Методическая разработка практического занятия на тему ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ, АЛЛЕРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХМДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ
Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии
Тема: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ, АЛЛЕРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2017
Рассмотрено на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2017
Председатель
______________________ Степанова А.В.
Автор-составитель: преподаватель Кудлаенко И.А.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному модулю «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по теме «Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях».
Методическая разработка составлена для преподавателя с целью формирования умений по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
уметь:
У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
У 2 - осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
У 3 - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
У 4 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
У 5 - вести утвержденную медицинскую документацию.
знать:
3 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
З 2 - пути введения лекарственных препаратов;
З 3 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 2.1-2.2 ПК 2.4 - 2.6
Методы и формы, используемые на занятии: применяются элементы кейс технологии при работе в малых группах
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала» (приложение №1), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№2), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях
Место проведения: кабинет пропедевтики клинических дисциплин, лечения пациентов детского возраста, сестринского ухода в педиатрии
Продолжительность проведения занятия: 270 минут
Мотивация темы: навыки, приобретенные при отработке умений по данной теме, являются основой для формирования ПК.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
- знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем детей старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях; организацию и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме, аллергических болезнях; пути введения лекарственных препаратов; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
- уметь готовить пациентку к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях; консультировать родителей по применению лекарственных средств; осуществлять фармакотерапию по назначению врача; вести утвержденную медицинскую документацию.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен знать:
З 1 - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
З 2 - пути введения лекарственных препаратов;
З 3 - правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
студент должен уметь:
У 1- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
У 2 - осуществлять сестринский уход за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях;
У 3 - консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
У 4 - осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
У 5 - вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения;
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию;
Междисциплинарная интеграция:
ПМ.02
Фармакология
ПМ 03
Анатомия и физиология человека
Основы патологии
ПМ.02
Фармакология
ПМ 03
Анатомия и физиология человека
Основы патологии

Внутридисциплинарная интеграция:
3958590-476250Осуществление сестринского ухода за детьми с инфекционными заболеваниями
00Осуществление сестринского ухода за детьми с инфекционными заболеваниями

36391854508500
1763395-1795780Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях.
00Осуществление сестринского ухода за детьми старшего возраста при бронхиальной астме, аллергических болезнях.
1438910-101600000-413385-1812290Осуществление сестринского ухода за детьми при аномалиях конституции, диатезах, атопическом дерматите, анемиях.
00Осуществление сестринского ухода за детьми при аномалиях конституции, диатезах, атопическом дерматите, анемиях.
359918019558000Методическое обеспечение занятия: Медицинская документация: процедурный лист, дневник пикфлоуметрии, таблица должных значений ПСВ в зависимости от роста у детей, «Пищевой дневник». Карточки с задачами.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Компьютер, проектор.
Баллончик с аэрозолем, мундштук, стакан с водой, раствор антисептика, шпатель или стеклянная палочка, ватный тампон, перчатки, кожный антисептик, носовой катетер, вазелиновое масло (изотонический раствор NaCl), лоток, лейкопластырь, ножницы, пинцет, марлевая салфетка, фантом ребенка, контейнеры с дез. раствором, сосудосуживающие капли, пипетка, шприц, небулайзер, пикфлоуметр.Домашнее задание: Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр 271-305, 380-401.
Перечень литературы:
Основная: Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014
Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии В.Д. Тульчинская, Ростов 2015
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)
ОК 4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию 30 мин Использование письменных форм опроса:
- индивидуальное тестирование с целью определения уровня знаний. На этом этапе проводится контроль самостоятельной внеаудиторной работы сайта Moodle
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 2
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы собственной деятельности 5мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы
5. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; 3; 12 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.6 (приложение №2)
Цель - сформировать умения У 1 – У 5 195 мин. Выполнение студентами проблемно-ситуационных задач
6. Физкультминутка
реализация ОК 13 (приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 5 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
7. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений реализация
ОК 4; ОК5 (приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные умения 20 Индивидуальный опрос с целью создания проблемной ситуации для развития логического, клинического, профессионального мышления и т.д.
5. Подведение итогов
(приложение №5)
5 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
6. Задание на дом 5 мин. Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр 271-305, 380-401.
