Статья на тему Формирование духовно-нравственных качеств личности школьника


Извекова Е.И.,
заместитель директора по НМР,
учитель православной культуры
МБОУ «Боброводворская СОШ»
Формирование духовно-нравственных качеств личности школьника на уроках православной культуры.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Однако, трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственного и духовного воспитания, а скорее наоборот, именно сейчас, как никогда, нужно придавать этому вопросу особое внимание. Основной задачей современной школы в условиях экономического, политического, социального кризиса является формирование и становление духовно-нравственной личности. Об актуальности такого направления воспитания свидетельствует изменение государственной политики в области образования. Последняя редакция Закона РФ «Об образовании» отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования [1].
Принимая во внимание состояние проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе, мною была определена проблема формирования духовно-нравственных качеств личности школьника на уроках православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание многогранно. Изучение истории Православия, Основ православной культуры – одна из возможностей решения данной задачи. Мы живем в удивительное историческое время. Это время духовного пробуждения России. Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России. Сохранение и возрождение национальной культуры - задача общегосударственная, и именно школа призвана сыграть в решении этой задачи ключевую роль. Многолетняя дискуссия на тему, нужно ли в школе преподавание православной культуры, завершена. Предмет «Православной культуры», призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, почему наша культура ценится во всем мире и почему, напитавшая ее наша вера, именуется православной. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл выразил уверенность в том, что преподавание основ православной культуры в регионах России послужит формированию целостной духовной личности и ответственного общества.
Изучая предмет «Православной культуры», решаются такие воспитательные задачи, как воспитание уважительного отношения к своей культуре, формирование гражданской позиции учащихся, воспитание направленности к добродетельной жизни; развиваются умения отличать добро и зло, делать выбор в пользу добра, потребность творить добро. Лексика и души детей пополняются такими словами и понятиями как совесть и долг, честь и стыд, вера, надежда, любовь, а также сострадание и терпение, милосердие и умение прощать. А.С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь... Библия всемирна» [2].
Библейские сказания отозвались в творчестве многих выдающихся мастеров мира. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий воспроизведет в памяти данный сюжет Ветхого или Нового Завета.
Дети знакомятся с произведениями православной иконописи, которые представляют собой величайшую художественную ценность, узнают о красоте православного храма, о святых благоверных князьях Александре Невском, Дмитрии Донском, о жизненном подвиге Сергия Радонежского, Серафима Саровского. На примерах жизни святых создаются условия для формирования способности узнавать доброе в поступках христианских святых, собственных поступках и поведении окружающих людей. Вместе с детьми мы заочно и очно проводим экскурсии, посещаем православные храмы - настоящие музеи произведений искусства, живописи, мозаики, резьбы по камню, скульптуры, архитектуры. Архитектура храмов и внутренних построек, древняя и современная иконопись, церковное пение, колокольный звон - все это создает особую культурно - историческую атмосферу для воспитания будущего гражданина Отечества. Большой и неизгладимый след в памяти оставили экскурсии в Свято-Троицкий мужской монастырь в подземных пещерах Холковского городища, в Свято-Преображенский собор Святителя Иоасафа г. Белгорода.
Большой интерес вызывает у ребят знакомство с православными праздниками - неиссякаемым источником традиций и обрядов русского народа. Именно в такие православные дни как Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха, Троица - ребята не только узнают историю и традиции этих праздников, знакомятся с репродукциями икон, но и внимательно слушают напутственное слово настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Бобровы Дворы, иерея Евгения Колесникова. Благодаря таким мероприятиям многие находят утешение, тихую радость и смотрят на окружающий мир другими глазами.
Изучая предмет «Православная культура», учащиеся приобретают знания о сотворенном мире, о разных путях его познания, о соотношении веры и науки, о нравственных основах человеческих отношений, о Православии как религии русского народа, о смысле человеческой жизни, о происхождении традиций предков. Дети совершенствуют навык ведения диалога, учатся ставить вопросы, искать на них ответы коллективно и самостоятельно. В школе принято, чтобы каждое мероприятие, и тем более духовно - нравственное просвещение детей сочеталось с конкретными делами. Учащиеся школы посещают старых одиноких людей и помогают им по хозяйству, поздравляют с праздниками, дарят подарки, сделанные своими руками. С большой радостью встречали детей нашей школы в Доме ветеранов с. Бобровы Дворы одинокие престарелые люди. Ребята выступали там с небольшими концертами, даря бабушкам и дедушкам радость. Обустройство памятника Вдове и Матери солдата, уход за могилами ветеранов Великой Отечественной войны — это тоже дело рук наших детей. Работая в данном направлении, уже сегодня можем говорить о первых результатах. Наблюдая за детьми, мы видим, что им нравится заниматься на уроках православной культуры, с увлечением принимают участие в школьных делах, познавая культуру и традиции народа. Дети становятся более собранными, добрее относятся друг к другу, уважительнее - к старшим. Они любят говорить на эту тему, они открыты, и это радует. Участие в православной викторине «Знатоки православной культуры», обеспечило первое место на муниципальном уровне и участие команды на региональном уровне. Еще многое предстоит нам сделать по осуществлению программы по духовно - нравственному воспитанию. Мы понимаем, что при освещении вопросов православной культуры большая ответственность возлагается на педагога. Ему должен быть присущ богатый внутренний мир, особое состояние души, глубокие знания и умение передать настроение, довести до сознания детей нужную информацию.
Дети - наше будущее, и для того, чтобы это будущее было в нашей стране добрым и светлым, необходимо, в настоящее время заботиться о нашем подрастающем поколении не только на словах, но и на деле. Для нас этим делом является воспитание высоко-духовного, культурного гражданина своего Отечества[3].
Литература:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Пушкин, А.С. «Из воспоминаний современников» М: 1985. – 186с.
Шестун,Е.Н. Православная педагогика. М: Про-Пресс, 2001.- 79с.