урок литературного чтения 2 класс- русская народная сказка Лисичка со скалочкой



Краткосрочный план урока литературного чтения
Тема : русская народная сказка « Лисичка со скалочкой ».
Класс: 2 «Б»
Учитель : Дудкина Светлана Викторовна.
Город Усть- Каменогорск.
14 октября 2014 года.
Краткосрочный план
Тема: русская народная сказка « Лисичка со скалочкой».
Учитель : Дудкина С.В.
Неделя 3 14 .10.2014 урок 2
Тема урока Русская народная сказка – «Лисичка со скалочкой».
Ссылка Среднесрочное планирование и календарно-тематическое для 2-го класса.
Общие цели: Знание содержания русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», главных героев. Знание особенностей сказки о животных , её структуры. Понимание темы, идеи , морали сказки. Умение анализировать прочитанное произведение , давать оценочные суждения о характерах героев и их поступках.
Результат обучения Знают содержание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».Умеют читать сказку по ролям. Умеют осознанно воспринимать и оценивать специфику сказки, участвовать в её обсуждении. Владеют техникой чтения вслух и про себя. Умеют самостоятельно находить нужную информацию.
Ученики осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Основные идеи 1. Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста. 2.Умение давать словесную характеристику лисе, как одной из главных героинь сказок о животных.
3.Умение давать нравственную характеристику поступкам лисы.
Ресурсы Компьютер, экран. Тренировочные упражнения. Презентация. Раздаточный материал, разноуровневые задания
Лист взаимооценки и самооценки.
Организационный момент
Этап побуждения
Этап осмысления
Последующее задание.
ОРГМОМЕНТ (эмоциональный настрой, мотивация)
- Давайте улыбнёмся друг другу!
Слово учителя:
– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ – слайд №1.
Инсценировка диалога:
- Бабушка, расскажи мне сказку.
- А какую хочешь сказку ,внучек?
- Бабушка, а разве сказки бывают разные?
- А как вы считаете?
(Я думаю, что сказки бывают разные о людях, о животных, о волшебстве, о жизни)
Работа по составлению кластера с комментированием.
СКАЗКИ
/     \
народные   авторские
/   \   \
волшебные          о животных бытовые
ВЫВОД:
Сказки - это один из жанров устного народного творчества. Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных.
Слайд №2,3.
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?(лучи)
На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов:
*читать
*слушать
*играть
*отвечать на вопросы
*сравнивать
*исследовать
*инсценировать
*петь
*решать задачи
*прыгать
*спать.
- Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее  с темой «Сказки».
(Наша задача узнать новое о сказках, уточнить то, что уже знаем)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.- стратегия- Минутку.
Слайд № 4,5,6.
- Какое вам было задано домашнее задание?
(Нам было предложено подготовить игру «Угадайка». Для этого мы коллективно составили план действий: прочитать сказки о лисе, выбрать интересный эпизод, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, выписать цитату к нему. А сегодня мы должны представить результаты своей работы по плану (план представлен на доске):
1. Ученик зачитывает отрывок из сказки, демонстрирует иллюстрацию к сказке о лисе.
2. Ученики отгадывают название сказки
3. Учащиеся, с помощью сигнальных карточек (смайлики: с улыбкой)  оценивают выступление.
Проведение игры «Угадайка».(4 сказки)
- Мы выслушали все ваши варианты. Поблагодарим вас за работу.
ВЫВОД - К какому виду сказок относятся прочитанные вами сказки? (Сказки о животных)
 Сегодня мы будем знакомиться с русской народной сказкой, а какой и о ком пойдёт речь вам надо угадать.
Слайды 7-11.
Жёлтая хозяюшка из лесу пришла. Всех кур пересчитала и с собой унесла. – Русская народная сказка - «Лисичка со скалочкой».
- Что такое скалочка? Для чего она нужна? (демонстрация предмета и его использования)
- А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (лисый обозначало рыжий цвет).
Это интересно- сообщение о князе Патрикии одарённого ученика.
- А какими чертами обладает эта героиня? (хитрая, плутовка, обманщица, льстит, увертливая)- выбор слов из карточки.
Стратегия- тематические ключевые слова.
- Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так как лиса !!)
Просмотр сказки на экране- ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА.
После первичного восприятия сказки словарная работа - проведём словарную работу.- слайд №12.
- Как вы понимаете слова: «чуть свет»? (очень рано)
Как вы понимаете слова ПОТЕСНИТЬ (Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться (разг.)).
ТРЕПАТЬ(Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.)
ЮРКНУЛА (Юрким движением скрыться куда н., скользнуть)
ФИЗМИНУТКА «Колобок».
Чтение учениками сказки по – ролям -заранее подготовленные ученики.- отметить , какая группа прочитала лучше? Почему?
Слайд 13-15.
Стратегия – поймай вопрос.
– С чего начала обмен лисичка ?
– Как встретили Лисичку хозяева дома ?
– Почему же лисичку пустили на ночлег?
- Какой она представилась хозяевам?
-Сколько раз лисице удавалось обмануть людей? -Что она говорила?
- Что делала ночью?
- И почему люди верили ей?
-Когда же пришел конец хитростям лисы?
-Когда мы увидели настоящий, истинный характер лисы?
-Как была наказана лиса?
-Жалко вам лисичку или нет? (Обоснуйте свой ответ)
-Чем закончилась сказка?
Выберите пословицу, которая подходит к сказке «Лисичка со скалочкой»- слайд 16,17..
Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.
Поспешишь – людей насмешишь.
На чужом горе своего счастья не построить.
Сделал дело – гуляй смело.
ИТОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- слайд 18-20.
- Чему же учит эта сказка?
(Не надо обманывать других, так как можешь поплатиться за это)
Какой урок вы извлекли из сказки?
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злодеев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость.
Оценочные суждения.
- Давайте подведём итог нашей работы. По каким критериям вы предлагаете оценить работу  учащихся на этом уроке?- листы самооценивания и взаимооценивания.
(Подготовка домашнего задания, участие в инсценировке, в обсуждении проблем, активная работа в группе).
Домашнее задание:
1.Чтение сказки.
2.Пересказ сказки.
3.Синквейн - главный герой сказки – лиса.
4.Написать письмо лисе.
Рефлексия- «хочу- могу».
Что произошло с вашим выбором? Он изменился?
развитие мотивов учебной деятельности
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций
 
