Конспект урока по русскому языку на тему Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени (7 класс)


Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Цели урока:
Познакомить учащихся с условиями выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
Создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с пословицы:
«Дорогу осилит идущий».
Как вы понимаете это выражение?
Сегодня вы продолжите путь по дороге знаний. И если вы будете стараться, будете активны, то с легкостью справитесь с любой задачей.
Актуализация знаний
Словарная работа
На слайде изображен человек, звонящий по телефону.
Посмотрите на рисунок. Какое действие совершает человек?
Ученики отвечают.
Образуйте глаголы в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа и 3 лица, единственного числа, действительное причастие настоящего времени.
Звонить, звонишь, звонящий.
Учащиеся работают устно, на слайде появляются слова, ученики записывают их в тетрадь, учитель акцентирует внимание на правильном произношении данных слов.
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
Образуйте действительные причастия с помощью суффиксов –УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- 
На доске записаны слова в два столбика, необходимо их переписать.
Плакать Лечить
Бороться Клеить
Таять Строить
Прием «Следопыт»
Ученики работают самостоятельно, затем проверяем.
Обратите внимание на суффиксы причастий. Все ли одинаково написали гласные в суффиксах? Почему появились разные варианты написания суффиксов?
Учащиеся делают вывод, что в суффиксах действительных причастий настоящего времени есть орфограмма.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
Формулируют тему, записывают в тетрадь. Формулируют цели урока.
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.
Выделяем суффиксы.
- Какую закономерность вы увидели?
-В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.
Какие есть гипотезы? От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (предлагают свои варианты)
- Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ
- Как проверить эту гипотезу?
- Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.
Определяем, записываем спряжение в скобочках рядом с причастием.
Что у вас получилось?
В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.
- Сформулируйте правило.
 - В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.
Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником.
Правило в учебнике читает один ученик.
4. Первичная проверка понимания.
А теперь мы должны закрепит наши знания на практике.
На слайде записаны словосочетания с причастиями, в которых пропущены буквы. Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать задание.
*Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.
У доски работает один ученик, объясняя и подчеркивая орфограммы.
Красящий забор, выращивающий цветы, пилящий дрова, моющий посуду.
5. Первичное закрепление.
Прием «Лови ошибку»
Работа с текстом (развитие речи):
Прочитайте текст.
Докажите, что это текст.
Назовите тему текста.
Как можно его озаглавить?
Заметили ли вы что с текстом что-то не так? В тексте есть причастия, в которых допущены ошибки, выпишите эти причастия вместе с определяемым словом и исправьте ошибки, орфограмму объясните.
Целую ночь помощники повара трудились не покладая рук. На кухонном столе лежали калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно разгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым.
  Кондитер в сияющем белизной колпаке отправлял в жерло раскаленной печи изделия из теста, а младший поварёнок доставал пышущие жаром румяные пирожки.
 Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.
Свою работу оцените.
Вы познакомились с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.
Деференцированная работа по карточкам
Задания первого уровня сложности
Вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.
Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью,
завис...щие от него обстоятельства, сража...щиеся
воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка.
Задания второго уровня сложности
Образовать от глаголов в скобках причастия настоящего времени, орфограмму в суффиксах объяснить.
Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла...
Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую.
Задания третьего уровня сложности
Составить текст на тему «Школьный субботник». Обязательное условие: в тексте должны быть действительные причастия настоящего времени. Текст должен быть не больше 6-ти предложений.
Ученики самостоятельно выполняют задания, затем сверяют свою работу с образцом на доске, оценивают свою работу.
РЕФЛЕКСИЯ
Учащимся предлагается выбрать пословицу, которая отражает настроение, впечатления от урока, эмоциональное состояние, озвучить ее и объяснить, почему выбрали именно эту.
Дорогу осилит идущий.
Сильный победит одного, знающий — тысячу.
У человека, не желающего работать, много поводов.Сила, не знающая цели, -мать лени.
Домашнее задание: §136, упр.125.