Всего 270 мин Приложение №1
Теоретическое осмысление учебного материала
Выберите правильный ответ
Кратковременная остановка дыхания у детей
а) апноэ
б) брадипноэв) тахипноэг) асфиксия
2. Выберите правильный ответ
Для профилактики приступов бронхиальной астмы у детей применяют
а) пипольфенб) инталв) эуфиллин
г) эфедрин
3. Выберите правильный ответ
Фактором риска атопического дерматита у детей является
а) инфекция
б) перегревание
в) переохлаждение
г) наследственная отягощенность
4. Выберите правильный ответ
При лечении атопического дерматита у детей применяют препараты
а) антимикробные
б) антигистаминные
в) диуретики
г) гипотензивные
5. Выберите правильный ответ
Для лечения экссудативной формы атопического дерматита применяют
а) примочки с чаем и крем Элиделб) мазь Элиделв) циклоспорин Аг) местные антибиотики
6. Выберите правильный ответ
Диета для пациентов с аллергическими болезнями
а) диета №9
б) элиминационная диета
в) диета №15
г) диета №13
7. Выберите правильный ответ
При проведении пикфлоуметрии детям с БА учитывают
а) наименьшее значение из 2 показателей
б) наибольшее значение из 2 показателей
в) наибольшее значение из 3 показателей
г) наименьшее значение из 3 показателей
8. Установите последовательность
Техника проведения процедуры через дозирующий аэрозольный ингалятор
а. сделать выдох
б. слегка запрокинуть голову назад, обхватить губами мундштук ингалятора
в. снять колпачок с ингалятора, держа баллончик донышком вверх
г. сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно ингалятора
д. встряхнуть ингалятор перед применением
е. на высоте вдоха задержать дыхание (8-10 с)
ж. сделать медленный выдох
9. Выберите правильный ответ
Предрасполагающие факторы к развитию БА
а) переохлаждение
б) авитаминоз
в) наследственность
г) эндокринные заболевания
10. Выберите правильный ответ
Продолжительность послеприступного периода при БА
а) 2-5 дней
б) 1 день
в) 4 часа
г) 1 мес.
Эталон ответов
а
б
г
б
а
б
в
в, д, а, б, г, е, ж
в
а
Критерии оценивания тестового задания
За каждый правильный ответ, студент получает – 1 балл.
Максимальное количество баллов за выполненную работу – 10 баллов.
Оценка «отлично» ставится, если студент набрал – 9-10 баллов
Оценка «хорошо» ставится, если студент набрал – 8 баллов
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент набрал – 7 баллов
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент набрал – менее 7 баллов
Приложение №2
Самостоятельная работа
Задача №1
У ребенка 8 лет, находящегося на стационарном лечении, под утро появился приступ удушья с затруднением выдоха, частым сухим кашлем; дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода.
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику применения дозирующего аэрозольного ингалятора)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
Проблемы пациента
удушье
сухой кашель
Приоритетная проблема пациента – удушье
Алгоритм действий медицинской сестры:
а) вызвать дежурного врача-педиатра;
б) придать ребенку полусидячее положение;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) по назначению врача, применить бронхорасширяющие препараты в виде ингаляции или внутрь: адреномиметики (сальбутамол – 1 доза 0,1 мг или фенотерол), М-холинолитики (беродуал, дитек);
д) при отсутствии эффекта от вышеуказанных мер ввести 0,1 % раствор адреналина 0,7 мл подкожно
Техника применения дозирующего аэрозольного ингалятора
Оснащение:
Баллончик с аэрозолем, мундштук, стакан с водой, раствор антисептика.
Алгоритм действия:
Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель, ход манипуляции, получить его согласие.
Вымыть руки с использованием мыла и антисептика, осушить.
Приготовить всё необходимое.
Придать пациенту удобное положение, стоя.
Прочитать название лекарственного препарата, срок годности, проверить заполненность ингалятора
Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем;
Снять с баллончика защитный колпачок;
Проверить исправность – нажать на дно баллончика, направив струю аэрозоля в колпачок;
Обработать мундштук раствором антисептика;
Провернуть баллончик вверх дном;
Предложить пациенту сделать выдох и плотно обхватить мундштук губами;
Сделать глубокий вдох синхронно с нажатием на дно баллончика: в этот момент выдается доза аэрозоля;
Вынуть мундштук изо рта;
Задержать дыхание на несколько (8-10) секунд и сделать медленный выдох через нос;
При необходимости сделать повторную ингаляцию аэрозоля через 30-60 секунд;
Прополоскать рот водой
Окончание процедуры:
После ингаляции обработать мундштук раствором антисептика и надеть защитный колпачок
Задача №2
Девочка 8 лет поступила в стационар с жалобами на высыпания на коже, сильный зуд, беспокойство, нарушение сна, повышение температуры тела до 380 . Мама связывает появление симптомов с употреблением йогурта.
