МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт
в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»
             

Содержание
Методическое обоснование темы занятия 4
Методические рекомендации по проведению занятия 5
План занятия 6
Информационная карта 8
Дидактический материал к занятию 15
Список Web-страниц для обучаемых 15
Список Web-страниц для преподавателя 15
Приложение 16
Методическое обоснование темы занятия

Специфика учебной дисциплины «Литература» определяется тем, что она, на мой взгляд, представляет собой единство словесного искусства, основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство, и человековедения. С этой точки зрения методическая разработка, выполненная по теме «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия», как нельзя более актуальна. С одной стороны, на занятии затрагиваются такие серьёзные литературоведческие понятия, как экспозиция, завязка действия, конфликт, а с другой – конфликт главной героини драмы А.Н.Островского «Гроза» как внутрисемейный, так и с обществом, его устоями в целом. Это расширение мировосприятия, опыт чужой жизни, который необходим для самопознания.
Тема занятия может быть непроста для понимания ещё молодыми людьми, но данная его форма (беседа) позволит не только осознать эстетическую ценность литературного слова через чтение страниц драмы А.Н.Островского, но и даст возможность обучающимся выстраивать логические цепочки рассуждений и делать выводы, обсуждая со сверстниками то или иное событие в пьесе.Методические рекомендации по проведению занятия

Как отмечает Махмутов М.И. - один из основателей проблемного обучения в России - значение слова "актуализация" как одного из начальных элементов занятия говорит о том, что преподаватель должен сделать знания по теме актуальными, нужными, заинтересовать обучающихся темой занятия. С этой точки зрения начать занятие рекомендуется с видеосюжета с участием актёра В.Демчога, которое как нельзя более удачно может послужить для ввода обучающихся в тему разговора о пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Занятие, проведенное по данной методической разработке, не только даёт обучающимся представление о пьесе, о характере главной героини, о её конфликте с семьёй, обществом и о стадиях развития действия пьесы. Студенты получают возможность совершенствовать разные виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее. На основании этого чтения и происходит анализ эпизодов драмы, постепенное исследование такого литературоведческого понятия, как композиция произведения, начиная с экспозиции и заканчивая развязкой.
Для облегчения работы с данной методической разработкой в плане занятия приведены предполагаемые ответы обучающихся на вопросы, которые задаются им по анализу пьесы. Тот материал, который рекомендуется обучающимся записать в тетрадь, выделен курсивом.При проведении занятия используется презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point. Информация, вынесенная на слайды презентации, позволяет в процессе знакомства с литературоведческими понятиями не ограничиваться только словесными пояснениями преподавателя, но подключить и зрительную память обучающихся.
Закончив анализ драмы, преподаватель диктует обучающимся под запись выводы, которые являются результатом коллективного труда всей группы. Этот конспект, собственно, и является домашним заданием на следующее занятие.
В приложении приведены нормы оценок, выставляемых обучающимся по результатам занятия-беседы. План занятия
Дисциплина: «Литература»
Курс 1
Занятие №6
Раздел 2. «Литература второй половины XIX века»
Тема № 1 раздела: «А.Н.Островский»
Тип занятия: комбинированное занятие.
Вид занятия: беседа.
Тема занятия: А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.
Цели занятия Учебные
-дать представление о произведении А.Н. Островского «Гроза»;
-проанализировать конфликт в пьесе как социальный, так и семейный;
-исследовать литературоведческое понятие «композиция произведения».
Развивающие
-совершенствовать умение владеть различными видами речевой деятельности;
-формировать точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме.
Воспитательная
-воспитывать представления о морально-этических устоях семейных отношений
Компетенции, элементы которых
формируются на занятии, виды деятельности обучающихсяОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Обучающийся заинтересован темой занятия и выполнением заданий преподавателя.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Обучающийся доказательно и аргументировано отвечает на вопросы преподавателя по анализу драмы А.Н.Островского «Гроза».
