Рабочая программа по внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного



Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новосельская основная общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Новосельская ООШ
________________Антонова Т.А.
«_____»_______________2015 г.

















Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Все цвета кроме черного» 2 класс


















Составитель: Постникова Наталия Викторовна
Учитель первой категории


2015 год
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте происходит развитие психических, психофизиологических характеристик ребенка, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Особенностью развития ребенка в 6 -8 лет является недостаточное умение произвольно регулировать процесс восприятия по инструкции; затруднение в выделении наиболее существенных признаков поступающей информации. В этом возрасте эмоциональные стимулы наиболее значимы- вызванные биоэлектрические реакции мозга на эти стимулы в полтора- два раза превышают оветы на нейтральные раздражители.
Дети полнее и глубже анализируют информацию, если она эмоционально привлекательна.
Л.С.Выготский писал об этом: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы обучения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике... Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса».
При организации целевого воздействия на ребенка младшего школьного возраста следует учитывать и особенности его внимания. Внимание- одна из важнейших психофизиологических функций- обязательное условие результативности любого вида деятельности (восприятие реальных предметов и явлений, мысленные операции с числами, словами, образами и т. п.)
По Д.А.Фарбер: «Роль внимания состоит в создании общей мобилизационной готовности к деятельности и ее избирательной функциональной организации в соответствии с конкретными задачами и потребностями. Наблюдая за непосредственными реакциями ребенка, можно составить представление о многих сторонах его психической жизни- основных интересах, потребностях, эмоциональном тоне, особенностях восприятия и внимания. Уже простое наблюдение показывает: внимание по- разному проявляется у одного и того же ребенка- то он легко отвлекается, переключаясь с одного предмета на другой, то так бывает захвачен какой-то деятельностью, что перестает реагировать на окружающее».
Если такие характеристики внимания, как объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость, сильно выражены, то они «хороши» при соответствии особенностям той деятельности, в которую ребенок вовлечен по собственной инициативе либо которая предложена ему взрослами или сверстниками. При таком соответствии именно внимание становится регулятором деятельности, повышает эффективность, являясь надежным союзником в развитии познавательной деятельности ребенка.
Построение рабочих тетрадей предполагает активное включение ребенка в организацию работы: самостоятельный анализ и оценка ситуаций поддерживают активное внимание ребенка в процессе занятий.
В 6 -8 лет у ребенка интенсивно формируются механизмы произвольного внимания. Ребенок уже способен планировать ближайшие действия и организовывать их в соответствии с задачами, которые ставят перед ним взрослые. Однако эта способность еще очень нестойка и произвольное внимание ребенка легко переключается на интересы, непосредственно привлекающие его.
У школьников 1-2 классов еще не развита устойчивость внимания, что особенно проявляется при выполнении ими умственных действий.
Поэтому на этапе интенсивного формирования механизмов произвольного внимания, который рассматривается как сенситивный ( особо чувствительный к развитию этой характеристики восприятия и мышления), необходимо оказывать целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее его развитию.
В младшем школьном возрасте происходит и качественные изменения памяти. Память развивается в двух направлениях- формируются произвольность и осмысленность.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу , и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе.
Таким образом, одним из главных направлений этой программы, как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.
Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, но и как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития...» (В.В.Давыдов).
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения; вырабатываются умения принимать правилаа, инструкции, следовать заданному алгоритму; формируются познавательные интересы.
Школьная практика опирается на реактивное обучение- т. е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе.
Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации. Во все занятия программы включены различные игры.
По мере того как развивается память, от непосредственного запоминания, свойственного дошкольникам, к запоминанию, опосредованному конкретными смысловыми задачами, освоение учебного материала происходит за счет его осмысления, а не формального повторения. Эта особенность также учтена при разработке УМК «Все цвета, кроме черного».
Несмотря на усилия взрослых (медиков, юристов, педагогов, родителей) число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, все больше оказывается девочек.
Трудно найти человека, который бы не знал, что наркотики опасны. Ощущение приятного служит показателем того, что с помощью определенного фактора внешнего мира можно реализовать ту или иную потребность. Изначально это служит своеобразным подкреплением. Типичное заблуждение. С ним не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о подростках.
Как это сделать, если в силу занятости взрослых, дети представлены сами себе, лишены родительского внимания и заботы. Часто чувствуют себя непонятыми, отверженными. Подростки, живущие в ситуации затяжных конфликтов, вынуждены самостоятельно решать проблему социальной адаптации. Ищут ответы на волнующие их вопросы, поддержку и внимание на их лице.

