Методы и приемы активизации деятельности учащихся, вовлечения в творческую деятельность

ПРОЕКТ «Методы и приемы активизации деятельности учащихся, вовлечения в творческую деятельность»

Чернуха Наталья Геннадьевна, учитель музыки МБОУ СОШ №3 г.Бугульмы

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В период научно-технической революции, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж., Дистервег Ф.А., Ушинский К.Д., Герд А.Я., Шацкий С.Т., Махмутов М.И., Оконь В., Дроздов Д.Д., Лисина М.И., Петровский А.В., Щукина Г.И., Матюшкин А.М. и др.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении музыке. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
В своей работе мы исходили из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.


ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у ученика веру в свои силы и способности.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта заключается в анализе проблемы активизации познавательной деятельности учащихся и в выявлении приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках музыки и в кружковой деятельности.
Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности учащихся при изучении музыки в 1 классе.
Предмет исследования составляют приемы и средства активизации познавательной деятельности, развивающие познавательный интерес школьников.
В работе поставлены задачи:
- Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
- Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.
В исследовании использовались следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
- наблюдение, беседа, анкетирование;
- констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.



МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Главная задача, которая была поставлена перед учителем, заключалась в том, чтобы пробудить у детей пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитывать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в том обыденном, мимо чего мы проходили каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны. Исходя из этого на уроках использовались следующие формы работы:
- восприятие музыки. Известно, что орган, воспринимающий музыку, - это слух, позволяющий расслышать или подслушать скрытое или потаенное, проникнуть в подсознательный мир ребенка, в мир его души.
Практическая деятельность показала, что для успешности данной формы работы необходимо создание «атмосферы ожидания чуда», чего-то необычного. С этой целью на уроках читались стихи о музыки, рассказывались интересные факты из биографии композитора, жизни какого-либо человека (при этом необходимо, чтобы дети почувствовали эмоциональную открытость учителя. Очень важна организация учителем ориентации детей на успешность воспринимаемой деятельности каждого ребенка (на самом первом занятии договорились, что рассказ своих впечатлений от услышанной музыки не может быть неверным, неправильным, поскольку он индивидуален, личностно окрашен; именно поэтому он не может быть оценен по традиционной пятибалльной шкале).
Целью любой беседы о музыке является эмоциональное погружение в услышанное, переживание и сопереживание содержанию воспринимаемого фрагмента музыкального произведения (полезными были вопросы: «Какое настроение возникло в процессе слушания лично у тебя? Изменилось ли твое эмоциональное состояние после восприятия сочинения?») В результате каждый ребенок обращался к собственному «Я», своему сердцу и процесс познания действительности был окрашен собственными мироощущениями.
Следует подчеркнуть, что данная форма работы была организована при помощи грамзаписи, аудиозаписи и, что наиболее эффективно, видеозаписи (первоклассники имели возможность увидеть, а не только услышать фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» Чайковского П.И.);
- музыкальная игра. Учитывая возрастные особенности детей (а это были дети шести-семи лет), на практике произошло осознание, что игра является одним из основных средств развития познавательного интереса младших школьников, поскольку именно в игре дети с младенческих лет привыкли осваивать окружающий их мир и проявлять к нему свое отношение; именно в игре, используемой в качестве формы организации учебной деятельности, дети имеют возможность почувствовать радость учения (проявляется их умственная и социальная активность, мобилизуются интеллектуальные силы, сопровождаемые эмоциональным подъемом и желанием учиться).
     На занятиях использовались как традиционные для уроков музыки (музыкально-дидактические, музыкально-ритмические) игры, так и нетрадиционные (придуманные самим учителем или адаптированные применительно к урокам музыки из психологии и педагогики).
     Среди наиболее интересных можно назвать такие, как:
- ассоциативные, активизирующие восприятие произведений музыкального творчества, развивающие ассоциативное мышление и творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы (например, «Найди свой звук», в ходе которой учитель готовит разнообразные мелкие предметы: ключи, гвозди, банки-склянки, бумагу, ложки, а детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки, найти понравившийся тембр, а после этого объяснить, почему они выбрали именно эти звуки и какой образ, цвет возникает при их восприятии);
- игры, формирующие слушательские умения, навыки анализа музыкального произведения, грамотного изложения собственных впечатлений о музыке (к примеру, «Музыкальный орнамент»: по условиям игры детям необходимо заполнить альбомный лист графическими изображениями музыкальной формы прослушанных фрагментов музыкальных произведений (для этого используются краски, фломастеры или карандаши); буквенное изображение музыкальной формы стало импульсом для создания рисунков, отображающих определенную закономерность музыкального ряда; при проведении этого задания постепенно стала ярче проявляется творческая инициатива самих ребят: если первые попытки ограничивались изображениями схематических фигур, то постепенно средства воплощения стали расширяться и обогащаться (появились орнаменты из цветов, предметов, аппликации, а геометрический орнамент стал более прихотливым);
