Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике Праздник Иссака Ньютона


Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике «Праздник Исаака Ньютона» для обучающихся 9-х классов
материалы предметной недели кафедры естествознания)Тип мероприятия: Творческая интеллектуальная игра по физике.Цель: Расширить знания по физике по темам «Оптические явления», «Физические открытия», «Электростатика».Проблема: Развивать умение логически мыслить, работать с дополнительной литературой, ориентироваться в мире физики и природы, развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор.Оборудование:
портреты ученых физиков;
4 плоских зеркала;
4 яблока;
ножницы;
2 листа формата А4;
2 расчески;
рейтинг участников игры;
этапы игры;
таблички ребусами;
коробки с призами.
Методика организации:Дети делятся на равные по количеству человек команды. Задания, получаемы командами в ходе игры оцениваются по рейтинговой системе: правильный ответ – одна звездочка. Выигрывает та команда, у которой по результатам всей игры наибольшее количество звездочек.Ход игрыВедущий: Девиз нашей встречи: “Физике все возрасты покорны”.Эпиграфом нашей игры мы взяли слова:И преграды нас не остановятНовые миры к себе манят,Нам оставить след в науке стоитИ внести в открытия свой вклад!Ведущий:Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, а смелость говорят, города берет, и тогда победа всегда будет за вами. Успехов Вам! Начинаем игру.^ I тур. Великие ученые – физикиВедущий:Перед вами 8 портретов физиков. Вам предстоит указать, про какого из этих ученых идет описание.Вопрос 1. Ученый, физик, член Лондонского королевского общества. В 1699г. являлся директором монетного двора, открыл сопротивление, вывел формулу для скорости распространения волн.(Исаак Ньютон)Вопрос 2. Профессор экспериментальной физики в Кембридже, развивал теорию цветного зрения, исследовал устойчивость колец Сатурна, показал, что кольца представляют собой рой метеоритов.(Дж. Максвелл)Вопрос 3. Ученый, русский, разработавший немало различных физических приборов: анемометр, газовый барометр, сконструировал телескоп-рефлектор, в который наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Учреждена золотая медаль его имени.(М.В.Ломоносов)Вопрос 4. Научные труды этого ученого относятся к математике, физике и астрономии, разработал основы статики, ввел понятие центра тяжести, автор многих изобретений, в частности катапульты и машины для орошения полей.(Архимед)Вопрос 5. Физик, член Петербургской академии наук, разработал методы расчета эл.магнитов в эл.машинах. Работы этого ученого относятся к геофизике, принимал участие в кругосветном путешествии на шлюпке “Предприятие”.(Э.Ленц)Вопрос 6. Физик, математик и химик. Предложил использовать эл. магнитные явления для передачи сигналов. Изобрел коммутатор, эл.магнитный телеграф. Исследования относятся к философии и ботанике.(A.M.Ампер)Вопрос 7. Ученик Галилея, помогавший ему в исследованиях. Он являлся придворным математиком герцога Тосканского и профессором математики, достиг совершенства в конструировании микроскопов и шлифовании линз телескопов.(Э.Торричелли)Вопрос 8. Кто поставил опыт?“В славном граде МагдебургеНачинается показИмператор сам приехалПосмотреть на этот раз…….. поставил опытПолушария он взял”(Герике)Ведущий:Подведем итоги, за каждый правильный ответ команда получает звезду.Итак, соревнование становится все более интересным! Ура! Мы преодолели первый барьер.(Подводит итоги I тура, выставляют звезды на рейтинг)Ведущий:Открытия, которые совершали ученые-физики, всегда строились на наблюдении различных явлений. Даже величайшие писатели в своих произведениях говорили о различных физических явлениях. Сейчас мы с вами попытаемся определить, о каких же явлениях они рассказывали.II тур. “Физический ералаш”Ведущий:Итак, вам будут представлены отрывки из различных произведений или стихотворений, а вы должны будете определить, о каких явлениях идет речь.