Разработка открытого урока по химии в 9 классе на тему «Фосфор и его соединения».


Дата: 4.12.14 года
Разработка открытого урока по химии в 9 классе
на тему «Фосфор и его соединения».
Цели урока: Познакомить учащихся с положением фосфора в периодической системе химических элементов, аллотропными видоизменениями, химическими свойствами, применением. Формировать умения учащихся для совершенствования навыков в написании окислительно - восстановительных реакций, работы с учебником, развитие умения делать выводы, выделять главное, сравнивать. Воспитание активной жизненной позиции и развитие коммуникативных качеств личности ученика.
Оборудование: Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, ИКТ – оборудование, интерактивная доска, постеры, маркеры, магнитная доска и магниты.
Тип урока: Изучение нового материала на основе групповой работы и использовании ИКТ – технологий.
Структура урока:
Организационный момент – 2 минуты
Опрос домашнего задания по теме: «Серная кислота и сульфаты» - 10 минут
Изучение нового материала на тему «Фосфор и его соединения» - 28 минут
Рефлексия и оценивание – 3 минуты
Домашнее задание – 2 минут
Ход урока.
Организационный момент: Сегодня ребята на уроке, мы повторим пройденную тему «Серная кислота и сульфаты». Изучим новую тему. Будем работать в групповом режиме. Деление на группы: 1 группа (Жили - были дед и бабка и была у них курочка ряба), 2 группа (В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь).
Опрос домашнего задания: Ребята, в этом учебном году мы с вами изучаем отдельные неметаллы и их соединения. Изучили с вами – серу, серную кислоту.
Подготовить флипчарты по проверке домашнего задания:
а) Решить задачу – Вычислите массу раствора серной кислоты (массовая доля кислоты 9,8%), которую необходимо взять для реакции с хлоридом бария, чтобы получить 466г сульфата бария.
б) Осуществить превращения S → SO2 → SO3 → H2SO4 → MgSO4 → MgCL2
в) Определить степень окисления и валентность в соединениях – K2SO4, AL2(SO4)3, Na2SO3, (NH4)2SO4, KNaSO3, NaHSO4, KHSO3, (NH4)2SO3 .
Изучение новой темы:
Учитель: Сегодня мы с вами ознакомимся ещё с одним химическим элементом, соединения которого используются в качестве минеральных удобрений.
То я камень философский,
То огонь холодный я,
То цвет белый, красный, чёрный
Представляю я.
А в Казахстане появился,
Светоносцем объявился.
Этот элемент – основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V – группы, главной подгруппы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. О каком элементе идёт речь?
Был открыт гамбургским алхимиком Х. Брандом в 1669 году. Химик Ферсман назвал этот элемент «Элементом жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Это элемент – ФОСФОР.
Учитель: Своё название фосфор получил, благодаря свойству светится в темноте. От греческих слов «фос» - свет и «ферро» - несу, (фосфор – значит светоносец).

Я светоносный элемент
Я спичку вам зажгу в момент
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой станет кислотой!
Учитель: Ребята, каждый из вас хотел бы найти клад, отыскать тайник полный сокровищ, и вам, улыбнулась удача. Вы отправляетесь на поиски клада в таинственную, полную загадок страну Фосфорландию. В рукописях древних учёных Фосфорландии мы отыскали карту, если следовать маршруту, обозначенному на нём, то вы обязательно найдёте клад! Удачного путешествия!

