ВЛИЯНИЕ ВНУТРИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. Социальный педагог Оксана Юрьевна Сокурова
МБОУ СОШ №1 пгт. Тымовское

Существовало некогда расхожее мнение, что «дети не живут, а жить готовятся». Но, как сказал поэт С. Маршак, «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». В самом деле, ранний период становления личности чрезвычайно важен, и от того, насколько полноценно ребенок проживает это время, зависит во многом и возможность его будущей самореализации. Психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка со взрослыми, семейный микроклимат – всё это формирует детскую личность. Естественно, что основную роль в создании этих условий играют родители.
Влияние родительского отношения начинается ещё до рождения ребёнка. Родители определяют его жизнь уже тогда, когда он находится в утробе матери. Восприятие беременности, отношение к ещё не рожденному ребенку, ожидания и переживания по его поводу закладывают основы его будущего. Женщина, которая ждёт свое чадо с радостью, готовит почву для счастливой жизни своего ребенка. В случае же негативного отношения ребёнок ещё в утробе получает отрицательную установку на жизнь.
В психологической практике встречаются такие случаи. Например, во время беременности у женщины была депрессия. Несмотря на внешнее благополучие, мысль о том, что у неё будет ребенок пугала её, и она все время думала, что её сын вырастет бродягой, лжецом, вором, бездельником и бессердечным эгоистом. Позднее, на приеме у психолога по поводу проблем с дочерью, выясняется, что ошиблась она только в одном: родилась дочь, а не сын. Всё остальное, о чём она «мечтала», сбылось, поскольку ещё до рождения ребенок вместо необходимой ему любви получал в избытке негативное отношение и приобрел соответствующую установку.
После рождения малыша начинается второй этап влияния родительского отношения на ребёнка – этап воспитания. Воспитание начинается с самого первого дня и происходит постоянно, а не только в специально отведенное для занятий с ребенком время.
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда Вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, что читаете – всё это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями. А если дома вы грубы, хвастливы, или вы пьянствуете, или оскорбляете мать, вы уже воспитываете его плохо, и ваше поведение будет иметь печальное последствие» (А. Макаренко).



Все ваши слова, поступки, взгляды, интонации – всё отпечатывается в сознании ребенка, записывается в его памяти. Так вы формируете его характер. «Характер» в переводе с греческого и означает «чеканка».
Это закономерно, поскольку основным механизмом воспитания является простое подражание. Дети повторяют поведение родителей и закрепляют на всю жизнь. Причём пока дети маленькие, у них преобладает зеркальное подражание внешним поступкам и привычкам, а вот позже, вступая в отрочество, ребёнок начинает копировать внутреннюю позицию родителей: отношение к людям, событиям, поступкам. И совсем не всегда дети подражают положительным образцам; зачастую отрицательные примеры представляются им более сильными, яркими и привлекательными.






