Урок этики и психологии семейных отношений в 10 классе

Третья встреча с психологом
Автор конспекта, педагог – психолог Киреева Лидия Семеновна
Урок этики и психологии семейных отношений в 10 классе
Тема: Враги семейного счастья. Конфликт
Цель: Психологические методы и приёмы предупреждения конфликтов
Задачи:
Раскрытие понятия «конфликт»
Знакомство с психологическими приёмами бесконфликтного общения
Мотивировка обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу его состояния
Развитие позитивной моральной позиции по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе

1.Вводная часть
1.1 Упражнение «Здравствуй, добрый человек!» Первый участник передаёт мяч соседу, стоящему справа со словами: - Здравствуй, добрый человек Он берёт мяч и отвечает: - Здравствуй» Так продолжается по кругу, до последнего участника.
1.2 Упражнение «Имя + прилагательное» Последний участник передаёт соседу слева мяч, называя его полное имя и прилагательное (определяющее черту характера), начинающееся с той же буквы, что и имя. Он берёт мяч и отвечает : «Спасибо!» Так продолжается до первого участника.
1.3 Упражнение «Разговор» Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать, что может привести конфликтам.
Я предлагаю вам высказать свою точку зрения о том, почему ссорятся люди, что такое конфликт и к чему он может привести.
Вывод: Конфликт – это барьер, препятствие к добрым отношениям между людьми. Ссоры и скандалы могут привести к страху, к чувству обездоленности, к болезни, к психопатиям, включая уход из жизни, к трагедиям. Слишком дорогой может быть плата за стремление «уязвить по – больше».

2.Основная часть
2.1 Сказкотерапия, показ слайда - «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
Чтение русской народной сказки:
«Жили – были старик со старухой. Детей у них не было. Живут – как кошка с собакой: не то что каждый день, а что ни час, то и пыль до потолка. Он ей слово, она ему – десять. Он ей двадцать, она – сто! Уж и забыли, как добрые слова говорятся, всё криком, да бранью. Как – то старуха пожаловалась соседям:
-Худо живём! Я ему слово, он мне – десять! Я ему двадцать, он мне – сто! Чуть не до драки – не то что каждый день, а и каждый час, пока вместе
Ей и присоветовали:
-Сходи в соседнюю деревню, там старик есть мудрый, знахарь, он поможет!
Пошла старуха. Пришла, обсказала. Старый тот знахарь взял склянку, налил в неё воды, пошептал над ней и подаёт бабке:
-На! Как только старик твой неладно скажет, ты хлебни воды из склянки – то да со святой молитвой и держи во рту. Не сплюнь и не сглотни! Держи, пока не замолчит путём. Помни!
Только пришла старуха домой, её старик – тоже на порог. С работы он, голодный, обедать требует, а у неё не готово, проходила сколько времени . Вот и, зашумел он на неё. А она – раз! – и хлебнула из склянки, и молча, быстренько на стол собирает уж что есть.
Он ей: - Онемела, что ль? Молчит старуха, молитву святую в уме творит. Удивился старик и тоже замолчал. Так и пошло. Чуть он зашумит, она – раз – и хлебнёт из склянки воды
Радовалась старуха, хвалилась соседям: помог знахарь.
И старик не раз говаривал: - Чудо, старуха – то наладилась!»
Дискуссия:
-Чем хороша сказка?
(Сознательный отказ от участия в конфликте)
2.2. Игра «Дождь». Участники стоят в кругу и повторяют движения, который им показывает ведущий:
·
Шуршат, потирая ладонями
Щелкают пальцами
Негромко хлопают в ладоши
Ударяют себя ладонями по бёдрам, притопывают ногами
2.3 Мини – лекция. «Учёный, профессор психологии Э.Г. Эйдемиллер доказал в своём открытии, что каждый член семьи по – своему воспринимает мир. Несовпадение взглядов, поступков приводит к конфликтным отношениям в семье.
Он считает, что зная протекание процесса восприятия человека человеком, можно предотвратить множество конфликтов.
Проанализируем модель процесса восприятия:
Учёный представляет её в виде круга, разделённого на сектора:
1,2,3,5 – визуальная система процесса восприятия (сектора глаз), она направлена на то, чтобы видеть, смотреть, представлять, предвидеть.
4,6 –аудиальная система процесса восприятия (сектора слуха), она направлена на то, чтобы слушать, слышать, говорить шепотом, чётко диктовать.
7,8,9 – кинестетическая система процесса восприятия (сектора чувств) она направлена на то, чтобы ощущать, чувствовать, «ломать», давить, справляться, мыслить.
Такая модель ясно показывает, что значительная часть информации, которой обмениваются члены семьи, обычно остаётся непонятой.
А для того, чтобы было всё понятно в отношениях людей, следует выполнять 2 правила:
Первое правило «Правильно прививать навыки разговора»
Поворот тела по направлению к говорящему
Поддержание контакта глазами
Задавать уточняющие вопросы с целью уточнения, правильно ли тебя поняли
Второе правило «Повышать осознанность коммуникативного повеления»
«Включить» душевное зрение
Создать тёплую атмосферу
Искать то, что вас сближает
Обходиться без резкости и категоричности
Стремиться не к победе, а к истине и любви
2.4 Упражнение «Колокол». Участники стоят в круге и держатся за руки. Поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, произносят: «Бим!», синхронно с силой бросают руки вниз, произносят: «Бом!»
2.5 Игра «Сам себе психолог». «Вы - психологи. За 5 минут «изобретаете» средство от скандалов. Оформляете памятку, плакат, рекомендательное письмо, открытку. В них вы формулируете правило, которое поможет предотвратить конфликт. Можете выразить, как свою точку зрения, так воспользоваться высказываниями великих людей».

3.Заключительная часть
3.1Рефлексия:
Произнести хором слова Г.Н Сытина:
«Я не ищу конфликтов, но я не боюсь конфликтов. Я смело иду на их решение»
Чему научил вас сегодняшний урок?
Сможете ли вы оказать помощь в разрешении конфликта, какие методы изберёте вы, научные или народную мудрость?

Используемая литература:
1. Беломестных А.И. Будущие родители. ОГУ «ЦСИУМ», Иркутск, 2001
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987
4. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994
5. Ковалёв С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990
7. Шрайнер К. Как снять стресс. М., 1993
8. Жутиков Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. Москва. Просвещение, 1990
9. Юдина Н. Навстречу. Школьный психолог №12, 2007



15