Индивидуальная работа
Групповая работа(диалоговое обучение)
формирование умения строить выступление с использованием графического сопровождения
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых процессов
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов
Групповая работа(диалоговое обучение)
Индивидуальная работа.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых процессов
Формативное оценивание( комментирование учителя- смайлики)
Индивидуальная работа.
с одарёнными учениками
Индивидуальная работа, проверка в парах.
Возрастные особенности.
развитие этических чувств, доброжелательности и змоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Индивидуальная работа в малых группах
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказок, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев сказок
- готовность слушать собеседника и вести диалог
Фронтальная работа
Работа в группах- каждая группа обосновывает свой выбор.
формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- готовность слушать собеседника и вести диало- формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Работа в группах- каждая группа обосновывает свой выбор.
Самооценивание.
Критериальное оценивание.
6.ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
А знаете вы, что слово лиса произошло от слова лисый – желтоватый.
Следовательно, зверя этого прозвали так за желтую шерсть. Лиса часто выступает со странным «отчеством» Патрикеевна.
Патрикей – имя старинное, его давали только детям княжеского рода.
Давным-давно лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей. И так он прославился своей изворотливостью, что имя Патрикей стало нарицательным, равным слову хитрец.
Вот поэтому хитрая лиса, как верная «наследница» хитроумного князя, и получила «отчество» Патрикеевна.

Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая. Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая.
Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая. Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая.
Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая. Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая.
Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая. Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая.
Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая. Выберите слова, характеризующие характер лисы: жадная, ленивая, ласковая, добрая, красивая , лживая, привлекательная, рыжая, злая, хитрая, трусливая, пушистая, большая.