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Обучающийся отбирает качественную информацию, раскрывающую самую суть проблемы, для ответа на вопросы преподавателя по анализу пьесы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Обучающийся после прочтения отрывка драмы осуществляет в нём подбор необходимого материала для ответа на вопрос преподавателя, дополняет его личным опытом и пробует грамотно донести до аудитории (искренне, кратко, по сути).
Форма занятия: индивидуально-фронтальная.
Методы занятия: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Дидактическое обеспечение занятия: проектор, экран, презентация, видеофрагмент.
Продолжительность занятия: 90 минут
№ п/пЭтапы занятия Продолжительность
1. Организационный момент 5 мин.
2. Этап проверки домашнего задания 15 мин.
3. Актуализация 4. Этап подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала ????
5. Этап усвоения новых знаний 40 мин.
6. Этап усвоения и осмысления новых знаний 10 мин.
7. Проверка понимания нового материала Закрепление? 10 мин.
8. Этап подведения итогов занятия
Выставление оценок? 5 мин.
9 Домашнее задание 5 мин.
Рефлексия ?
Информационная карта
Этапызанятия Деятельность педагога ДеятельностьобучающихсяРезультат
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания Приветствие. Проверканаличия обучающихся, их готовности к занятию. Дежурный докладывает об отсутствующих, готовит доску, мел. Обучающиеся готовятся к занятию, рассказывают домашнее задание. Обучающиеся готовы приступить к занятию. Домашнее задание рассказано.
2.Актуализация (слайд 1,2). Готовит студентов к восприятию темы через видеофрагмент, называет тему занятия, цель и задачи, стоящие перед обучающимися, указывает на связь темы с предыдущими занятиями, на актуальность темы. Объявляет условия получения оценки знаний, заслушивает домашнее задание Обучающиеся внимательно смотрят видеофрагмент, узнают условия получения оценок, записывают тему занятия в тетрадь Обучающиеся понимают тему, цель и задачи занятия, условия получения оценок
Этап подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала (слайды 3-7, 8-10) Просит открыть первые страницы пьесы и выписать имена главных героев. Объясняет необходимые для работы на занятии литературоведческие термины, просит их записать в тетрадь Открывают первые страницы пьесы, выписывают в тетрадь имена главных героев и литературоведческие термины Активизация работы обучающихся,имена главных героев и литературоведческие термины выписаны
4.Этап объяснения нового материала (слайды 11-16) Даёт задание прочитать определённые части пьесы, задаёт по ним вопросы, объясняет элементы построения произведения Читают пьесу по ролям, отвечают на заданные вопросы, записывают определения элементов композиции в тетрадь Активное участие  всей группы.
На вопросы даны ответы, определения элементов композиции в тетрадь выписаны
5.Этап первичного закрепления обучающимися изученного материала Основные выводы из обсуждения драмы диктует для записи в тетрадь Записывают в тетрадь основные выводы из обсуждения Основные выводы выписаны
7. Проверка понимания нового материала (слайд 17) Задаёт вопрос Отвечают на вопрос Материал понят
8. Этап рефлексии Этап подведения итогов (слайд 9)
Задаёт вопрос. Определяет работу всей группы. Выставляются оценки в журнал по подсчитанным бонусам Отвечают на вопрос. Участвуют в подведении итогов. Итоги занятия подведены. Оценки получены.
9. Этап информации о домашнем задании Задает домашнее задание Выслушивают информацию о домашнем задании Все учащиеся знают дом. задание
1. Организационный момент. Этап проверки домашнего задания
2. Актуализация.
Посмотрите видео и внимательно послушайте, о чём говорит актёр
Слайд 1.
Видеоролик с участием В.Демчога периодически останавливается преподавателем для связывания текста, читаемого актёром, с драмой А.Н.Островского «Гроза».