Из анамнеза известно, впервые высыпания появились на щеках (мелкопапулезные элементы, мокнутье, корки) в 5-ти мес. возрасте, после введения в рацион питания рисовой каши на молоке. После осмотра педиатром установлен диагноз: Атопический дерматит.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода.
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику применения мазей, паст и болтушек на кожу)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента
сильный зуд
высыпания на коже
беспокойство
нарушение сна
повышение температуры тела
План сестринского ухода:
Организовать гипоаллергенную диету: исключить из рациона наиболее вероятные аллергены. Суточный объем и качественный состав пищевого рациона должен соответствовать возрасту ребенка.
Для установления причинно-значимого аллергена необходимо рекомендовать ведение «Пищевого дневника» не менее 1 мес., в котором отмечают все употребляемые ребенком продукты питания.
Создать гипоаллергенный быт. Максимально разгрузить комнату (квартиру) от лишних вещей, особенно собирающих пыль. Ежедневно проводить влажную уборку: использовать воздухоочистители, тщательно проветривать квартиру, следить за свежестью воздуха в ночное время. Не держать комнатные растения, домашних животных и птиц, шкуры животных. Использовать специальные противоаллергенные постельные принадлежности, одеяла, подушки, матрацы. Не допускать контакта ребенка с бытовой химией; веществами с резким запахом (косметика, духи, дезодоранты и т. д.). Исключить пассивное курение ребенка.
Выполнять медикаментозную терапию по назначению врача: антигистаминные препараты, наружная (местная) терапия для восстановления эпидермиса (примочки, эмульсии, кремы, мази).2. Техника применения мазей, паст и болтушек на кожу
Оснащение:
Шпатель или стеклянная палочка, лекарственное средство, ватный тампон, перчатки, кожный антисептик
Подготовка к процедуре:
Информировать маму (ребёнка) о правилах проведения процедуры
Подготовить необходимое оснащение
Помочь ребёнку занять удобное положение
Прочитать название лекарственного вещества, посмотреть срок годности, (если лекарственное средство хранилось в холодильнике подогреть до комнатной температуры)
Вымыть и осушить руки, одеть перчатки
Выполнение процедуры:
Выдавить на шпатель или стеклянную палочку мазь или пасту, болтушку на ватный тампон и нанести тонким слоем на кожу;
Контролировать, чтобы ребёнок 10-15 мин. подержал поверхность кожи открытой; расспросить у старших детей о неприятных ощущениях, если таковые имеются;
Через 10-15 минут осмотреть кожу.
Завершение процедуры:
Использованную стеклянную палочку или шпатель поместить в контейнер с дезинфицирующим раствором
Снять перчатки, поместить в контейнер с дез. раствором, вымыть и осушить руки
Задача №3
Больная М., 14 лет, поступила в стационар с жалобами на приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой слизистой мокротой (единичные плевки), приступы удушья с затрудненным выдохом, возникающие, как в дневное, так и в ночное время ежедневно, одышку при незначительной физической нагрузке, заложенность носа.
Из анамнеза известно, что у девочки имеется аллергия на цитрусовые, шоколад. Мать ребенка страдает атопическим дерматитом.
Задания:
1. Определите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода.
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику проведения оксигенотерапии)
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента
Приступообразный кашель с мокротой
Приступ удушья
Заложенность носа
План сестринского ухода:
Создать ребенку максимально удобные условия, создать спокойную обстановку вокруг него, давать теплое питье.
Выполнять медикаментозную терапию по назначению врача. При тяжелом течении заболевания показаны: ингаляционные β-агонисты короткого действия 4 раза в сутки, теофиллин короткого действия (5-7 мг/кг), противовоспалительная терапия (ингаляционные кортикостероиды в высоких дозах).
Провести беседу с ребенком и родителями по питанию и образу жизни.
2. Техника проведения оксигенотерапии
Оснащение:
Носовой катетер, вазелиновое масло (изотонический раствор NaCl), перчатки, лоток, лейкопластырь, ножницы, пинцет, марлевая салфетка, шпатель, фантом ребенка, контейнеры с дез. раствором, сосудосуживающие капли, пипетка.Подготовка к процедуре:
1) Вымыть руки, надеть перчатки.
