Статья Формирование представлений у младших школьников о культурно-исторической жизни русского народа, его национальных духовных традициях посредством уроков окружающего мира.


О.В. Бендлина, С.А. УсковаРоссия, г. Кыштым
Формирование представлений у младших школьников о культурно-исторической жизни русского народа, его национальных духовных традициях посредством уроков окружающего мира.
Первостепенной задачей современной школы является духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся. Оно неотделимо от жизни человека, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурноисторической эпохи. Одной из ступеней духовнонравственного развития является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и духовной жизни родного города, области, страны. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому основным аспектом духовнонравственного развития, воспитания и социализации учащихся являются базовые национальные ценности, хранимые в социальноисторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению.
Подрастающее поколение должно иметь представления об историческом прошлом своей страны, ведь человек без прошлого – это человек без настоящего и без будущего. По словам В.М. Васнецова: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Мы, учителя, имеем уникальную возможность знакомить детей с культурой, бытом и традициями русского народа, с жизнью наших предков посредством уроков окружающего мира, т.к. основной целью обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе является представление у учащихся о культурном опыте человечества, системе его отношений с природой и обществом. Именно на этой основе у младшего школьника формируется понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт.
При проведении урока по предмету «Окружающий мир» с целью формирования познавательных способностей детей на основе национальных и культурных  традиций русского народа мы поставили перед собой задачу: формировать у детей младшего школьного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на национальных  культурно – исторических традициях народа.
В результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства.
Интегративный характер проведённого нами урока по теме: «Как жили наши предки. Русская трапеза» обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении учебных предметов: окружающий мир и музыка, что позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности обучающихся.
Познание детьми традиций русского народа на уроке осуществлялось с учётом возрастных особенностей обучающихся. С этой целью были отобраны наиболее доступные детям младшего школьного возраста материалы: традиции, обряды, игры, пословицы, песни, энциклопедический материал.
Для формирования познавательной и социальной активности обучающихся их внимание было привлечено к знакомству с принципиально новыми сведениями (понятиями, новой для них терминологией). Например, на уроке дети узнали значение таких слов, как «трапеза», «дрочёна», «взвар», «ботвинья». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор.
Социальная активность детей формировалась на уроке в коммуникативных ситуациях: игры, забавы, обряды русского народа, драматизация. Среди заданий, предложенных нами обучающимся, были:
инсценирование тематической шутки «Два крестьянина»;
составление повседневного крестьянского меню;
«участие» в трапезе у крестьянской семьи;
организация пира;
проведение игр «Кто последним назовёт кашу», игра на деревянных ложках;
сочинение частушки;
обряд «Как на масляной неделе…».
Игровая деятельность позволяет вовлекать каждого из обучающихся в работу, осуществлять дифференцированный подход и учитывать интересы детей. Мы считаем, что использование на уроке таких видов деятельности учит детей творческому самовыражению, получению всплеска положительных эмоций, приобщению к родной культуре. В народных играх и забавах много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами.
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как работа с пословицами. Благодаря таким пословицам, как «Хлеб на стол - так и стол престол», «Хлеб всему голова», Хлеб да вода – крестьянская еда», «Худ обед, коли хлеба нет», происходит усвоение детьми знаний о жизни русского народа в далёком прошлом. У всех народов пословицы создавались, главным образом, в крестьянской среде. Они возникали из непосредственных наблюдений над жизнью, трудом и бытом народа. Ещё Н.В. Гоголь подметил, что «…все великие люди наши, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Важным аспектом в течение всего урока явилось включение в него русской народной песни, т.к. в ней заключена особая воспитательная ценность. На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. Русская народная песня несёт в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребёнку. На уроке дети получили возможность исполнить русские народные песни: «Ах, вы сени, мои сени…», «А мы просо сеяли, сеяли», «Как на масляной неделе…». В этих песнях отражаются радости и печали, удачи и трудности повседневной жизни русского народа. Проявление неподдельного интереса к исполнению детьми русской песни, которое мы наблюдали во время урока, мы можем рассматривать как показатель чувства любви к истории и традициям русского народа. Прекрасным дополнением к уроку были деревянные ложки, которые послужили замечательными музыкальными инструментами для детей, свежеиспечённые блины были кстати при исполнении песни «Как на масляной неделе…», русские народные костюмы в сценке-шутке «Два крестьянина».Результатом деятельности проведенного нами урока явился этап рефлексии, где детям была предоставлена возможность показать свои достижения. С этой целью мы использовали прием в форме синквейна. Пример получившегося на уроке синквейна:
Трапеза
крестьянская, скудная
варили, подавали, молились
хлеба ни куска - и стол доска
пища.
Дети достаточно полно и точно сформулировали свои мысли, что свидетельствовало о максимальном усвоении детьми материала урока. Мы уверены, что интерес детей к традициям и обычаям своего народа, прошлому своей страны закономерен и его надо систематически развивать и закреплять, поэтому мы используем такие уроки в нашей практике.
Проведение подобных уроков помогает развить у младших школьников те черты характера, которые связывают их со своим народом, его обычаями и традициями, расширяют знания об окружающем мире, являются ярчайшим средством познавательной активности.
Литература
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009. – 23с.
Пословицы народов мира. О пословицах и поговорках. http://www.poslovitza.ru/o_poslovizah.htmlСборник рабочих программ Начальная школа. 3 класс. УМК «Начальная школа 21 века» / Авт.-сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013.
Методическое пособие для учителя "Окружающий мир". 3кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.