорота составляют три группы организмов:
1) организмы-производители;
2) организмы-потребители;
3) организмы-разрушители.
Организмами-производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества.
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмами-разрушителями являются бактерии и грибы. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются соли.
Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.
Так «вещества» и путешествуют по кругу, и круг этот разорвется, если исчезнет почва.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с учебником, презентацией.
Учатся формулировать тему урока, прогнозировать содержание материала.
Беседа

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Групповая. Словесный. Наглядный
Работа в тетради, с.
Работают с тетрадью.
Работают с текстом.

Беседа по вопросам

Физкультминутка.

Практическая
По желанию учащихся
Выполняют движения по строкам стихотворения.

Наблюдение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа
– Что нового вы узнали о почве?

Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.


Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания




15