Цель ее:
-Улучшение успешности освоения учебной деятельности посредством реализации программы: «Все цвета, кроме черного»;
- вытеснить за счет средств воспитания и обучения из сферы интересов детей и подростков форм активности, сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Для более успешного достижения цели профилактики употребления психоактивных веществ я ознакомилась с программой А.Г.Макеевой «Все цвета, кроме черного». Суть ее не в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ. Важно развить у учащихся представление о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, учащиеся, как младшего, так и подросткового возраста, могут проявить свои творческие, организаторские способности.
Применив «Все цвета, кроме черного» на практике, мне стало ясно, что работа системная и строится по принципу спирали: каждое следующее занятие углубляло, расширяло и дополняло те знания и навыки, которые дети получали на предыдущем занятии. Важно привить ребенку навыки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Каждая ситуация была «проиграна» с одноклассниками. Предлагались различные задания на закрепление формул общения в новых для ребенка ситуациях. Коллективная работа в классе предполагает широкое использование вариантов игр: ролевая, сюжетно-ролевая, образно-ролевая, тренинговые игры.
Использованы также дискуссионные формы и метод проектной деятельности.
Таким образом, школьник является не просто слушателем, воспринимающим готовую информацию, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, поведенческих схем, формирует свое собственное отношение к этим проблемам. Учитывая возрастные особенности учащихся, занятия можно разделить на несколько этапов.
Так, занятия по курсу «Учусь понимать себя» (2-ой класс) помогают детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, на занятиях дети учатся рассказывать о себе другим. Дети на тренинговых занятиях учатся управлять своими чувствами.
Занятие в третьем классе проходят по курсу «Учись понимать других».
Они направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивают поступки других людей.
На формирование навыков общения, а также способов оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки направлены задания в четвертом классе. «Учусь общаться»- так назван курс, который является логическим продолжением предыдущих курсов. В четвертом классе сделано обобщение знаний, освоенных на предыдущих этапах обучения, на новом уровне рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.

Для успешного достижения цели, были поставлены задачи:
Оздоровительные задачи:
-создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
-дозировка нагрузок, частая смена деятельности.
Образовательные задачи:
-создание условий для успешной адаптации в школе, классе.
-обучение планированию, включение в деятельность упражнений по взаимоконтролю и самоконтролю.
-формирование познавательных интересов представления о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, позволяющей реализовать потребность в признании, общении;
-получение новых знаний, укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;


Воспитательные задачи:
-формирование способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
-развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к различному соблазну;
-формировать умение общаться в классном коллективе, уметь распределять свои силы и время, быть сдержанным, как развивать свои способности и добиваться поставленной цели;
-формировать установки на здоровый образ жизни;
-развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).

Механизм реализаци:
Программа «Все цвета, кроме черного» выстроена по 5 направлениям:
физическое здоровье; психическое здоровье; межличностное общение; коммуникативные способности; развитие внимания, памяти, мышления.
Реализуется во внеурочной деятельности по ФГОС в 1 и 2 классах, рассчитана на 1 год (2 часа в неделю).

Основная форма работы: групповая.
В реализации программы принимают участие дети, их родители, руководитель кружка, медицинский работник.

Результаты освоения программы.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально- волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее, полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Например, упражнение на развитие внимания может одновременно способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие- либо новые стороны своего Я. С другой стороны, каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, с другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи сотавляет определенную проблему. Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксации технике и др. Игр должно быть 2-4, некоторые из которых были разучены на прошлом занятии.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось- не понравилось, было хорошо было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах обучения, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметными результатами являются:
- культурно- познавательная, коммуникативная компетентности;
- приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;
- расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.

Личностными результатами занятий являются:
-обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю;
-развитие способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми
и сверстниками;
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.





















Планирование для 2-го класса


Дата проведения
Тема
Содержание материала


по плану
фактически




1-4


Твои новые друзья
Знакомство учащихся с содержанием и героями курса. Представляя курс, необходимо объяснить детям его цели – они научатся определять свое настроение, свои чувства, справляться с плохим настроением.

5-8


Как ты растешь
Цель – дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития. Знакомство детей с приемами определения функционального состояния организма;

9-14


Что ты знаешь о себе?
Цель: дать детям представление об их физическом развитии. Обучение ребят навыкам оценки своего физического состояния; развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние

15-19


Твое настроение
Цель – дать представление о том, что такое настроение и о чего оно зависит. Развитие у учащихся навыков оценки своего настроения. Показать учащимся элементарные приемы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение.

20-22


Как ты познаешь мир
Цель- сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об особенностях познания окружающего мира с их помощью. Занятие содержит блок заданий, носящих исследовательский характер.

23-25


Твои чувства
Дать представление о чувствах человека. Задачи – научить детей анализировать свои чувства; развить умение анализировать чувства других людей или литературных героев.

26-28


Как исправить настроение?
Дать представление о способах изменения настроения. Привитие навыков регуляции своего эмоционального состояния; развить познавательный интерес к своему здоровью

29-30


Твои поступки
Цель: научить учащихся оценивать свои поступки. Задания этой темы помогут сформировать понятие о хороших и плохих поступках, развить умение прогнозировать последствия поступков

31-33


Твои привычки
Цель – сформировать представление о привычках, их значении в жизни человека.











Литература.
1.М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного»
Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.
(пособие для педагогов).
2.М.М.Безруких -Учусь понимать себя ; рабочая тетрадь.
3.М.М.Безруких - « Все цвета, кроме черного» -Книга для родителей.
4.М.М.Безруких - «Все цвета, кроме черного»- Учусь общаться -рабочая тетрадь.
5.Л.С.Выготский; Д.А.Фарбер- «Возрастные особенности младших школьников».
6.Д.А.Глазунов- Приоритетные направления развития по возрастным категориям.
«Развивающие занятия». Методическое пособие с электронным приложением.
7.Особенности учебной деятельности младших школьников. В.В.Давыдов
15