Конспект урока русского языка Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.


№ 19 - 8 класс
14.10.2015 г.
Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Цель: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего и прошедшего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах, показать способы образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развивать монологическую речь учеников.
Способствовать осмыслению уровня своих знаний по теме.
Уметь образовывать причастия
Развитие речи учащихся.
Повторение: Спряжение глагола. Чередование согласных в корне.
Тип урока: нового материала
Вид урока: урок-беседа с элементами анализа.
Результаты обучения + критерии успеха: учащиеся знают и понимают как образовать причастия, умеют выбирать гласную в суффиксе, анализирует.
Модули: учёт возрастных особенностей, критическое мышление, новые подходы.
План урока.
Организационный момент.
Опрос домашнего задания – по цепочке упр. 101. Проговариваем правило.
Словарно-орфографическая работа: Экспонат, эскорт, конгресс, лаборатория, достопримечательность, можжевельник, юнга, пологий, долгожданный, уединение, трансформация, святилище, фимиам, лечащего, расстилающегося.Актуализация. Образование действительных и страдательных причастий:
писать видеть
мыть наградить
открыть наладить
Изучение нового материала. Собираем алгоритм, заполняем таблицу.
Глаголы (переходные несовершенного вида) Спряжения Суффиксы страдательных причастий настоящего времени Примеры
Читать
Отправлять
Решать
Видеть
Слышать
вести  1
1
1
2
2
1    
Вывод:      выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)
ОБРАТИТЕ внимание! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и др.
   Выполнение упражнений
  Упражнение 103Комментарий. Дополнительный вопрос:      Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По вопросу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) -множимом, снарядом (каким?) управляемым.)
Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).Упражнение 104: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).
Знакомство с материалом параграфа 14.
Чтение. Обсуждение.
-     С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на -ить-1
-      Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса -т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)
-      Почему глаголы на -еть- и -ить- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса -енн-1 (Потому что гласная основы инфинитива отсекается, суффикс присоединяется к последней согласной основы.)
  Выполнение упражнений
1.         Устно. Упр. 114.  Упражнение 112: комментированное письмо.Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени
не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.
В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить - награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный; бросить -брошенный; вырастить - выращенный; взвесить - взвешенный; преобразить - преображенный; привести - приведенный; обидеть -обиженный; перевести - переведенный, а также добавление согласной «л»: углубить -углубленный; исправить - исправленный.
Повторение. Различай прилагательные и причасти. Под диктовку.
туманный кожаный оловянный увешанный
старинный, гусиный станционный скошенный
карманный костяной дистанционный подклеенный
диванный муравьиный тыквенный смешанный
каменный ветреный клюквенный забранный
- Проверим правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.
Домашнее задание: § 13,14. Упр. 105,116
Итоги урока: как образовать страдательные причастия? Оценки за урок.