Вот вы и на острове ТАЙН СТРОЕНИЯ! Здесь вас ожидает первое задание, дав на него правильный ответ, вы окажетесь в ДОЛИНЕ НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ.
Задание № 1: Дайте характеристику элемента фосфора, исходя из его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Химический символ, относительная атомная масса.
Период (малый, большой), ряд (чётный, нечётный).
Группа, подгруппа (главная, побочная).
Число электронов, протонов, нейтронов.
Число электронов на внешнем энергетическом уровне.
Валентность и степени окисления.
Молодцы, дали правильную характеристику атом фосфора. Теперь перед вами, гостеприимные объятия распахнула Долина «Нахождение в природе». Но помните, испытания не закончились.
Задание № 2:
Встречается ли в природе фосфор в свободном виде? Свой ответ обоснуйте.
Назови известные тебе месторождения Казахстана по добыче фосфоритных руд? (подсказка: Эти географические объекты находятся на юге нашей Республики)А содержится ли фосфор в организме человека? (входит в состав костной ткани, имеется в организме фосфорсодержащий фермент фосфорилаза, которая способствует распаду полисахаридов, фосфор участвует в процессе обмена углеводов в тканях мозга и синтезе полисахаридов).
А вот и середина пути – ГОСУДАРСТВО СВОЙСТВ. Интересно, какие испытания ждут тебя в ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ.
Задание № 3:
Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете? Затрудняетесь ответить, найдите в учебнике.
БЕЛЫЙ ФОСФОР: белое кристаллическое вещество, аморфное вещество, воспламеняется при нагревании. Ядовит.
ЧЁРНЫЙ ФОСФОР: темноте светится, встречается редко, не ядовит, легко воспламеняется, хранится под водой, растворяется в сероуглероде.
КРАСНЫЙ ФОСФОР: не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде, в темноте не светится, не ядовит.
Есть фосфор белый, чёрный, красный –
Три аллотропных формы есть.
Вот белый: это яд опасный,
Слегка нагреешь вспыхнет весь.
Его назвали «Светоносный»
За то, что в полной темноте
Свет испускает белый фосфор
В воздушной находясь среде.
Известен людям фосфор красный,
Ведь спички зажигает все
В составе смеси безопасной
Он есть на каждом коробке.
Запомним: в спичечной головке
Смесь соли с солью Бертолле.
Мы чиркнем спичкой о коробку
И вмиг окажемся в тепле.
Вы завершили ещё один этап своего путешествия, долгожданный клад уже не за горами! Приготовьтесь к серьёзным испытаниям, потому что перед вами ОБЛАСТЬ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ.
Задание № 4:
Фосфор взаимодействует со многими простыми веществами, проявляя окислительные и восстановительные свойства.
Запиши уравнения реакций, пользуясь схемой:
Фосфор + металлы ---- фосфиды металлов
Фосфор + водород ---- гидрид фосфора (фосфин)
Фосфор + кислород ---- оксиды (3) и (5) валентного фосфора
Фосфор + хлор ---- хлориды (3) и (5) валентного фосфора
Вы достигли следующего этапа путешествия и теперь нужно перебраться через ПРОЛИВ ЗАГАДОК ПОЛУЧЕНИЯ, для этого вам понадобиться корабль, но любопытные члены его экипажа подготовили для вас вопросы, справившись с которыми матросы помогут вам перебраться через пролив.
Задание № 5: Правильно расположи прямоугольники и получи уравнение реакции получения фосфора
135826536830Ca3 (PO4)2
0Ca3 (PO4)2
-756285368302P
2P
377190368303SiO2
3SiO2
2663190273055C
5C
3872865368303CaSiO3
3CaSiO3
5158740368305CO
5CO

591121512827000
Ответ: Ca3 (PO4)2 + 3SiO2 +5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
Дорогие ребята! Большая часть пути пройдена, перед вами, дорогой путешественник, ОЗЕРО ЧУДЕС, то место, где ты сможешь передохнуть после пройденных испытаний и узнать нечто интересное!
«А знаешь, ли ты, что в Англии предложить зажжённую спичку для прикуривания сигареты является признаком «дурного тона». Странно, подумаешь ты. Но это не безосновательно с химической точки зрения, так как при взаимодействии бертолетовой соли (спичечная головка) с красным фосфором, расположенным на спичечной коробке, выделяется очень вредный газ – оксид фосфора (V)».
Отдохнут? А вот и последний этап путешествия – ГОРНАЯ ГРЯДА ПРИМЕНЕНИЯ. Прочитайте текст учебника на стр. , заполни схему: «Применение фосфора»
25869905270500+ ет: ьно расположи прямоугольники и получи уравнение реакции получения фосфора6216015919543500
1291590212090002044065374015P
P

302514017843500
287274026860500152019026860500
Поздравляю Вас, дорогой путешественник, теперь этот клад – знания о фосфоре, навсегда останется с тобой.
Рефлексия урока:
Домашнее задание: §21 стр.99-102
Задача - Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет 1% от массы вашего тела?
6063615481965000