Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Тюмени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно-нравственное направление)
«Все цвета, кроме чёрного», 2 – 4 классы
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 15, с учетом авторского курса программыА.Г.Макеевой.
Срок реализации: период обучения
Автор программы:
Жиделева Елена Александровна, учитель начальных классов
____________ / Жиделева Е.А./
2014 год
Содержание
1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования 3
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности 4
3. Описание места курса в учебном плане 5
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности 6
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 7
6. Содержание курса внеурочной деятельности 8
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся 10
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 14

Раздел 1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования с учетом специфики курса
Цель: формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
формировать умение оценивать себя, своё состояние, поступки, поведение;
формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний; 
укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.

Раздел 2. Общая характеристика курса
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Раздел 3. Описание места курса в учебном плане
Всоответствиис учебным планом МАОУ СОШ №15 программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 учебные недели – 34 часа). Курс изучения программы рассчитан для обучающихся 2 – 4 классов.

Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Раздел 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» к концу первого года обучения являются:
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений которые считают опасными;
сформированность важнейших учебных умений и действий.
Метапредметными результатами являются:
культурно-познавательная, коммуникативная компетентности;
приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;
расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Личностными результатами занятий являются:
обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю;
развитие способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие личностных ресурсов детей.
Для более успешного достижения цели профилактики употребления психоактивных веществ, я ознакомилась с программой А.Г.Макеевой«Все цвета, кроме черного». Суть ее не в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ. Важно развить у учащихся представление о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, учащиеся, как младшего возраста, так и подросткового, могут проявить свои творческие, организационные способности.

Раздел 6. Содержание курса
Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.
Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:
1. Отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;
2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении;
3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива;
4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я».
Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.
Работа по программе « Все цвета, кроме чёрного» осуществляется с учащимися 2 класса 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 104 часа в течение 3- х лет). Программа включает следующие разделы: 1 год обучения - «Учусь понимать себя», 2 год обучения - «Учусь понимать других», 3 год обучения  - «Учусь общаться». 
Первый год обучения (2 класс) проводится по тетради «Учусь понимать себя». Занятия помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научится рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.
Основные принципы работы: 1. Возрастной адекватности;
2. Научной обоснованности;
3. Практической целесообразности;
4. Динамическому развитию и системности;
5. Необходимости и достаточности предоставляемой информации;
6. Модульность структуры.
Для эффективности решения поставленных задач использовалась поддержка родителей. Перед началом работы они были ознакомлены с содержанием программы «Все цвета, кроме черного». Им были разъяснены цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться и к собственному здоровью. Ведь самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка – воспитание личным примером. Родители помогали детям работать в рабочих тетрадях дома, что повлияло на просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Раздел 7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
2 класс
№ Наименование разделов и тем Общее количество
часов Виды деятельности
1 Вводное занятие.
Твои новые друзья.
Диагностика «Уровня социальнойадаптированности учащихся».  1 Познакомить уч-ся с содержанием и героями курса.
Выявить уровень социальной адаптированности учащихся в начале курса «Учусь понимать себя»
Формировать умения анализировать свой режим дня, его соответствие требованиям и нормам здорового образа жизни; представление, что неправильно организованный режим дня может стать причиной школьных трудностей.
2 Режим дня.
(презентация) 1 3 Режим дня. 1 Оказание помощи самостоятельно определять и формулировать трудности, возникающие в школе и дома при выполнении домашних заданий; учимся помогать друг другу в трудных ситуациях.
Дать детям представление об их физическом развитии.
Обучение ребят навыкам оценки своего физического состояния; развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние; формирование представления о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности.
4 Как ты растешь.
Как здоровье влияет на самочувствие. 1 5 О вреде курения (презентация) 1 Формировать знания о вредном воздействии табачного дыма на организм человека; пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать уважение к себе.
Обобщить знания детей о вреде курения на организм человека; закрепить у детей позицию негативного отношения к курению; развивать у детей коммуникативные способности; навыки учебного сотрудничества.
6-7 Конкурс плакатов на тему «Курить - здоровью вредить».
(груп. работа) 2 8-9 Что ты знаешь о себе.
Анкета для учащихся "Что ты знаешь о своём здоровье?"