Опыт общения, понимания другого человека, его чувств, целей, стремлений, мотивов его действий ребенок получает у себя дома. Если семьи нет, то он сильно отстает в развитии. Причем отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной сфере ребенок, не получивший соответствующего качества контактов в раннем возрасте, остается «слепым» на всю жизнь. Внешне он может быть весьма эмоционален: плачет, смеется, кричит не меньше, а даже больше других. Но это говорит скорее о возбудимости его нервной системы, о её слабости, нежели о чувствах. Такому ребенку чрезвычайно трудно ориентироваться в переживаниях других людей, трудно поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду или радость.
Иногда аналогичная картина развития, а вернее недоразвития, эмоциональной сферы встречается у детей, имеющих и внешне благополучную семью. Можно выделить несколько типов таких семей.
Семья, в которой на ребенка, в особенности на его переживания, не обращают внимания, ограничиваются лишь необходимым уходом за ним, одевают, кормят, лечат, делая это равнодушно или с плохо скрываемым раздражением.
Семья, где отвергающая позиция родителей не так явно выражена, но вреда она приносит не намного меньше. Дети в таких семьях чаще нежданные, нежеланные. Это «условно желанные» дети, которые являются для матери, например, средством привязать к себе и удержать мужчину. Таких детей ждут без радости, они воспринимаются как осложнения жизни, помеха, и в семье постепенно формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаются разрешить свои проблемы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами: истериками, грубостью, агрессией. Они как бы мстят родителям за равнодушие и нелюбовь.
Семьи, где детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают их очень строго, ориентируясь на то, «как положено», «как надо». Родители не обращают внимания на детскую жизнь своего ребёнка, на его переживания и чувства. Игнорирование индивидуальных особенностей ребёнка, его переживаний в сочетании с холодностью, сухостью родителей, привычкой к подавлению детских эмоций приводит к тому, что дети в таких семьях «наживают» невротические расстройства, которые проявляются в будущем.
Иная картина наблюдается в так называемых тревожных семьях. Постоянное напряжение матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих её ребенку, чрезмерное оберегание его от воображаемых опасностей создают климат, насыщенный отрицательными эмоциями. Ребёнку передаются чувства страха и неуверенности от матери, он становится зависимым от родителей, жить может только «под охраной» близких, не решается на самостоятельные действия. Ребёнка стараются оградить от контактов со сверстниками, лишают его опыта общения.
В семье все прислушиваются к желаниям ребёнка, но никто не учит его обращать внимание на чувства других людей. Столкнувшись с людьми, он ждёт только привычной для него любви к себе, страдает от её недостатка, а сам не умеет и не хочет дарить любовь. В результате такого гиперактивного воспитания вырастают ленивые, пассивные, инфантильные люди, не способные к ответственности и принятию решений. Они, как правило, несчастны, мучительно переносят недостаточное, с их точки зрения, внимание к ним.
Семьи, для которых характерны беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная, строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка. Или наоборот: суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Сочетаний много, и результаты соответственно могут быть разными.
Кроме перечисленных типов семей неполные семьи тоже можно отнести к семьям с потенциально неблагоприятными для формирования личности ребёнка условиями. В последние годы семей, в которых ребёнка воспитывает одна мать, появилось очень много. Специалисты утверждают, что женщина, в одиночку воспитывающая детей, стремящаяся к карьере, материальному достатку, неизбежно обрекает детей на неполучение любви, ласки внимания, нежности. В дальнейшем это проявляется отклонениями в эмоциональном развитии, в нарушении социальных контактов, т.е. в неспособности налаживать нормальные межличностные отношения: общаться, входить в коллектив, дружить, любить, понимать свою роль в семье.
«Воскресный папа» - феномен этот, к сожалению, знаком всем, потому что давно стал распространенным в обществе с пугающим количеством разводов. Но «воскресная мама» или тем более мама, появляющаяся раз в полгода, - это достижение последних лет. Добровольная разлука матери с детьми в отнюдь не безвыходной ситуации не может не представляться абсурдом или преступлением, но в последнее время с подобным явлением приходиться сталкиваться всё чаще. Такие условия воспитания тоже накладывают свой отпечаток.
Конечно, ребёнок, оставленный на бабушку с дедушкой, не обделен любовью и заботой, но любовь старых людей тревожнее, а забота опасливее, чем была бы в присутствии матери. Внукам гораздо дольше приходиться оставаться существами опекаемыми, зависимыми и несамостоятельными, чувствовать себя маленькими и беспомощными.

Необходимо хорошо представлять всю значимость родительского влияния на формирование детской личности. Здоровый психологический климат, благополучные внутрисемейные отношения – важнейшее условие воспитания эмоционально здорового и счастливого человека.

Неблагоприятные психологические установки родителей влекут за собой недоразвитие эмоциональной сферы ребенка.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребёнка, является, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом его коллективе – в его семье.



Задумайтесь о своих отношениях в семье уже сегодня,
возможно,
завтра, будет уже поздно!
Помогите своему ребеку стать счастливым!DejaVu Serif