Рабочая программа по факультативному курсу Математика и конструирование 3 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено на методическом объединении
Протокол № __1_
«Утверждено»
Директор МКОУ «Алыгджерская СОШ»
от «_26_» __08______2016_г. Болюх Л.В. ______
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Математика и конструирование»
3 класс
2016-2017 учебный год
Всего часов в год: 34
Всего часов в неделю: 1
Разработчик программы:
Учитель начальных классов
Яковлева Н.Н.
Педстаж:__5__лет
с. Алыгджер 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Математика и конструирование» для учащихся 3 класса разработана на основе:
1.Федерального государственного стандарта начального общего образования.- М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.
-.М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения);
3.Фундаментального ядра содержания общего образования/ под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М., «Просвещение», 2011
(Стандарты второго поколения);
4.Планируемых результатов начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М., «Просвещение», 2011
(Стандарты второго поколения)
5. Проектные задачи в начальной школе/ под редакцией А.Б.Воронцова. - М., «Просвещение», 2011 (Стандарты второго поколения)
6.Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы. Математика и конструирование», автор С.И.Волкова М., «Просвещение», 2011
7. Положения о рабочих программах МКОУ«Боровская СОШ».
8. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, М., «Просвещение», 2010 г (Стандарты второго поколения)
и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России»:
Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И.Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2012 г.
Образовательная область «Математика», предмет изучения «Математика и конструирование».
Функции предмета:Курс «Математика и конструирование» включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Математика и конструирование – это существенно и систематически пополняет геометрические знания учащихся, развивая воображение и мышление, а также развивает элементы конструкторского мышления. Это умения использовать знания для выполнения практических работ, в ходе чего отрабатываются трудовые и графические навыки, навыки работы с чертёжными и трудовыми инструментами.
Цели и задачи учебного предмета
Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.
Курс призван решать следующие задачи:
1) Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами
3) Овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
4)Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В 3-емклассе особое место занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур.
Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (1см2, 1дм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п. Часто используется прием сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Одна из задач методики изучения геометрического материала - первоначальное ознакомление учеников с классификацией фигур, со структурой логического следования. (Например, программа предусматривает изучение классификации треугольников в теме «Виды треугольников».)
Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. Образы воображения создаются на основе образов памяти. При этом ученики опираются на усвоенные знания, на свой прошлый опыт. Однако не всегда образ воображения это образ предмета, который ребенок встречал в жизни. Образ воображения - это часто новый образ на основе имеющихся представлений. Важный методический прием, обеспечивающий прочные геометрические знания - формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие детьми конкретных вещей, материальных моделей геометрических образов.
Формирование навыков. Важное методическое условие реализации этой системы: ученик должен научиться осознанно выполнять действия и лишь затем шлифовать навыки, доводя их до автоматизма. Результат обучения геометрии - не только создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Факультативный курс «Математика и конструирование» относится к предметам учебной деятельности школьного компонента учебного плана, образовательной области «Математика».
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений на изучение факультативного курса «Математика и конструирование» в 3 классе образовательных учреждений РФ отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Рабочая программа рассчитана на 35 часов (т.к. 35 учебных недель). Добавлен 1 час на изучение темы«Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата)».
Содержание учебного курса
1. Треугольник. Виды треугольников.
2. Прямоугольник. Квадрат. Параллелепипед.
3.Периметр фигур. Площадь фигур.
4. Круг. Окружность. Цилиндр. Шар.
Содержание программы
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами:«Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4,-8. равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъёмного крана и модели транспортёра.
Ожидаемые (планируемые) результаты изучения факультативного предмета
Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
 — Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
 — Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления.
 — Овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
 — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Учащиеся должны знать:
- термины: прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;- элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
- названия простейших многоугольников;
- названия четырёхугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
- виды треугольников;
- термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
- единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;
- термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
- способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
- единицы измерения площади;
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, поплощади и известной стороне;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
- прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
- внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
Учебно-методическое обеспечение
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии иметоды обучения как:
технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Основными методами обучения являются: частично - поисковый; деятельностно - творческий; наблюдения; наглядный, исследовательский, практический, самостоятельный, метод моделирования и конструирования, метод создания игровых ситуаций, метод проектов, проблемное обучение, разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.Форма контроля уровней достижений обучающихся и критерии оценки.
Основными формами педагогического контроля на уроках являются: текущий, тематический и итоговый.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Развернутость, образность, аргументированность ответов.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки практической работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Календарно – тематическое планированиепо математике и конструированию
на 3 класс (34 часа)
Класс: 3
№ урока Наименование разделов и тем Всего часов Календарные сроки
ПланирФактичПовторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля (без измерения его длины). 1 Повторение пройденного. Отрезок. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля (без измерения его длины). 1 Многоугольники. Составление многоугольников из треугольников. 1 Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный (равносторонний). 1 Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины). 1 Построение треугольника по трём сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольника. 1 Конструирование фигур из треугольников. 1 Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. 1 Представления о развёртке правильной треугольной пирамиды (на базе вырезанного равностороннего треугольника, разделённого его средними линиями на 4 равных равносторонних треугольника). 1 Практическая работа № 1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделённых на 4 равных равносторонних треугольника (способ обёртывания). 1 Практическая работа № 2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексагон — «гнущийся многоугольник»). 1 Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника (квадрата). 1 Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников (квадратов) из данных частей (выбор трёх нужных частей из пяти предложенных). 1 Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. 1 Чертёж. Практическая работа № 3. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». 1 Закрепление пройденного. 1 Практическая работа № 4. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». 1 Практическая работа № 5. Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». 1 Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). 1 Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников (квадратов). Площадь прямоугольного треугольника. 1 Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. 1 Практическая работа № 6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. 1 Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей. 1 Практическая работа N 7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. 1 Взаимное расположение окружностей на плоскости. 1 Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений (без измерения длины отрезка). 1 Взаимное расположение фигур на плоскости. 1 Практическая работа № 8. Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку. 1 29 Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех её элементов. 1 30 Изготовление из бумаги изделия способом оригами. 1 31 Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. 1 32 Практическая работа № 9. Изготовление из деталей конструктора подъёмного крана. 1 33 Практическая работа № 9. Изготовление из деталей конструктора подъёмного крана. 1 34 Практическая работа № 10. Изготовление модели действующего транспортёра. Анализ изготовленной модели, её усовершенствование по заданным условиям. 1 ИТОГО: 34 Материально-техническое обеспечение
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2012 г.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
телевизор (общешкольный);
аудиоцентр/магнитофон; мультимедийный проектор (общешкольный);
экспозиционный экран (общешкольный);
персональный компьютер для учителя (ноутбук);
сканер (общешкольный);
принтер лазерный (общешкольный);
фотокамера цифровая (общешкольная);
3. Оборудование класса:
ученические двухместные парты;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;