2) Приподнять изголовье кровати, постелить на него пеленку.
4) Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение.
5) Заполнить жидкостью аппарат Боброва. Длинную трубку аппарата погрузить в жидкость и подсоединить к источнику кислорода. Проверить проходимость устройства
Выполнение процедуры:
1) Придать ребенку возвышенное положение. Для этого уложить его так, чтобы голова и верхняя часть туловища находились на приподнятом в изголовье матраце.
2) Убедиться в проходимости дыхательных путей, при необходимости очистить носовые ходы.
3) Распечатать упаковку с катетером (предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера).
4) Измерить глубину введения катетера. Она определяется расстоянием между крылом носа и козелком уха. Для выполнения измерения необходимо захватить пинцетом марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки. Извлечь стерильным пинцетом катетер из упаковки, проверить его целостность. Вводимый конец катетера положить в руку на марлевую салфетку. Для предотвращения травмирования глаз конец катетера, удерживаемого рукой, расположить возле носа ребенка, а пинцет с катетером – у козелка уха. При этом запрещается касаться лица ребенка. В случае отсутствия стандартной метки ее следует выполнить полоской стерильного лейкопластыря или влажной стерильной ватой, скрученной вокруг катетера в виде нити.
5) Переложить катетер с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее перо, на расстоянии 3-5 см от вводимого конца.
6) Увлажнить катетер.
7) Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки. При введении катетер держат перпендикулярно к поверхности лица в руке.
8) Проконтролировать положение катетера с помощью шпателя. Катетер введен правильно, если его кончик виден в зеве и находится на 1 см ниже малого язычка. Более высокое его расположение ведет к снижению напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а более низкое – к аэрофагии (попадание воздушной смеси в желудок).
9) Закрепить наружную часть катетера на щеке больного полосками лейкопластыря.
10) Подсоединить катетер через резиновую трубку (длиной не более 60 см) к короткой трубке увлажнителя, расположенной над жидкостью.
11) Отрегулировать скорость подачи кислорода. Она контролируется ротаметром или быстротой прохождения пузырьков газа через увлажнитель.
12) Через 30-60 мин для предупреждения пролежней и высушивания слизистой оболочки носового хода следует поменять положение катетера в другой носовой ход после предварительного отключения подачи кислорода.
13) После завершения сеанса оксигенотерапии отключить подачу кислорода.
14) Извлечь катетер.
15) Ввести в носовой ход 2-3 капли раствора с сосудосуживающим, дезинфицирующим действием (например, капли, содержащие адреналин и фурацилин).
Завершение процедуры:
1) Использованный катетер, перчатки поместить в емкости с дезинфицирующим раствором.
2) Вымыть и просушить руки
Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №4
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений
Задача №1
В стационаре находится ребенок 12 лет с диагнозом «Бронхиальная астма, атопическая, средней тяжести, приступный период».
В результате диагностических исследований выявлена аллергическая реакция на клещей домашней пыли. Мать не знает, как правильно организовать ребенку гипоаллергенный быт.
Задания:
1. Определите настоящие проблемы. Составьте план сестринского ухода.
2. Осуществите фармакотерапию по назначению врача (Продемонстрируйте технику применения небулайзера)
3. Объясните ребенку, как правильно проводить пикфлоуметрию
3. Заполните медицинскую документацию
Эталон ответов
1.Проблемы пациента
Мать не знает, как правильно организовать ребенку гипоаллергенный быт
План сестринского ухода:
Использовать постельные принадлежности с искусственными наполнителями, которые легко стираются
На матрац, подушки, одеяла надевать гипоаллергенные чехлы
Менять постельное белье не реже 1 раза в неделю и стирать при t 600 СНельзя ложиться в постель сразу после ванны
Нельзя хранить что-либо под кроватью
Дверь в спальню днем следуют закрывать
Заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся
Ковры и ковровые покрытия убрать
Книги убрать в застекленные шкафы и почаще протирать
Мягкие игрушки периодически стирать при t 600 С или убирать на ночь в морозильник
Ежедневная влажная уборка (лучше вечером)
Использование пылесосов с специальными фильтрами
2. Техника применения небулайзераСобрать прибор
Подготовить необходимый препарат. Препарат из ампулы набирается стерильным шприцом, затем разводится до объёма 4 мл физиологическим раствором, выливается в стаканчик.
