Педагогический проект Осень разноцветная (дети 4-6 лет)


Проект «Осень разноцветная».
Автор проекта: Воспитатель средне - старшей группы МБДОУ №335 Карпенко Лариса Викторовна.
Проблема: почему листья осенью желтеют и опадают? Чем богата осень?
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети 4-6 лет, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Цель: изучение причин листопада; формирование представлений детей о многообразии даров осени и красоте родной природы.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе осенью; исследовать природное явление – листопад.
2. Формировать умение наблюдать за объектами живой и неживой природы.
3. Расширять представления детей о многообразии даров осени.
4. Развивать умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
5. Осваивать способы получения информации по теме.
6. Отражать свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности: рисунках, поделках.
7. Развивать разговорную речь.
8. Формировать эстетическое восприятие природы.
Продукты проекта: папка «Такие разные деревья», корзина «Дары осени».
Актуальность.
Дошкольный возраст от 4 до 6 лет - это время развития активного интереса к познанию мира. У детей возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который включает представление не только о цели действия, но также о способах её достижения. Поэтому задача современного дошкольного воспитания состоит прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Ребёнок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы. Облака, разноцветная радуга, капли дождя, яркие осенние листочки, снежинки, пёстрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребёнок воспринимает природу ярче и острее взрослого. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.
Но, учитывая, что у детей ещё не сформированы самостоятельные способы познания, то задача педагога заключается в том, чтобы помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы, освоить разные способы познания: приёмы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, экспериментирования, наблюдение за ближайшими объектами окружающего нас мира. Это стимулирует не только интеллектуальное развитие детей, но и прививает малышу бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю.
Предполагаемый результат проекта.
Совместно со взрослыми дети собирают информацию о сезонных явлениях природы осенью; о природном явлении листопад; о том, почему листья осенью желтеют и опадают, и как это происходит; о дарах осени, о фруктах и овощах, их внешних и вкусовых качествах, местах произрастания; осваивают способы получения информации по теме.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап:
- определение темы и проблемы, задач проекта; актуальности проблемы, составление плана основного этапа проекта;
- подборка методической, детской художественной литературы;
- разработка циклов НОД;
- подбор материалов, атрибутов для игровой и исследовательской деятельности, наблюдений;
- информирование родителей о проведении проекта и приглашение к участию в проекте.
Содержание проекта (основной этап):
Реализация проекта в различных областях развития детей.
Познавательное развитие Социально-коммуникативное и речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
НОД – экскурсия в природу «Прощай, лето!».Цель: побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, следить за погодой, одеждой людей; воспитывать желание самостоятельно наблюдать природные явления, задавать вопросы причинно-следственного характера; воспитывать добрые чувства, любознательность, связанные с красотой окружающего мира.
Исследовательская деятельность на прогулке «Строение листа дерева. Знакомство с осенними листьями».
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов; сравнивать предметы по 2-3 признакам (цвету, форме, размеру), распознавая свойства и качества объектов природы – осенних листьев (лист жёлтый, зелёный, красный, лёгкий, сухой, шуршащий, мокрый). Обогащать словарный запас детей в ходе выполнения исследовательских действий.
НОД «Осень золото роняет».
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени, уточнять представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере листопада; различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе.НОД «Овощи-фрукты».
Цель: расширять представление детей об овощах и фруктах; об их пользе при употреблении в пищу; учить различать их по внешнему виду.
Изготовление гербария из листьев деревьев.
Рассматривание книг энциклопедического характера: «Где растёт, что едят», «500 как и почему для детей», энциклопедия для любознательных «Почемучка». Демонстрационно-дидактических материалов: «Деревья», «Осень», «Грибы и ягоды», «Времена года», «Овощи», «Правила поведения на природе», «Деревья и листья», «Природоведение для малышей».
Беседы: «Приметы ранней осени», «Что происходит в лесу осенью?», «Почему осенью желтеют и опадают листья?», «Что нам осень подарила?», «Что растёт на огороде и в саду», «О пользе овощей и фруктов».
Рассматривание иллюстраций к сказкам: Н.Сладкова «Осень на пороге» и Н. Грибачёва «Рыжие листья»; к рассказу Г. Скребицкого «Четыре художника»; репродукций картин художников И.Левитана «Дубовая роща», И.Шишкина «Осень»; предметных и сюжетных картинок с осенними пейзажами. НОД «Беседа об осени».
Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени; отвечать на вопросы; активизировать речь детей; развивать связную речь; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
НОД «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»».
Цель: продолжать учить детей внимательно рассматривать картину, делать умозаключения, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картины.
НОД «Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»».
Цель: учить детей различать, называть и группировать овощи и фрукты, развивать образность речи, воспитывать интерес к художественной литературе.
НОД «В гости к Бабушке - загадушке».
Цель: расширять и уточнять представления о фруктах и овощах: их названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания; развивать умения анализировать и обобщать.
Рассматривание сюжетных картинок «Осенние работы в саду и огороде», составление по ним описательных рассказов.
