Конспект занятию по формированию целостной картины мира


Познавательное развитие. Конспект  интегрированного занятия  по окружающему миру и развитию речи  в старшей группе        
Тема: «Москва – столица нашей Родины».
 
 Цель: Дать представление о столице нашей Родины, российской символике.
         
 Задачи:
1.Расширять представления о столице нашей Родины, знакомить детей с      достопримечательностями  столицы.
2. Развивать связную речь, учить давать полный ответ на вопросы
3. Воспитывать у детей любовь и интерес к своей стране, ответственность и гордость за свою страну.
Оборудование: портрет президента России, флаг, герб,  аудиозапись  гимна, слайд – шоу (Московский Кремль, Красная площадь, метрополитен, Московский цирк, Спасская башня, Архангельский собор и т.д.), 
 Методы и приемы. Игровой прием; проблемная ситуация; вопросы; экскурсия – выставка; музыкальное сопровождение; физминутка; рассказ воспитателя; словарная работа; стихи о Москве; самоанализ детей.
                                               Ход занятия.
(звучит песня о Москве)
1. Орг. момент:
  - Здравствуйте, ребята. Сегодня в нашу группу почтальон принес письмо.
Это письмо пришло из далекой Индии. Давайте его прочитаем: «Пишет вам индийский мальчик Радж. «Недавно в детском саду было занятие о странах мира. Мы с ребятами узнали много интересного о России, ее жителях, традициях и обычаях. Нам хотелось бы узнать еще больше о России и подружиться с русскими детьми. Еще мы хотим узнать о Москве – столице России. Помогите нам, пожалуйста».
- Ребята, мы поможем помочь Биллу?
2. Основная часть.
Беседа на тему «Родина».
— У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился. Есть мать, которая его родила — это самый дорогой и близкий ему человек. А ещё у каждого человека есть самое дорогое—это Родина, родная страна.
— Как называется наша страна? ( ответы детей)
— В каждой стране есть свой герб, гимн, флаг.
- И сейчас я предлагаю вам послушать одно музыкальное произведение.
Прослушивание гимна.
- А кто знает, как она называется?(ответы)
- Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.
- А как называется наша страна? (Россия)
- А кто знает, как называется столица России? (Москва)
- Посмотрите на флаг России. Он состоит из трёх горизонтальных полос. Назовите, пожалуйста, цвета этих полос. (Ответы детей).
— Эти цвета народ почитал издавна, и каждый цвет имеет своё символическое значение. А вы знаете значение этих цветов?
Белый — благородство.Синий — честность.Красный — смелость.
Русский народ эти цвета считал самыми красивыми.
— А теперь посмотрите на герб России. На тёмно-красном щите изображён золотой двуглавый орёл. Ребята, а что вы знаете об орле? Какая это птица? (Ответы детей). А золотой он на гербе потому, что русский народ сравнивал орла с солнцем, которому он поклонялся.
Физминутка. Маршируют под текст.
Мы учили песенку,
А в песенке слова:
Здравствуй, наша Родина,
Город наш … (Москва).
Что за площадь есть в Москве
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Это площадь … (Красная).
 Беседа  о Москве.
— Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины? ( ответы детей). А вы были в Москве?
 — Давайте мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей). Достопримечательность — это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. На каком виде транспорта мы с вами отправимся в Москву? (Предложения детей). Поехали!
 Виртуальная экскурсия по Москве.
— Первая остановка — Московский Кремль. (Рассматривание иллюстраций). С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль — это значит крепость.
 — Рассматривание иллюстраций с изображением Красной площади. На Красной площади в праздники проходят военные парады.
 — Рассматривание иллюстраций с изображением Спасской башни. На ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время. Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать. (Слушание).
 — А сейчас я вам предлагаю отправиться дальше. Поехали!
 — В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника—Царь-Колокол и Царь-Пушку. Я предлагаю экскурсоводами побыть вам самим и рассказать об этих замечательных памятниках архитектуры. (Рассказ детей).
 — Русские люди любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она — главный город нашего государства. О Москве сложено очень много стихотворений, пословиц, поговорок. Послушайте, какими тёплыми словами говорил о Москве А. С. Пушкин:
 Как часто в горестной разлуке,В моей блуждающей судьбе —Москва, я думал о тебе!Москва! Как много в этом звуке —Для сердца русского слилось —  Как много в нём отозвалось!
Ребята, а вы знаете пословицы о Москве, стихотворения?
 Чтение стихотворений, пословиц о Москве.
Кто в Москве не бывал—красоты не видалВсе дороги ведут в Москву
Подведение итогов.
— Где мы побывали? Что вам понравилось больше всего?
- Сегодня мы с вами вспомнили, что Москва - столица нашей Родины. Узнали что такое герб. Попробуйте дома вместе с родителями придумать герб своей семьи и нарисовать eго. Помните, что на гербе нужно изобразить что-то самое важное для вашей семьи. Герб должен быть изображен на щите
Литература. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» с. 62, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/с (познавательное развитие)» с. 118; Т.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» с.8.