- интерактивные игры, способствующие развитию у детей таких личностных качеств, как умение ладить с другими, любознательность и др. (например, под таинственную музыку учитель говорит детям, чтобы они представили над собой ночное небо, усыпанное звездами и посмотрели на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется с мечтой или желанием что-либо иметь или кем-либо стать Затем ребятам предлагается открыть глаза и протянуть руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды; учитель продолжает в том же, духе и дает детям возможность сорвать с неба еще несколько звезд; он советует под музыку дышать так, чтобы делать глубокий вздох, когда они её достают и кладут в воображаемую корзину; сплоченность класса возрастает, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит).
С целью формирования слушательских умений и поддержания познавательного интереса к предмету с самых первых занятий в ходе практической части исследования было проведено так называемое погружение учащихся в целостный мир музыки. Детям было предложено в качестве домашнего задания изготовить «Музыкальные шкатулки» (из открыток или бумаги). Они приносили их на уроки и постепенно заполняли музыкой, причем только той, которая понравилась. Первоклассники заполняли свои шкатулки собственными рисунками, связанными с понравившимися музыкальными произведениями, табличками с фамилией композитора, чья музыка особенно пришлась по душе, записками о каком-то интересном факте из жизни композитора, стихами, или словами – эпитетами, возникающими как ассоциация. Раз в месяц школьники показывали содержимое своих шкатулок учителю, делились впечатлениями о понравившихся музыкальных произведениях, демонстрировали свои находки, «открывали свои тайны». С течением времени дети стали заполнять свои шкатулки не только тем, что связано с учебным материалом, но и тем, что они слышали по радио и телевидению, на аудио- и видеокассетах.
В результате первоклассники стали более активными, их словарный запас расширялся. Они с интересом стали посещать уроки музыки.
Естественно, что детям еще сложно излагать свои впечатления о музыке, поэтому выбирались задания, сочетающие в себе игровой и обучающий материалы. Преимущество данных форм работы видится в создании условий для развития творческой активности учащихся, а восприятие произведений П.И.Чайковского, Л.В.Бетховена, М.И.Глинки, Г.В.Свиридова дает возможность сознать красоту природы, величие русского народа, нравственные качества человека.
Несколько подробнее остановимся на методике проведения уроков музыки. Освоение новой темы идёт блоком, т.е. несколько уроков подряд посвящается объяснению нового материала. Закрепляются новые музыкальные термины и понятия. Нередки интегрированные, комбинированные и нестандартные уроки, на которых прослеживается тесная связь с другими предметами (литература, изобразительное искусство, история).
Нередко для освоения нового учебного материала и подготовки к трудным темам программы используется приём опережения, забегания вперёд, проблемные ситуации. На последующих занятиях, когда ребята уже более подготовлены к восприятию новой темы, на основе полученных знаний идёт объяснение и закрепления изученного материала, но на более высоком уровне.
Урок музыки состоит из нескольких составляющих его элементов:
- обязательный вход в класс и выход под музыку;
- музыкальное приветствие, слушание программных произведений, пение;
- музыкальная пауза (зачастую включает в себя музыкально-ритмические движения, игру на различных музыкальных инструментах);
- изучение элементов музыкальной грамоты;
- рефлексия (для снятия эмоционального напряжения).
Каждый этап подчиняется теме урока и ни в коем случае не должен разбивать его на отдельные части. Более подробно остановимся на каждом этапе урока.
Вход в класс под музыку и музыкальное приветствие с первых же минут настраивают учащихся на «музыкальную волну». При этом дети не просто беспорядочно входят в класс, а каждый строго знает, за кем он идёт и где сидит. Входим в класс и выходим в определённом порядке: сначала девочки, затем мальчики. Это прививает основы этикета, уважительного отношения к девочкам. На первых учебных занятиях в начале года этому уделяется несколько больше времени, но при системной работе дети быстро привыкают это делать чётко и красиво.
Очень важным этапом каждого урока является слушание.
В качестве основной методической позиции, обеспечивающей реализацию идей развивающего образования на уроках музыки, как урока искусства, должно выступать моделирование художественно-творческого процесса, когда школьники ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начинать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.
При активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.
На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором развивается творческое мышление, можно использовать проблемное обучение и частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации познавательной деятельности, рассматриваемых в работе.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2004
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе// Вестник образования. - 2001. - № 5.
Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. – М., 1987
Герасимов С.К. Познавательная активность и понимание.// Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – С.98-112
Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу. – М., 1996
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. – М., 1997
Ковалев В. Ассоциативные игры на уроках музыки // Искусство в школе. – 2001
Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках// Народное образование. – 1998. - № 3
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000
Тарасов Г.С. Музыкальная психология// Спутник учителя музыки. – М., 1993
Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. – М., 1984.








13PAGE \* MERGEFORMAT14315




, Знак Знак