«Если вы никогда не видели нашей грозы, вы никогда не поймёте нас, способностей наших безумных душ на самое дно бездны, где все законы мирозданья теряют свой первоначальный смысл…
Преподаватель: Почему главная героиня драмы А.Н.островского «Гроза», целомудренная и верующая женщина, жена, пошла на измену своему мужу и пала на самое дно бездны?
… и стремительному взлёту в запредельные высоты, где из рубиновых хвостов сгорающих комет кто-то непостижимо великий сплетает полотно реальности. Сначала припекает ласковое, как поцелуй младенца, солнце. Время от времени начинают прикрывать солнечный свет рыхлые белые облака, потом их становится больше, они сбиваются в компании, пока очередной порыв ветра окончательно не формирует их в огромные пегие массивы, и они словно выманивают из-за горизонта отливающий по рваным краям сталью грозовой фронт. Вскоре мерцающую сталь прикрывают косые шторы проливных дождей. И по мере своего приближения гроза начинает засасывать в себя звуки. Первыми исчезают все звуки присутствия человека: шумы автомобильных двигателей на дороге, гул невидимых аэробусов, продирающихся сквозь тучи к аэропортам. Вслед за ними смолкает лес и замирает поле. Над головой беззвучно бурлит жуткий пепельно-жёлтый водоворот, постепенно сворачиваясь спиралью вокруг ещё невидимого центра. Испуганно вскрикнет птица неподалёку, пронзительно скрипнет дверной петлёй ржавый флюгер, словно приоткрывая дверь для редких, но огромных капель тёплого дождя. И дождь принесёт с собой запах свежерасколотого камня. А потом наступит невыносимо долгая пауза. Ощущение времени появляется, только когда чего-то ждёшь, чего-то самого главного, способного изменить всю жизнь раз и навсегда…
Преподаватель: Гроза как природное явление сыграла важную роль в жизни Катерины, изменила её жизнь раз и навсегда. Каким же образом?
… И в данный момент это главное, возникшее на мгновение в центре царящего наверху хаоса округлый прорыв, сквозь который виден чёрный бездонный космос и бесконечно далёкие, пульсирующие разными цветами звёзды. Единственное, чего хочется тебе в этот момент по-настоящему – это разорвать себе грудь руками и вырвать ещё агонирующее сердце и с диким востроженным воплем протянуть его навстречу первому удару молнии…
Преподаватель: Катерина после первого удара молнии в присутствии многих горожан, свекрови призналась мужу в измене. Зачем?
… Ты не думаешь о смерти, тебе неведом страх и сомнения, ты яростно хочешь стать сопричастным окружающему тебя величию, стать частью этой неописуемой силы…
Преподаватель: А Катерина в конце пьесы задумалась о смерти.
… созидающей и уничтожающей миры, силы, стирающей грань между очевидным и воображаемым, силы, проявляющейся в сладковатом привкусе берёзового сока и мерцании сапфира, сотворённого из капли жирной венозной крови на долю секунды, на время её падения до прохладного мрамора ступеней храма, силы, сочетающей ответственность личного выбора с импульсивным порывом разъярённой толпы…Преподаватель: ибо разъярённая толпа и свекровь, в первую очередь, не поняли и не приняли раскаяния Катерины.
… самому стать этой силой, пожертвовав своей уникальностью во славу её безумия. Всё остальное так неважно, так незначимо, так оскорбительно логично до истинного понимания себя. Нет, если вы ни когда не видели нашей грозы, вы никогда не заглянете в наши души. Вы так хотите этого… Только подумайте, действительно ли вы к этому готовы?».
Готовы ли вы получить ответы на те вопросы, что я поставила перед вами? Интересно?
Записываем тему занятия (слайд 2)
3. Этап подготовки обучающихся к восприятию учебного материала
Давайте познакомимся с основными действующими лицами пьесы. Откройте первую страницу произведения А.Н.Островского. Запишем имена героев в тетрадь.
