Коррекционная программа «Коррекция семейных взаимоотношений как средство формирование личности детей в рамках ФГОС»




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8






Коррекционная программа
«Коррекция семейных взаимоотношений как
средство формирование личности детей в рамках ФГОС»



Составил: педагог – психолог
МБОУ СОШ №8
Кондракова Татьяна Дмитриевна








г. Ессентуки
2014год


Актуальность программы
За период своего роста ребёнок проходит огромный путь развития, а причины всего, что происходит с ребёнком, нужно искать в семье. Проблемы семьи всегда отражаются на психике ребёнка и проявляются в виде неврозов. Невроз у детей определяется как психогенное заболевание, которое затрагивает значимые аспекты формирования личности, систему её отношений, в первую очередь, это взаимоотношения в семье и затем уже отношения со сверстниками и другими взрослыми.
Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. 
Цель программы:
коррекция эмоционально - личностных нарушений, профилактика неврозов; развитие приёмов снижения эмоционального напряжения, умения адекватно выражать негативные эмоции.
Цель работы с родителями в программе:
- стимулировать интерес и расширять объём знаний о основных закономерностях психического развития детей по возрастам;
- диагностировать психологический климат в семье и взаимоотношения детей и родителей;
-- предупреждать возникновение и закрепление моделей воспитания в семье, приводящих к невротизации детей, коррекция данных проблем воспитания;
Задачи программы:
-- профилактика различных негативных проявлений в поведении детей, свидетельствующих о начале нервно – психического заболевания;
--профилактика внутрисемейных взаимоотношений с целью предупреждения возникновения невротизации детей;
-- отслеживание воспитанников, поведение которых существенно отклоняется от нормы по возрастам. Под эту категорию попадают излишне подвижные дети – «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, плаксивые, капризные, упрямые и т. д.;
-- наблюдение и диагностика различных видов психологических проблем у детей;
-- своевременная диагностика семейных взаимоотношений с целью определения возможных отклонений, которые обычно являются причиной возникновения неврозов у детей и их коррекция;
-- индивидуально – личностное становление.
Принципы реализации программы:
-- принцип гуманизма – доброжелательное отношение, исключение принуждения и насилия над личностью;
-- принцип дифференциации – учёт возможностей и способностей, индивидуальный темп развития;
-- принцип интеграции – отбор такого содержания, которое обеспечивает целостность восприятия;
- принцип активности - данный принцип подразумевает участие каждого, члена группы в совместной деятельности, активное усвоение учащимися новых знаний и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности.
Методы:
-- контроля и самоконтроля;
-- формирования сознания;
-- педагогического исследования;
-- проекта;
-- социометрический;
-- коммуникации;
-- тестирования;
-- тренинги;
-- коррекционные занятия;
--арт-терапия.
Предполагаемые результаты
В процессе занятий по программе « Коррекция семейных взаимоотношений как средство формирование личности детей в рамках ФГОС » у подростков формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:
-умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;
-умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;
-освоение приемов саморегуляции;
-освоение приемов мышечной релаксации;
-умение использовать различные способы поведения в проблемной ситуации;
-умение выражать агрессию приемлемым способом;
-навыки конструктивного взаимодействия.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной и воспитательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.
Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по заявке или результатам тестирований. Продолжительность программы – 11занятий по 40-50 минут. Состав группы 5-10 человек.
Материально техническое обеспечение
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета.
Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки, компьютеры.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку, основное упражнение и рефлексию. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
Тематический план коррекционных занятий

Наименование разделов, тем
Всего
часов
Кол-во часов (11)




Теоретические
Занятия
Практические
занятия

1
Вводное занятие. «Знакомство»
1

1

2
«Мой портрет – семейный портрет»
1
1


3
«Мои желания, мысли, возможности»
1
1


4
«Моя сказка»
1

1

5
«Мой гнев»
1

1

6
«Море эмоций»
1

1

7
«Эффективность общения»
1

1

8
«Я – властелин своего тела»
1

1

9
«Новые возможности»
1

1

10
«Достигая своей цели»
1

1

11
Итоговое занятие. «Я повелитель своих эмоций»
1
1



Итого
11
3
8



Список используемой литературы
Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
Лебедева О.А. Образовательно-коррекционная программа «Учимся управлять собой». – Н.Новгород, «Педагогические технологии», 2011.
Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности. – Волгоград: Учитель, 2014.
Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999.
Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.




Рисунок 7 Заголовок 1 Заголовок 315