Статья на тему Развитие личности младшего школьника в процессе совместной деятельности педагога, ребенка, родителей

Развитие личности младшего школьника
в процессе совместной деятельности педагога,
ребенка, родителей

Маслова Н.Н., МКОУ Заброденская СОШ г. Калач Воронежской обл.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Работа в школе – это большой и нелегкий труд. Ежедневно мы, учителя, думаем о том, как воспитать наших детей добрыми, отзывчивыми, честными и справедливыми. Ребенок приходит к нам из семьи, где он любим, где родители (в большинстве своем) рады сделать все, чтобы их сын или дочь выросли умными, сильными, счастливыми. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в наших детей. И учителя работают ради того, чтобы из ростка вырос цветок, которым будут восхищаться, который будут любить. В большом и сложном деле воспитания родители должны быть союзниками учителя, помощниками во всем.
Сегодня, когда современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, очень важно учителю иметь возможность раскрыть роль матери и отца в семье, значение семьи в жизни человека, актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях, способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, взаимопомощи в семейном кругу. Многолетняя практика показывает, что в наше трудное время воспитание ребенка надо начинать с воспитания доброты. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи своих близких людей, быть рядом с теми, кому плохо. Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьей невозможно, поэтому эти сложные задачи мы решаем совместно с родителями.
Наше сотрудничество начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. Прежде всего, чтобы лучше узнать семью: увлечения ребенка, его поведение и обязанности по дому, методы воспитания, используемые родителями, мы проводим тестирование, анкетирование, игры, анализ детских рассказов и рисунков о семье, а также посещаем семью на дому. В работе с семьей используем различные способы выявления талантов у родителей.
Используем разные формы работы: массовые, групповые, индивидуальные. Классные родительские собрания, встречи и беседы с родителями помогают им повышать педагогическое самообразование. Устраиваем интеллектуально – развлекательные игры с участием родителей, открытые родительские дни, совместные праздники и развлечения с участием детей, родителей, учителей. Организуем выставки совместных работ родителей и детей. Регулярно проводим спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». Совместно с родителями устраиваем утренники, посвященные Новому году, Дню защитника Отечества, 8 Марта. Родители – неизменные наши помощники. Школьные праздники проходят с их активным участием. Родители понимают, чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт, наша совместная, согласованная работа. Во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Конечно, без волнения не обойтись, ведь семьи разные по интеллектуальному и социальному уровню, но главное - обоюдное желание, и все получится. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители в глазах детей становятся героями, ведь, иногда, совершенно неожиданно раскрываются актерские способности некоторых из них. Прекрасное впечатление о празднике остается у всех присутствующих. В общем деле сближаются между собой родители, появляется желание чаще встречаться на подобных мероприятиях. Все переживают положительный заряд, родители могут на миг вернуться в детство, а дети почувствовать надежное верное плечо родителей. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра и нравственности.
Хорошей традицией является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы. На этой встрече рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону.
Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. В последнее время популярны новые формы проведения родительских собраний – это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники. Такие встречи дают повод к раздумью, вызывают желание анализировать, рассуждать. Огромную роль в сотрудничестве родителей и учителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Большое значение имеет индивидуальная работа с родителями – это индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Каждая из таких работ тщательно анализируется учителем и является руководством к действию для последующих встреч с семьей.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Однако, не стоит забывать, именно воспитание в семье – это основа основ.
Все остальное окружение: садик, школа, институт – дополнительная шлифовка, не более. Это как в ювелирном деле: сколько булыжник ни грани, бриллианта не получишь. Личный пример родителей – это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь. Хочется процитировать замечательное стихотворение средневекового поэта Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит
А.С.Макаренко писал: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Важно отметить, что эффективность семейного воспитания определяется не временем, затраченным на воспитание, а всем укладом жизни семьи. Вызывают тревожность отдельные семьи, где взрослым и детям неинтересно друг с другом. Ребята не тяготеют к родителям, не радуются общению с ними, не стремятся доверять им свои мысли и чувства. Оказывается, и некоторые родители не готовы к общению с детьми. Если бывают в их распоряжении свободные минуты или даже часы, заполняются они в лучшем случае бытовыми потребностями, а ещё хуже нотациями. Такое общение не питает детскую душу, а взрослый в глазах ребенка остается человеком неинтересным, занудным. Учителя на собраниях и во время личных встреч беседуют с отцами и матерями о том, как провести с детьми досуг в выходные дни, как организовать свободное время детей в семье. Родителям рекомендуются игры, специальная литература, налаживается обмен опытом. Важно разъяснить простую истину – только близость с детьми обеспечивает успех воспитания.
И в заключении, создание детского коллектива, сплочение родителей во имя достижения общих целей обучения и воспитания, выбор оптимальных приемов и методов решения проблем – вот то, над чем трудится каждый наш учитель, всей душой любящий детей и беззаветно преданный школе




15