Начнём, пожалуй, с главной героини.
Катерина, жена Тихона (слайд 3).
Пьеса А.Н.Островского отличается тем, что герои её носят говорящие имена и фамилии. Что же означает имя и отчество главной героини? Имя Катерина в переводе с греческого языка означает «всегда чистая». Отчество у нее Петровна (Петр по-гречески «камень»). Видимо, отчеством драматург хотел подчеркнуть твердость характера своей героини, а именем – моральную чистоту, несмотря на всё, произошедшее в пьесе.
Тихон Иваныч Кабанов, муж Катерины (слайд 4).
Как вы думаете, каким должен быть человек с таким именем?
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), мать Тихона (слайд 5).
Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые соответствуют сути её характера – дикая свирепая свинья либо кабан. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны.
Марфа – «наставница». Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа». Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший»
Варвара, сестра Тихона (слайд 6)
Имя «Варвара» означает «грубая». Эта героиня во многом противопоставлена Катерине. Действительно, она довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно.
Борис Григорьевич (слайд 7)
Имя яркое, хорошее и активное. В нем присутствует много великолепных признаков. Но рядом с ними явно выражены и отрицательные - "грубый" и "холодный". Последний эпитет именно о главном герое пьесы.
Савел Прокофьевич Дикой (слайд 8)
Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было и драматург дал отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.
Познакомимся и с литературоведческими терминами, которые могут нам понадобиться сегодня. Запишем определения в тетрадь, в литературоведческий словарь.
Слайд 9
Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.
Слайд 10
Реплика – это в диалогической речи каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.
Слайд 11
Ремарка — замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.
Именно через реплики героев и ремарки автора мы будем анализировать пьесу и отвечать на те вопросы, что были заданы в начале занятия.
4.Этап усвоения новых знаний
Итак, приступаем к разговору о пьесе. Начинается развитие действия с экспозиции. Запишем определение (слайд 12)
Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта.
Нашли в тексте действие 1 явление 5. Прочитали
Вопрос преподавателя: Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Как она относится к домашним?
Предполагаемый ответ: Её речь - смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину. Кабаниха сразу же вызывает ужас, она грубый деспот, ханжа, фанатически отстаивающая старое. И все эти выводы мы делаем, «вслушиваясь» в ее речь. Во всей сцене Кабаниха играет активную роль, она «ведет разговор», упрекает, наставляет, угрожает и ругает.
Вопрос преподавателя: В чем упрекает Кабаниха своих домашних?
Предполагаемый ответ: «Она упрекает детей в непочтительности по отношению к родителям», «Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом». «Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жертвой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее страшный удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня достаточно, что она меня любит», — следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становится ясным, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чем они неповинны, а упреки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления. 
Вопрос преподавателя: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить» - говорит Кабанова. Вы с этим согласны? Так почему же она вызывает такое неприятие?
Предполагаемый ответ: Уважение нужно заслужить хорошим отношением к окружающим, к снохе, например
Вопрос преподавателя: Почему Кабанова так ненавидит Катерину?
Предполагаемый ответ: Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. Терпеть напраслину привыкли и Тихон и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, смело поднимает свой голос в защиту своего человеческого достоинства. Но вызовом является не только это. Уже с первых реплик Катерины Островский показывает, что ее слова являются вызовом тому порядку, который утверждает Кабаниха. Ее обращение к Кабанихе на «ты», в то время как Тихон и Варвара говорят «Вы», должно раздражать Кабаниху. 
Вопрос преподавателя: Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”? Что означает в устах Кабанихи слово «порядок», который страстно ею защищается?
Предполагаемый ответ: Беспрекословное подчинение младших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства. А кроме того, это жизнь по законам Домостроя, памятника светской литературы XVI века, созданный предположительно монахом Сильвестром. Вот из него цитата: «В отношениях с домочадцами Домострой рекомендовал хозяину быть "грозою" для жены и детей и строго наказывать их за провинности, вплоть до "сокрушения ребер", либо "плетью постегать по вине смотря".
