Статья: Влияние семейных отношений на формирование личности ребенка, имеющего нарушения в развитии

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. Ю. Долгушина
ТОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Не думайте о том, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспи-
тываете его в каждый момент его жизни.
А. С. Макаренко.

В толковых словарях русского языка слово «семья» расшифровывается сугубо формально как объединение лиц, связанных кровно – родственными или брачными отношениями. Следует помнить, что семья – это первая ступень общества. Именно в семье закладываются основы физического развития ребенка, нравственности, формируется гармонически развитая личность человека. В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки самостоятельного труда. Обеспечение семейного воспитания, его содержательность и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
По мнению многих педагогов (Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, А.Г. Харчев) целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут ребенку преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на его жизненном пути [1].
Известно, что эмоциональное начало пронизывает все стороны нашей натуры, его нельзя отделить от характера человека, ни от его поступков. А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хороши дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».
Исследования психологов и педагогов показывают, что от взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. И. П. Павлов утверждал, что эмоция для человека является своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Отрицательное эмоциональное состояние близких людей передаётся ребёнку и проявляется у него в виде лабильности настроения, сложности адаптации к новым условиям жизни, ярко выраженной тревожности. Именно в семьях, где у детей есть какие-либо нарушения в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ребенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Ребенок с какими-либо отклонениями в развитии лишает родителей многих возможностей. Создается психологическое противоречие между развитием новых отношений в семье и невозможностью их осуществления, которое усугубляется в случае единственно возможного ребенка. А. С. Спиваковская отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями в развитии, отличаются неадекватностью, ригидностью, сиюминутностью в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью [2].
Отношение родителей к ребёнку, имеющему нарушения в развитии может быть различным: внимательным, боязливым, тщеславным, сердитым, раздражённым или общительным, уравновешенным, уверенным, обнадёживающим. На выбор воспитания влияет тип темперамента родителей, их совместимость, традиции и нравственные устои семьи.
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов (Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухард) выделяют фазы психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением.
I фаза характеризуется состоянием растерянности, страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребёнка с дефектом развития ощущение беспомощности.
II фаза – отрицание поставленного диагноза и негативизм. Это является своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности и тревоги.
III фаза – родители принимают диагноз и понимают его смысл, погружаются в глубокую депрессию, чувствуют угрызения совести, горе.
IV фаза - самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Родители изменяют свой образ жизни, меняют цели и жизненные ценности. По мере роста и развития ребёнка в семье возникают новые проблемы и стрессовые ситуации, к которым родители не готовы [3].
С целью выявления фаз психологического осознания факта рождения ребенка с нарушением в развитии было проведено анкетирование семи семей, имеющих детей с общим недоразвитием речи. Дети учатся в 4 классе ТОГБОУ «Школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. На начало учебного года в 4 классе обучалось семь детей, двое из которых по желанию родителей были переведены в другие образовательные учреждения. В начале первой четверти на родительском собрании родителям была предложена анкета, состоящая из семи вопросов и нескольких вариантов ответов к каждому вопросу.


Анкета для родителей
«Ваш ребенок отстает в развитии»
Как вы узнали, что ребенок отстает в развитии?
а) Сказали врачи.
б) Сказали воспитатели.
в) Заметили сами.
2. Узнав, что ваш ребенок отстает в развитии, что вы сразу почувствовали?
а) Вину, угрызения совести.
б) Безысходность, растерянность.
в) Понимание, желание помочь ребенку.
3. Как вы относитесь к этому сейчас?
а) Спокойно. Почему?
б) С сожалением. Почему?
в) Стараемся исправить положение. Каким образом?
4. Как вы относитесь к своему ребенку?
а) Понимаете и принимаете его таким, каков он есть.
б) Жалеете его и выполняете все его просьбы.
в) Относитесь к нему, как к обычному ребенку.
г) Стараетесь помочь все сделать самому.
5. Появились ли у вас проблемы или разногласия в семье?
а) Да.
б) Нет.
6. Как вы относитесь к требованиям ребенка?
а) Стараетесь выполнить сразу.
б) Заставляете объяснить, что надо малышу.
в) Заставляете ребенка все делать самостоятельно.
7. Как вы думаете, кто должен заниматься с ребенком?
(Ваши варианты ответов).

Родителям было рекомендовано заполнить анкету в домашних условиях.
При анализе анкет выявлено, что четыре семьи сами обратили внимание на то, что ребенок имеет отклонения в развитии речи. Двум семьям сказали воспитатели дошкольных учреждений и одной семье сообщили врачи при прохождении планового медицинского осмотра. У пяти семей была безысходность, растерянность, а у двух – угрызения совести, вина перед ребенком. Ни у одной семьи не возникло желание сразу помочь своему ребенку преодолеть имеющиеся нарушения в речи.
В настоящее время четыре семьи стараются исправить положение. Они регулярно посещают врача – невролога, выполняют рекомендации педагогов, сами дополнительно занимаются с ребенком, чтобы он стал полноценным членом общества. Две семьи относятся с сожалением к нарушению в речи, которое имеется у их ребенка. По мнению этих родителей, если бы во время беременности матерями были соблюдены все рекомендации врачей, возможно дети были здоровы и обучались в общеобразовательном учреждении.
Пять семей принимают ребенка таким, каков он есть, стараются помочь ему, а иногда и заставляют делать все самостоятельно. Две семьи жалеют своего ребенка и стараются выполнять все его требования.
По данным анкет в семьях, имеющих детей с нарушениями в речи, не возникли разногласия между родителями и проблемы. По мнению всех опрошенных обучением и воспитанием детей с нарушениями в речи должны заниматься родители, учитель, воспитатель, логопед, психолог.
Таким образом, детей 4 класса можно условно разделить на две группы. Это подтверждается наблюдениями педагогов и анкетными данными родителей.
В первую группу входят дети, с которыми занимаются родители по рекомендациям врачей и педагогов. Такие дети хорошо осведомлены об окружающем мире, в своей речи используют различные средства выразительности, у них достаточных словарный запас. Они могут составлять рассказы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, понимают содержание прочитанного текста и могут после первичного его восприятия ответить на вопросы, пересказать и дать оценку действующим лицам. Дети хорошо успевают по всем предметам, на уроках активны и внимательны.
Вторая группа – это дети, которых родители жалеют и выполняют за них задания. У таких учащихся словарный запас ограничен, осведомленность об окружающем мире низкая. Они испытывают трудности при пересказе, составлении предложений и рассказов. Дети не уверены в своих силах, плаксивы, рассеяны. Они не умеют творчески мыслить, в учебе боятся сделать ошибки и без помощи педагога не могут приступить к выполнению заданий.
Из всего выше изложенного можем сделать вывод, что взаимоотношения ребёнка, имеющего нарушения в развитии речевой деятельности с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребёнка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребёнку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности в целом. Со стороны родителей должно сохраняться и развиваться внимательное отношение и разумная требовательность к своему ребёнку.
Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной и трудовой деятельностью.





Литература:

[1] Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
[2] От Я до Мы: Азбука семейной жизни/ Сост. С.В. Ковалев – М.: Педагогика, 1990.
[3] Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Academia, 2002.













15