^ А. А. Блок «Шар раскаленный, золотой…»Шар раскаленный, золотойПошлет в пространство луч огромный,И длинный конус тени темнойВ пространство бросит шар другой,Таков наш безначальный мир,Сей конус – наша ночь земная.За ней – опять, опять эфирПланета плавит золотая.^ Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении?(прямолинейное распространение света)А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»Правитель города Гудвин на вопрос Элли, где он взял столько зеленого мрамора, отвечает: «в моем городе не больше зеленого, чем во всяком другом. Тут все дело в зеленых очках, которые никогда не снимают мои подданные.»^ Какого цвета кажутся красные цветы через зеленое стекло?(черными)Э. Ростан «Певец зари, Ода Солнцу»О Солнце! .. Там, где теньОт лип густа и ароматна,Кидаешь ты такие пятна,Что жалко мне ступатьПо ним.^ Как объяснить происхождение световых пятен в тени деревьев?(это световые пучки, проникающие сквозь просветы в кроне дерева)Л. Н. Мартынов «Гиперболы»И нефть, попав из бака в водоем,Павлиний хвост внезапно распустила.Она об органическом своемПроисхожденье снова загрустила.Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета?(Нефть на поверхности воды образует тонкую пленку, от обеих поверхностей которой происходит отражение света; в результате возникают когерентные волны, которые интерферируют. Волна, отраженная от нижней поверхности, отстает по фазе от волны, отраженной от верхней поверхности. Разность фаз между этими волнами зависит от толщины пленки и от длины световой волны а пленке. Вследствие интерференции будет происходить гашение одних цветов спектра и усиление других, поэтому места пленки, обладающие разной толщиной, будут окрашены в различные цвета.)(подводятся итоги II тура, звезда вручается команде за каждый правильный ответ)Ведущий:Физика – это наука не только теоретическая, но и экспериментальная, поэтому следующий тур называется.III тур. “Сможешь ли ты?!”Ведущий:Каждой команде будет выдано несколько предметов и даны задания, звезду получит та команда, которая раньше и правильнее все выполнит.(Каждой команде выдается по 2 плоских зеркала, лист бумаги формата А4, ножницы, расческа и по 2 яблока на команду.)Задание: с помощью этих предметов получить по 8 яблок на команду и продемонстрировать движение спрута в воде.1). Что бы получить из 2х яблок восемь, необходимо поставить плоские зеркала под прямым углом друг к другу и поместить в этот угол оба яблока таким образом, что бы получить 6 мнимых изображений.2). Что бы продемонстрировать движение спрута, необходимо нарезать из листа бумаги полос, одинаковой ширины, не дорезая их до конца, свернуть верхнюю часть в кольцо, наэлектризовать расческу о волосы и поднести к «спруту»; «щупальца» растопырятся колокольчиком, словно готовясь захватить добычу; если засунуть руку снизу этого купола, то «щупальца» немедленно ее облепят.(Подводим итоги и выставляем звезды на рейтинг)Ведущий:Для человека, увлеченного физикой очень важно уметь логически мыслить, поэтому посмотрим, как оно развито у вас.IV тур. “Физические обгонялки”Ведущий:Сейчас вам будут представлены физические термины в виде ребусов, шарад и логарифов, попробуйте их разгадать(физика)(радар)(поляризация)^ Что за прибор?Три первые буквы на охотеНа выстрел отклик свой дают.Приставьте то к ним, чем на флотеДо дна морского достают:Я удивительный приборДля измерения глубин(эхо-лот)Я с полки книгу взял, прибавил «А» -И превращенье вдруг свершилось сразу:От книги не осталось и следаИ даже в микроскоп не видно глазу.(том-атом)(Подводим итоги и выставляем звезды на рейтинг)Ведущий:Вот и подошла к концу наша игра. А теперь выявим лучших из лучших!Вручение грамот.Ведущий:И в заключение игры хочется сказать словамиПоскольку существует мирозданьеТакого нет, кто б ни нуждался в знанье,Какой бы ни царил на свете векВсегда стремился к знанью человек!!!