2 Дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития, их физическом развитии. Заполнить таблицу веса и роста на начало учебного года.
Формирование представления о необходимости особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста; рассказать детям о различных изменениях, которые происходят в их организме; познакомить с приемами определения функционального состояния организма;
Обсудить с ребятами проблему человеческого невежества и сделать выводы о том, как можно преодолетьсобственное невежество;воспитывать культуру взаимоотношений;развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.
10 Ты в кругу людей. «Давайте будем вежливы, друзья!»  1 11-12 Дом, в котором я живу.
«Если был бы я волшебником».
(груп. работа) 2 Выполнить рисунок дома в реалистическом или сказочном представлении учеников. Изготовление проекта дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Способствовать становлению внутригрупповых контактов, доброжелательно - спокойной, искренней обстановки в группе, развивать у детей коммуникативные способности.
Дать детям представление о том, что такое настроение.
Развитие у учащихся навыков оценки своего настроения, показать учащимся элементарные приемы, помогающие снять напряжение, регулировать настроение.
13 Твое настроение. 1 14 От чего зависит настроение. «Мы очень разные, но мы вместе»
(презентация) 1 Сформулировать с детьми вывод о том, от чего зависит настроение.
Развивать у детей коммуникативные способности, продолжать учить взаимодействию друг с другом, выражению различных эмоциональных состоянии; формировать установку толерантного сознания учащихся.
15-16 Как ты познаешь мир.
«Органы чувств»
(презентация)
Тренируем память и внимание. 2 Сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об особенностях познания окружающего мира с их помощью.
Оказание помощи детям в осознании необходимости осторожного обращения с неизвестными веществами. Отработать с детьми упражнения по тренировке внимания и памяти.
Осознание необходимости осторожного обращения с неизвестными веществами; Способствовать становлению внутригрупповых контактов; развитие у детей коммуникативных способностей, умения взаимодействия друг с другом.
17-18 Конкурс плакатов на тему «Будь осторожен с неизвестными веществами»
(груп. работа) 2 19 Твои чувства.
Анализируем свои чувства. 1 Дать представление о чувствах человека.
Научить детей анализировать свои чувства.
Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Развивать умения анализировать чувства других людей или литературных героев; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям; расширять речевой диапазон ребёнка.
20 Умение определять чувства и настроение другого человека.
1 21 Как изменить настроение.
Регуляция своего эмоционального состояния. 1 Дать представление о способах изменения настроения.
Развивать познавательный интерес к своему здоровью; привить навыки регуляции своего эмоционального состояния.
Развивать творческие способности; прививать навык регуляции своего эмоционального состояния; учить правильно говорить; расширять речевой диапазон ребёнка.
22 Сказка «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье» 1 23-24 «Краеведческий музей» (презентация).
Экскурсия в краеведческий музей.  2 Познакомить с понятием краеведческий музей, его различными залами, с профессиями, связанными с тем или иным залом, с историческим прошлым Родины; научить работать с различными источниками информации; воспитывать любовь к истории, бережное отношение к историческим источникам изучения нашей Родины.
Научить учащихся оценивать свои поступки.
Формировать понятия о хороших и плохих поступках; развивать умения прогнозировать последствия поступков.
25 Твои поступки.
Последствия поступков. 1 26 Учимся контролировать себя. 1 Развивать самоконтроль, внимание.
Формировать умение распознавать и изображать чувства и настроения других людей.
Развивать межличностное общение в группе.
Сформировать умение общаться в группе, развивать память, внимание.
27 Учимся общаться 1 28 «Не делай этого». «Нет школьному хулиганству». Выставка рисунков.  1 Формировать понятия о хороших и плохих поступках; развивать творческие способности.
Сформировать представление о привычках, их значении в жизни человека.
Развивать умение выработать полезные привычки, умение проявлять силу воли и твердость.
29 Твои привычки.
1 30 Сказкотерапия.
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»  1 Развивать умение выработать полезные привычки, учить правильно говорить; расширять речевой диапазон ребёнка.
Сформировать умение анализировать свой режим дня.
Представить свой режим дня в картинках.
31-32 Твой день. 2 33 Итоговое занятие. Заполнение таблицы в теме «Что ты знаешь о себе».  1 Заполнить таблицу веса и роста на конец учебного года , сравнить и проанализировать результаты.