2 час занятия
Следующая стадия развития действия – завязка. Запишем определение.
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») (слайд 13)
Нашли в тексте действие 2 явление 3 и 4. Прочитали до клятвы
Вопрос преподавателя: Зачем Кабанова заставляет Тихона отдавать наказы жене?
Предполагаемый ответ: Кабаниха не только соблюдает порядок, но и стремится унизить невестку, показать ей, как плохо о ней думают, ни в чем ей не верят.
Вопрос преподавателя: Какие чувства испытывает Катерина в это время?
Предполагаемый ответ: Чувство оскорбленного достоинства. 
Вопрос преподавателя: Что означает ремарка 4 явления «после непродолжительного молчания, покачав головой», и чуть ниже «все в том же состоянии, слегка покачивая головой»?
Предполагаемый ответ: Она расстроена поведением Тихона.
Вопрос преподавателя: Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном?  Что она поняла?
Предполагаемый ответ: Весь разговор с Тихоном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаянная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять её с собой.
Вопрос преподавателя: Что означает для Катерины ответ Тихона на просьбу взять её с собой?
Предполагаемый ответ: Ответ Тихона показывает Катерине все её ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Катерина в отчаянии. Почва ускользает у нее из-под ног.
Вопрос преподавателя: Катерина влюблена в Бориса, идёт с ним на свидание, он отвечает взаимностью. Так какие же преграды стоят на пути Катерины к счастью?
Предполагаемый ответ: Помимо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью. Об этом говорит кульминационная сцена пьесы – сцена грозы и признания Катерины в измене.
Следующая стадия развития действия – кульминация. Запишем определение (слайд 14).
Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом
Нашли в тексте действие 4 явление 4.Прочитали до слов Кулигина и явление 6 после барыни (чтение сцены на площади проходит под включенные в презентацию звуки грозы и видео разряда молнии – слайды 15и 16)
Вопрос преподавателя: Почему Катерина сознаётся в измене? Что могло дальше ожидать Катерину? Какие возможны выходы из сложившейся ситуации?
Предполагаемый ответ: На самом деле Тихон наказывает Катерину физически. «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А. я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее».
Вопрос преподавателя: Но, тем не менее, можно считать, что конфликт «Кабанова – Катерина», свекровь в XIX веке – сноха закончился поражением Катерины?
Следующая стадия развития действия – развязка. Запишем определение (слайд 17)
Развязка  — окончание действия или завершение конфликта между персонажами
Нашли в тексте действие 5 явление 3. Прочитали.
Вопрос преподавателя: Что напомнил вам этот разговор?
На что надеялась Катерина при встрече с Борисом?
Как раскрывается Борис в этой сцене?
Предполагаемый ответ: Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской России, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»
Вопрос преподавателя: Что дальше ожидает Катерину?
Предполагаемый ответ: Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медленное увядание в результате постоянных истязаний и издевательств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...» — победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» Ненависть к унижению у неё сильнее страха перед грехом, и она идёт к Волге и бросается в реку с обрыва.
Вопрос преподавателя: Что означает слово конфликт? 
Предполагаемый ответ: Это столкновение, борьба людей.
В драме "Гроза" конфликт разрешается трагически.
5.Этап усвоения и осмысления новых знаний
Основные выводы, сделанные нами в ходе занятия, запишем в тетрадь (слайд 18)
Кабанова говорит о том, что молодые должны почитать старших, что старшие их ругают, потому что хотят добру научить, но Кабанова живёт по законам Домостроя, а согласно этим законам старшим перечить нельзя, старшим молодое поколение можно унижать, оскорблять. Но Катерина - человек с чувством собственного достоинства. Она не может позволить обиду в свой адрес, а защитить её некому, поэтому первым протестом против унижения является её измена мужу. Катерина не умеет лицемерить, она не может так, как Тихон и Варвара, говорить одно, а думать другое, поэтому сознаётся в измене. Но когда понимает, что и Борис предаёт её, не может согласиться на пожизненное унижение и совершает ещё больший грех – кончает жизнь самоубийством.
