Рабочая программа по внеурочной деятельности Все цвета кроме черного


Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № _______________ Зам. Директора школы по УВР Директор МБОУ Дубковской СОШ
_______________Д.О. Такидзе ____________Щ.Б. Шервашидзе ______________А.Н.Калинин«___» ____________2013г. «___»__________2013г. «___»_________2013г.



Рабочая программа
по внеурочной деятельности
тема: «Все цвета кроме черного»
для учащихся 3 - их классов на 2013-14 уч. год
Педагог-психолог: Бадеян Г.С.
г. Одинцово
                     «Все  цвета, кроме черного»
                                              (Учусь понимать  других.Содержание
1.Введение (пояснительная записка).
2.План проведения занятий по курсу тренинга «Все цвета, кроме черного».
3.Материально- техническое обеспечение.
4.Перечень методов, педагогические технологии.
5.Ход занятий.
6.Список используемой литературы.
                                        Введение
    Учебная  деятельность  понимается  не  только  как  проявление  интеллектуально-познавательной  активности  детей,  но и  как  «...явление  целостной  и  полнокровной  жизни  детей  в  школьный  период  развития...» (В.В. Давыдов).
       Успешность  освоения  учебной  деятельности,  прежде  всего,  заложена не  в  ранней программной   подготовке  дошкольника,  а  в  полноценном  освоении  игровой  деятельности. Так,  в  частности,  в  процессе  развития  сюжетной  игры  расширяется  кругозор,  формируется   воображение,  произвольность  поведения;  вырабатываются  умения  принимать  правила,  инструкции,  следовать  заданному  алгоритму;  формируются  познавательные  интересы.
       Сформировавшийся  мотивационный  компонент  готовности  к  обучению, подкрепляясь  развитыми  познавательными  процессами (память, внимание, воображение)  и  первичной   подготовкой  к  школе,  позволяет  младшему  школьнику  успешно  преодолеть  период  адаптации.  Во  все  занятия  программы  включены  различные  игры.  
 По  мере  того  как  развивается  память, от  непосредственного  запоминания,  свойственного  дошкольникам,  к  запоминанию, опосредованному, конкретными смысловыми  задачами,  освоение  учебного  материала  происходит  за счет  его  осмысления,  а  не  формального  повторения.  Эта  особенность  также  учтена  при  разработке  УМК «Все цвета,  кроме черного».
Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой.Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации.
В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений понимания человека как индивидуальность. Занятия направлены также на предупреждение вредных привычек и формирование правил здорового образа жизни.
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Во время занятий школьник является не просто слушателем, воспринимающим готовую информацию, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, поведенческих схем, формирует свое собственное отношение к этим проблемам.
Во время занятий помогаем детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, рассказать о себе другим, объяснить, что ненужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими.
Учебный план и программа третьего года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование навыков и умений полученных на занятиях первого и второго года. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.
Цель: способствовать активной социализации обучающихся.
Задачи.
Познакомить обучающихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика, пантомимика).
Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
Развивать отрицательное отношение к безучастному отношению к проблемам других.
Развивать умение принимать настроение других людей.
Воспитывать доверительное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы других не перебивая.
             
 Тематический  план  занятий
                             («Учусь  понимать  других »- 3 класс)
№ тема Кол-во ч. Содержание
1 Вводная часть
Настроить на деловой ритм, создать комфортную психологическую обстановку.
Сообщить тему, задачи и план занятия 1ча.
1.Приветствие друг друга.
Психолог приветствует детей (доброе утро (день), здравствуйте.) Ученики отвечают, если не получается ответ, то психолог просит повторить слово - приветствие за ним.
2.Игровое упражнение «Мое настроение» (Ученики выбирают цветную карточку-настроение и крепят её на «Дерево - настроение»)
3.Сообщение темы, задач
2 Основная часть1.Познакомить обучающихся с эмоциональными средствами передачи настроения (интонирование речи, мимика, пантомимика).
Развивать умение работать в паре по инструкции психолога.
2.Формировать умение передавать чувства тактильно.
3. Развивать умение принимать настроение других людей.
4. Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
1.Беседа «Учусь понимать других».
Психолог рассказывает детям о том, что можно говорить не только словами, но и жестами, лицом, движениями. Приводит примеры жестов, изображает эмоции мимикой, передает простой сюжет пантомимикой.
2. Практическая деятельность (работа в паре) Изготовление масок по шаблонам.
Психолог распределяет роли в задании. Один ученик вырезает маски, другой ребенок раскрашивает маски, психолог пришивает резинку в маску.
3.Игра «Маски».
Ученики надевают маски, передают настроение этой маски.
4. Игра «Руки»
Психолог предлагает ученикам подняться и стать друг против друга. Затем предлагает познакомиться друг с другом руками, поссорится руками, помирится руками.
5.Игра «Я чувствую…….»
Психолог раздает ученикам карточки с изображением эмоций. Просит учеников назвать изображенную эмоцию. В случае ошибки психолог сопровождает изображенную на картинке эмоцию мимикой, привлекает внимание к своему лицу, а затем к изображению на картинке, подталкивает наводящим вопросом. После того как эмоция названа правильно психолог просит изобразить её перед зеркалом.
6. Упражнение «Интонационные этюды»
Ученикам предлагается произнести фразу «Угости меня конфеткой» грустно, весело, испуганно, обиженно. Психолог поддерживает учеников, вносит коррективы в неправильное интонирование, просит произнести так, как произнес он. В ходе выполнения упражнения используется натуральный продукт – конфеты. Затем ученики угощают друг друга конфетами. Благодарят за угощение
3 Заключительная часть
Итоговый контроль. 1ча. Диагностическая работа, тесты, беседы.
Ребята давайте улыбнемся друг другу и скажем вместе «Мы молодцы».
Календарно-тематическое планирование
№ тема Сроки Вид деятельности Форма проведения занятия Форма контроля
1 Знакомство 1ч. 09.13 Познавательная, игровая Беседа, игры Задать вопросы
2 Уроки здоровья 1ч. Познавательная, игровая беседа Рисунок человека
3 Сделай правильный вывод (о еде) 2ч. 10.13 Познавательная, игровая беседа Рисунок «Мой режим дня»
4 Умей сказать нет 2ч. Познавательная, игровая, игровая Беседа, рисование, упражнения Рисование, отвечать на вопросы
5 Дари сердечное
Тепло 2ч. 11.13 Познавательная, игровая Беседа, игры Письменно отвечать на вопросы
6 Прощай тетушка скука. 2ч. Познавательная, Игровая Беседа, упражнения Рисунок (мои чувства7 Мы сильнее черных братьев 2ч. 12.13 Познавательная, игровая Беседа, упражнения тренировка памяти, внимание Техника «дыхательные упражнения»
8 Посеешь привычку-пожнешь характер 2ч. Познавательно-игровая тренируем наша внимание, память, наблюдательность тестирование
9 Моя семья 2ч. 01.14 Познавательно-игровая Беседа, научить детей анализировать свои чувства Отвечать на вопросы письменно
10 Давай дружить 2ч. Познавательно -игровая Беседа, тренинги, упражнения игра
11 Учусь общаться 2ч. 02.14 развивающиеся Беседа, упражнения Классификация понятий
12 Что вы знаете друг о друге 2ч. Познавательная, развивающиеся Беседа, игры Тест корректурная проба
13 Твой класс 2ч. 03.14 Развивающиеся Тренинги, упражнение, тесты тестирование
14 Кто твой друг 2ч. Развивающиеся Беседа, тренинги, упражнения, тесты Рисуем свои чувства
15 Как научиться жить дружно 2ч. 04.14 Развивающиеся занятия Беседа, рисование рисование
16 Как помириться после ссоры 2ч.
05.14 Развивающиеся, игровая Беседа, тренинги, упражнения упражнение
17 Какой у тебя характер, как воспитать свой характер 2ч. Диагностическая работа Тесты, беседы Тестирование
18 Контрольная работа 2ч. Диагностическая работа Тесты, беседы Тестирование
Содержание тем.
