Роль и место дисциплины «Обществознание» в формировании портрета выпускника основной школы


Роль и место дисциплины «Обществознание» в формировании портрета выпускника основной школы
Человек – существо биосоциальное, которому жизненно необходимы знания об обществе, его устройстве, функциях, законах деятельности основных механизмов и навыки взаимодействия с социумом; без этого человек не сможет стать полноценной личностью.
Обществознание как учебная дисциплина предполагает обучение основам жизни, объясняет закономерности развития общества, а также роли человека и его поведения в социуме. Этот учебный предмет содержит в себе систему знаний из других теоретико-прикладных наук (философии, политологии, социологии, экономики, правоведения, культурологи, этики и т.д.). Обществознание позволяет освоить основы названных наук, систематизировать их, адаптировать под необходимый возрастной уровень и передать ученикам посредством педагогического мастерства учителя. Второй немаловажный фактор в обосновании необходимости изучения обществознания заложен в идею нового ФГОС : школа давно перестала играть роль просто образовательной ступени, сегодня а представляет из себя «стартовую площадку» для полноценного гармоничного развития личности.
При изучении обществознания школьники могут познать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т.д., а, значит, смогут лучше ориентироваться в постоянно меняющемся мире. Любые достижения человека зависят от того, какую роль он найдет для себя в этом мире, но сначала необходимо ознакомится с самим миром и найти гармонию с ним.
Знания об обществе в настоящее время приобретают конкретные черты и практическое значение для каждого. Кроме того, в ст. 124 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [1] есть прямое указание на то, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, … формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Таким образом, изучение дисциплины «Обществознание» следует рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности общеобразовательной школы [5, с. 116].
Важность дисциплины «Обществознание» как общественной учебной дисциплины в современном социуме обуславливает необходимость ответственного подхода к методике его преподавания. Задача общеобразовательной школы – подготовить не узконаправленного выпускника, а личность, осознанно принимающую решения по мировоззренческим, политическим, экономическим, правовым и нравственным вопросам. В частности, перед учителем обществознания встает проблема разработки учебно-методического обеспечения данной дисциплины для реализации требований современных ФГОС.
Современные социально-экономические процессы, происходящие в государстве, быстрое развитие науки, техники и информационных технологий оказывают непосредственное влияние на систему образования в целом и общее образование как один из ее компонентов. Кроме того, развитие общества характеризуется качественным изменением к образованию, которое связано с широким внедрением во все сферы деятельности современной техники. Таким образом, в процессе обучения должны быть созданы все условия для формирования личности, обладающей высокой общей культурой, готовностью самостоятельно осваивать новые знания, ориентироваться в потоке информации и овладевать новой техникой и технологиями. В этой связи Программа развития российской национальной инновационной системы до 2020 г. [3], Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы [2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. и другие законодательные и нормативно-правовые документы в области образования также подчеркивают особую актуальность проблемы полноты образования. Последнее означает, что в российской школе получение различного рода знаний, умений и навыков должно стать взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Так, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современной образовательной программе картины мира (6, с. 18). 
ФГОС ООО содержат требования к предметным результатам изучения обществознания:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Итак, дисциплина «Обществознание» в процессе подготовки выпускника выполняет следующие функции:
- образовательная – формирует общие знания о человеке и обществе,
- познавательная – позволяет понять и познать все, что касается общества,
- практическая – позволяет вписываться и существовать в обществе,
- методологическая – позволяет ознакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.
И хотя обществознание как учебный предмет не научит никакой профессии, но способствует формированию человеческой личности. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы общества: экономика, политика, культура и т.д. Все процессы в обществе протекают по воле человека, поэтому каждому члену общества необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от поведения окружающих.
Итак, в современном мире знание законов общества имеет огромную значимость для различных категорий населения – от учащихся общеобразовательных организаций до государственных служащих, поэтому закономерно, что изучение дисциплины «Обществознание», во-первых, – есть один из важнейших этапов подготовки выпускников общеобразовательных организаций, во-вторых, теоретические знания законов общественного развития, подкрепленные систематическим овладением обучающимися умениями и навыками практического их использования, станут основой комфортного пребывания человека в обществе [4, с. 12]. Помимо этого исключительное значение обществоведческие знания имеют в русле решения проблемы прав человека в «мирном» и «конфликтном» (речь идет главным образом о вооруженных конфликтах внутригосударственного и международного характера) измерениях, что наиболее важно в современной мировой ситуации: террористические акты ИГИЛ, проблема беженцев в Европе, экономический кризис и т.д. Поэтому овладение этими знаниями особо значимо [как в теоретическом (и, стало быть, и в учебно-познавательном), так и в практическом отношениях] для формирования портрета выпускника основной школы.
При подготовке выпускника образовательные организации, независимо от уровня образования, должны стремиться к тому, чтобы максимально приблизить характер обучения к реальной жизни в обществе, дать ему те необходимые навыки и умения, которые могут быть реализованы непосредственно после окончания обучения без дополнительной подготовки. Сама сущность обществознания предполагает получение фактических знаний об обществе, в которым мы живем, поэтому педагогу нет необходимости обосновывать важность и значимость данной дисциплины в образовательном процессе: она лежит на поверхности.
Список литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/. - 01.05.2016.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – июня. – № 22. – ст. 3232
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902317973. - 01.05.2016.
Власова Е.З. Технологии взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой: учебно-методический комплекс. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 232 с.
Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 201-206.
Шегаев И. С. Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 15-17.