Беседы: «В лес за грибами и ягодами», «Откуда овощи в магазине?», «Безопасное поведение осенью в лесу», «Осторожно, ядовито!».
Ситуативные разговоры: «За что мы любим осень?», «Какие дары приносит нам осень?», «Что такое листопад?».
Дидактические игры: «Найди пару», «С какого дерева листок?», «Путаница», «Что было раньше, что потом?», «Что где растёт?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Лото», «В мире животных», «Что откуда, почему», «Учись, играя», авторская игра «Интересные овощи», «Лото - овощи», «Лото - фрукты», «Лото-ягоды», «Лото - грибы».Чтение сказок, рассказов, стихотворений на осеннюю тематику: Н.Сладков «Осень на пороге», С. Погореловский «Лес», А. Шибицкая «Праздник осенью в лесу», М. Ивенсен «Падают, падают листья», А.Пушкин «Унылая пора!», А.Плещеев «Осень наступила»; стихотворение Ю. Тувима «Овощи», укр. нар. ск. «Колосок», сказки В. Сутеева «Мешок яблок», В. Чаплиной «Лес осенью».
Словесные игры: «Будь внимательным» (выделять признаки осени), «Назови одним словом»; «Овощное - фруктовое», «Интересные овощи», «Съедобное - несъедобное». Игра-ситуация: «Что будет, если...».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «К нам гости пришли».
Игра-путешествие: «В гости к Осени».
Игра-драматизация и настольный театр по сказке «Репка».
НОД рисование «Лес, точно терем расписной».
Цель: учить изображать осень доступными способами, используя засушенные листья и гуашь. Подводить к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.
НОД аппликация «Осенняя берёзка».
Цель: учить создавать композицию из осенних листьев, закреплять приёмы аккуратного наклеивания.
НОД конструирование (из цветного картона) «Гирлянда из осенних листьев».
НОД лепка «Грибы», «Овощи».
Цель: закреплять умение лепить предметы круглой и овальной формы, разной величины, сглаживать поверхность вылепленного предмета, передавать в лепке впечатления от окружающего.
Загадки, пословицы и поговорки об осени, осенних явлениях, о фруктах, ягодах, овощах и грибах.
Подготовка к празднику Осени на музыкальных занятиях: разучивание тематических стихотворений, песен, танцев, игр и хороводов.
Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, развивать навыки художественной передачи различных образов. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «С чьей ветки детки?», «Беги к дереву, которое я назову», «У медведя во бору».
Пальчиковые игры: «Солнышко», «Осень листья золотит», «Компот», «Апельсин», «Вышел дождик на прогулку».
Хороводная игра: «Что нам осень принесла», «Есть у нас огород».
Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу».
Физминутки и упражнения: «Листочки», «Ветер», «Утром дети в лес пошли», «Едем в лес», «Мы к лесной лужайке вышли», «Собираем урожай», «Капуста», «Был у зайки огород», «Яблоки», «За грибами», «Овощи».Пластический этюд: «Я – кленовый листочек».
Оздоровительная гимнастика после сна «Листочки».
Реализация проекта в режимных моментах:
Наблюдение за деревьями и красотой природы во время прогулок, за объектами живой и неживой природы, эксперименты.
Наблюдение за трудом взрослых (сбор опавших листьев), посильное участие детей в оказании помощи взрослым.
Сбор осенних листьев для оформления гербария.
Сбор природного материала для создания коллективных творческих работ и продуктов проекта: корзинки «Дары осени» и папки «Такие разные деревья».
Составление описательных рассказов: «Время года - осень», «Что за листик», «Осенние работы в саду и огороде».
Разучивание стихов и песен по данной тематике.
Вовлечение родителей в работу над проектом: посещение парков, прогулки по улицам с детьми, сбор осенних листьев и природного материала, изготовление поделок, участие в фотоконкурсе «Дары осени».Заключительный этап:
Выставки детских творческих работ.
Фотовыставка «Дары осени».
Презентация «Осень» на тематическом утреннике «Прекрасна ты, осенняя пора».
Вывод.
В ходе реализации данного проекта поставленная цель была достигнута, так как были созданы все условия для того, чтобы наполнить жизнь детей интересными впечатлениями, освоить различные способы получения информации, доставить радость творчества.
Дети обобщили знания об осенних изменениях в природе, получили представления о многообразии даров осени: урожае фруктов, овощей, ягод, грибов, орехов и их пользе при употреблении в пищу.
Дети научились вести наблюдение за объектами живой и неживой природы. Исследовали строение листа, опытным путём сделали вывод о наличии хлорофилла (зелёного вещества в листьях), а также об изменении цвета листьев в осенний период на жёлтый, оранжевый и красный по мере затухания жизнедеятельности в листе, когда хлорофилл разрушается. Дети узнали, что листья с деревьев опадают из-за недостатка солнечного света и тепла.
Были закреплены знания о знакомых деревьях, форме их листьев и их значении для дерева. Дети учились любоваться красотой родной природы.