Тема 1. Знакомство
Приветствие друг друга.
Психолог приветствует детей (доброе утро (день), здравствуйте.) Ученики отвечают, если не получается ответ, то психолог просит повторить слово - приветствие за ним.У детей формируется представление о дружбе. У них сформирована мотивация познание одноклассников, желание самораскрытия.
Тема 2. Уроки здоровья
У детей формируется представления о бережного отношения к собственному здоровью в период роста, представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития, их физическом развитии.
Тема3. Сделай правильный вывод (о еде)
У детей формируется, забота о здоровье, умений анализировать свой режим дня, в соответствии требованиям и нормам здорового образа жизни; представление о том, что не правильно организованный режим дня может стать причиной школьных трудностей.
Тема 4.Умей сказать нет.У детей формируется представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит. Формируется навыки оценки своего настроения, узнают причин плохого и хорошего настроения.
Тема 5. Дари сердечное Тепло
Формируется представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира с их помощью.
Тема 6. Прощай тетушка скука.
Формируется представление о чувствах человека, способность анализировать свои чувства, чувства других людей или литературных героев.
Тема 7. Мы сильнее черных братьев
Формируется: навык уметь сказать нет, представление о способах изменения настроения, навыков регуляции своего эмоционального состояния, развитие познавательного интереса к своему здоровью.
Тема8. Посеешь привычку-пожнешь характер
Учатся оценивать свои поступки, формируется представления о хороших и плохих поступках, умение прогнозировать последствия поступков.
Тема 9. Моя семья
Формируется представления о привычках, их значение в жизни человека. Формируется навык выработать полезные привычки, умение проявлять силу воли и твердость.
Тема 10. Давай дружить
Формируется представления о межличностного общения в группе, представление вербального и невербального общения, язык жестов.
Тема 11. Учусь общаться
Формируется представления о мышлении, о процессах мышления (обобщения, анализ, синтез, классификация, группировка). Формируется умение произвольно запоминать.
Тема 12. Что вы знаете друг о друге. Формируется представления о внимании, о свойствах (переключение, концентрация, распределения) , формируется навыки развития произвольного внимания.
Тема 13. Твой класс. Формируется представления о межличностного общения в группе, представление вербального и невербального общения, язык жестов.
Тема 14. Кто твой друг. У детей формируется представление о дружбе. У них сформирована мотивация познание одноклассников, желание самораскрытия.
Тема 15.Как научится жить дружно. Учатся оценивать свои поступки, формируется представления о хороших и плохих поступках, умение прогнозировать последствия поступков. Формируется представления о воображения, умение развивать свое воображение.
сформировать  умение  сосредотачиваться,  умение  изображать  чувства  и  настроение  других.
Тема 16. Как помириться после ссоры
Формируется представления о восприятия , о произвольного восприятия, умение распознавать и отличить чувства от настроения.
Требования к уровню подготовки.
Сформированное представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
Сформированное представление о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, позволяющий реализовать потребность в признании, общении не прибегая к ПАВ.
Укрепление веры ребенка в свои силы, умение преодолевать возникающие трудности.
Способность эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Развитие, расширения кругозора в сфере актуальных интересов.
Материально- техническое обеспечение
Необходимые материалы:
Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.
Технические средства:
компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся 3 класса.
Музыкальное оформление:
музыкальный центр, записи с песнями, используемые на занятиях.
Список используемой литературы:
       1.М.М.Безруких -  Учусь  понимать  себя ; рабочая  тетрадь.
       2.М.М.Безруких - « Все  цвета,  кроме  черного» - Книга  для  родителей.
       3.М.М.Безруких - «Все  цвета, кроме  черного»- Учусь  общаться - рабочая  тетрадь.
       4.Л.С.Выготский; Д.А. Фарбер - «Возрастные  особенности  младших  школьников».
       6.Д.А.Глазунов - Приоритетные  направления  развития по  возрастным категориям.
«Развивающие  занятия». Методическое  пособие с электронным  приложением.
       7.Особенности  учебной  деятельности  младших  школьников. В.В. Давыдов.
8. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2003г