Стаканчик с готовым лекарством присоединить к трубке прибора. Сверху надеть лицевую маску по размеру. Маленького ребёнка лучше держать на руках, приложив маску к лицу, развлекать его, чтобы он не испугался процедуры
Включить аппарат, держать стаканчик строго вертикально, чтобы не разлить лекарство. Ингаляция в среднем занимает минут 10. Сигналом для прекращения ингаляции послужит отсутствие пара из стаканчика (это означает, что просто закончилось лекарство)
После каждой ингаляции необходимо стаканчик, маску прополоскать кипячёной водой и высушить. Если проводилась ингаляция с гормональными препаратами, то кипячёной водой необходимо прополоскать и ротовую полость
3. Правила проведения пикфлоуметрии:
1. Присоедините мундштук к пикфлоуметру. Стрелка должна находиться на нулевой отметке шкалы.
2. При каждом измерении пациент должен занимать одинаковую позу (сидя или стоя), держать пикфлоуметр следует горизонтально, при помощи двух рук, при этом избегать блокирования исходящего воздуха из пикфлоуметра.
3. Сделайте глубокий вдох.
4. Плотно обхватите мундштук прибора губами, избегайте закрывания отверстия мундштука языком, после чего сделайте максимально быстрый и сильный выдох через рот. При этом важна сила выдоха, а не количество выдыхаемого воздуха (Детям следует объяснить, что выдыхать нужно так, как будто гасишь свечи на праздничном торте праздника.)
5. Выдыхаемый воздух оказывает давление на клапан прибора, который перемещает вдоль шкалы стрелку-указатель. Стрелка покажет пиковую скорость выдоха (ПСВ), обычно в литрах в минуту.
6. Отметьте полученный результат, или запишите куда-нибудь.
7. Повторите эту процедуру три раза, каждый раз возвращая стрелку на нулевую отметку.
8. Из трех полученных результатов выберите наибольший (наилучший) и отметьте его в графике дневника самонаблюдения.
9. Ориентиром для сравнения очередного полученного результата является ваш лучший показатель ПСВ.
 
Приложение №5
Критерий Количество баллов
5 4 3 2
Работа с сайтом внеаудиторной работы Moodle При работе с сайтом Moodle студент набирает от 20 до 18 баллов При работе с сайтом Moodle студент набирает от 17 до 16 При работе с сайтом Moodle студент набирает от 15 до 14 При работе с сайтом Moodle студент набирает от 13 и ниже
Тестовый контроль Обучающийся исчерпывающе и всесторонне знает весь программный материал и рекомендованную к нему литературу, отлично его понимает и прочно усвоил его. На вопросы в пределах учебной программы дает правильные, сознательные и уверенные, логически стройные ответы. Обучающийся знает весь требуемый программой учебный материал, хорошо понимает, и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Обучающийся обнаруживает знание основного программного материла. При применении знаний испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В ответах допускает ошибки Обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает
Решение проблемно-ситуационных задач Комплексная оценка предложенной ситуации;
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Правильность осуществления ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяя медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии. Грамотность ведения медицинской документации при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Комплексная оценка предложенной ситуации,
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Незначительные ошибки при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; Наблюдается нарушение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Отмечается неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Неверная оценка ситуации;
Неправильное выполнение манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Неправильное осуществление ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
При объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии нарушаются этико-деонтологические нормы, информация представляется не в полном объеме.
Систематизация полученных знаний Комплексная оценка предложенной ситуации;
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Правильность осуществления ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Грамотность ведения медицинской документации при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Комплексная оценка предложенной ситуации,
Соблюдение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Незначительные ошибки при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Доступность информации при объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; Наблюдается нарушение алгоритма выполнения манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии
Отмечается неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога при осуществлении ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
Медицинская документация заполняется студентом с незначительными ошибками Неверная оценка ситуации; Неправильное выполнение манипуляций при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии.
Неправильное осуществление ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии, применяет медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями
При объяснении пациенту сути лечебных вмешательств при осуществлении сестринского ухода за детьми старшего возраста при болезнях верхних дыхательных путей, обструктивном бронхите, пневмонии нарушаются этико-деонтологические нормы, информация представляется не в полном объеме.
Соответствие баллов по пятибалльной системе оценки результатов
20-17 баллов 5 (отлично)
16-13 баллов 4 (хорошо)
12-10 баллов 3 (удовлетворительно)