Выявить уровень социальной адаптированности учащихся в конце курса «Учусь понимать себя», сравнить и проанализировать результаты.
34 Диагностика «Уровня социализации учащихся».
1 3 класс
№ Тема Кол-во часов Виды деятельности
Вводное занятие. 1 формирование представления об опасности наркотизации для физического и социального здоровья человека;
развитие у детей и подростков умения оценивать свои действия и поступки, прогнозировать их возможные результаты, формирование представления о личной ответственности за своё поведение;
развитие ценностного отношения к своему здоровью, готовности заботиться и укреплять здоровье;
развитие навыков эффективной социальной адаптации у детей и подростков;
развитие сферы интересов и увлечений у детей и подростков;
развитие сотрудничества школы и семьи учащихся, формирование единого воспитательного пространства, в котором осуществляется педагогическая профилактика;
развитие и укрепление внутрисемейных связей учащихся и их родителей
Что изменилось за год. 1 Наблюдение за изменениями, произошедшими
в своем организме. 2 Как научиться разговаривать с людьми. 2 Знакомство с формулами общения. 2 Что такое интонация. 2 Роль интонации в общении людей. 2 Роль мимики и жестов в общении людей. 2 Трудности в общении людей и способы их преодоления. 3 Значение доброжелательных отношений между людьми. 3 Как научиться преодолевать трудности. 2 Ценность дружбы. 2 Как понять друг друга без слов. 2 Для чего нужна улыбка. 2 Умеешь ли ты дружить. 2 Заключительное занятие. 1 Праздник общения 3 4 класс
№ п/п Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Кол-во часов
Кто я? Мои силы, мои возможности (12ч)
1 Моё лето Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях. (Р)
Обогатить представления о собственных возможностях и способностях. (П)
Учиться самостоятельно решать проблемы общения. (К) 1
2 Кто я? 1
3. Какой я? Большой или маленький? 1
4 Мои способности 1
5 Мой выбор, мой путь 1
6 Мой внутренний мир 1
7 Кто в ответе за мой внутренний мир? 1
8 Нужно ли человеку изменяться? 1
9 Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. 1
10 Кого я могу впустить в свой внутренний мир? 1
11 Что значит верить? 1
12 Право на уважение. 1
Учусь общаться (16ч)
13 Что вы знаете друг о друге. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. (Р)
Строить речевое высказывание в устной форме. (Р)
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя. (П)
Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П)
Учиться работать в паре и в группе. Выполнять различные роли. Слушать и понимать речь других ребят. (К) 1
14 Твой класс 1
15 Кто твой друг 1
16 Как научиться жить дружно 1
17 Умение слушать и слышать. 1
18 Как помириться после ссоры 1
19 Какой у тебя характер 1
20 Самопрезентация1
21 Как воспитывать свой характер. 1
22 Учусь высказывать свое мнение 1
23 Как сказать «нет» и отстоять свое мнение 1
24 Нарушение прав других людей может привести к конфликтам 1
25 Как разрешить конфликты мирным путём? 1
26 Искусство спора. Доказательство и убеждение. 1
27 Безопасное общение в интернете 1
28 Фантастическое путешествие 1
Моё будущее (6ч)
29 Моё детство Планировать цели и пути самоизменения. (Р)
Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости. (П)
При работе в группе учитывать мнение товарищей. (К) 1
30 Моё будущее 1
31 Кем бы я хотел стать? 1
32 Хочу вырасти интеллигентным человеком. 1
33 Хочу вырасти здоровым человеком. 1
34 Итоговое занятие 1
Раздел 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
К – комплект
Д – демонстрационный
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения 1 Основная и дополнительная литература
1.Сказка о тебе и других. (Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ, для детей из асоциальных семей) Москва, 2005.
 2. Право и закон. Программа по правовому воспитанию. Ж. Практика административной работы в школе. №1 2008.
3. Права ребёнка. Ж. Справочник классного руководителя. №12 2007.
4. Стать принцессой за 8 часов или уроки сказкотерапии. Ж.Здоровье школьников. №7, 2006.
5. Ваши права. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002.
6. Все цвета, кроме чёрного. Макеева А.Г. 2002.
7. Конвенция о правах ребёнка. Д