С точки зрения XIX века у гордой Катерины действительно не было другого выхода, а с точки зрения XXI – её поступок – признак слабости.
6.Проверка понимания нового материала. Этап рефлексии
Вопрос преподавателя: Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь? 
Предполагаемый ответ: У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?  Она сама себя за это жестоко осудила, каялась. 
Вопрос преподавателя: Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным? 
Предполагаемый ответ: Да, потому что столкновение человеческого достоинства, независимости человека с унижением его со стороны сильных,  богатых  сейчас  является  очень  злободневным.
7.Этап подведения итогов занятия
Выставляются оценки обучающимся, согласно нормам оценки занятия-беседы, приведённым в приложении.
8.Этап информации о домашнем задании
Конспект, записанный на занятии, приготовить на пересказ
Дидактический материал к занятию
Видеоролик с участием актёра В.ДемчогаПрезентация
Страницы Web-сайтов
Текст драмы А.Н.Островского «Гроза»
Список Web-страниц для обучаемых
Анализ драмы «Гроза» / А.И.Журавлёва. Русская литература XIX-XX веков: в 2-х томах. Т.1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в вузы. Режим доступа: http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2deb95.pdfМоё отношение к Катерине (А.Н.Островский «Гроза») / Антисочинение. Режим доступа: http://antisochinenie.ru
Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского «Гроза») / Сочинения. Островский А.Н. «Гроза». soch.tom.ru. Коллекция сочинений. Режим доступа:
http://soch.tom.ru/sochinenie/poslednee-svidanie-kateriny-s-borisom-analiz-sceny-iz-5-deystviya-dramy-an-ostrovskogo-groza
Ф.М.Достоевский о «Грозе» А.Н.Островского. Финал драмы. / Литература. Издательство «Лицей». Режим доступа: http://www.licey.net/lit/groza/dostoevskiiPriznanie
Список Web-страниц для преподавателя
Актуализация знаний учащихся / Орехова Людмила Владимировна, учитель ГБОУ гимназии 1595. Выступление-доклад. Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru. Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/04/09/aktualizatsiya-znaniy-uchashchikhsyaКурсовая на тему: «Изучение в школе драмы А.Н.Островского «Гроза» / bukvasha.ru. режим доступа: http://bukvasha.ru/kursova/7368
Система устного опроса и проверка качества знаний / Острая Татьяна Владимировна. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/12/02/sistema-ustnogo-oprosa
Язык драмы «Гроза» А.Н.Островского / Островский А.Н. «Гроза». Biblioman. Режим доступа: http://biblioman.org/compositions/ostrovsky/groza/yazuk-dramy-groza-ostrovskogo-groza/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нормы оценок, выставляемых обучающимся по результатам занятия-беседы «Отлично» ставится, если даются полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения  (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответах отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответы излагаются литературным грамотным языком; студент показывает умение выделять существенные и несущественные моменты материала.Оценка «отлично» ставится не менее, чем за пять ответов обучающегося в ходе занятия-беседы.
    «Хорошо» ставится, если даются полные, развернутые ответы на поставленные вопросы, показывается умение выделять существенные и несущественные моменты материала;  ответы четко структурированы, выстроены в логической последовательности, изложены литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов и др.
Оценка «хорошо» ставится не менее, чем за четыре ответа обучающегося в ходе занятия-беседы.
    «Удовлетворительно» ставится, если даются неполные ответы на поставленные вопросы, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; речь неграмотная.
Оценка «удовлетворительно» ставится не менее, чем за три ответа обучающегося в ходе занятия-беседы.
«Неудовлетворительно» по результатам занятия-беседы не ставится.